Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)

Якубенкова Елена Александровна

Народное искусство заключает в себе большие возможности в установлении тесных преемственных связей в воспитании и развитии творчества детей: музыкальное, изобразительное, поэтическое, широко используемое в педагогическом процессе детского сада и составляющие основу воспитания и развития творческого аспекта художественно-эстетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл va.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Народное искусство как способ формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Народное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизньблаготворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческое развитие личности.

Народное искусство включает в себя различные виды художественной деятельности народа: устное народное творчество, музыку, танец, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и другие. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь народной музыки и декоративно-прикладного искусства, взаимосвязь художественного слова с изобразительной деятельностью.

Каждый вид народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Так, специфика произведений народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов. Поэтому занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для развития творческого потенциала каждого ребенка. В творческой работе над образом народной вещи дети овладевают элементарными приемами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, дерева, природных материалов. Уже в дошкольные годы дети могут различать своеобразие народных росписей (хохломской, Городецкой, полховско - майданской и т. д., создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие элементы, композиционные особенности, материал.

Воздействие на формирование личности ребенка художественными дисциплинами подчеркивалось многими учеными (Л. С. Выготский, К. Лехт, Б. М. Неменский и др.). Именно художественная деятельность эмоционально стимулирует мозговую активность, которая обуславливает продуктивное решение художественных задач и стимулирует эстетические потребности детей.

Вопрос о значении видов художественной деятельности для творческого развития личностиформирования творческой активности занимает большое место в педагогической науке. Общетеоретические вопросы развития творческих качеств личности, необходимых для участия в творчестве, представлены в результатах отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и других). Научные взгляды этих ученых легли в основу положений, выделенных В. П. Ушачевым и широко используемых в педагогике:

-способностью к творчеству обладает каждый ребенок;

-различия в деятельности, эффективность, темпы закрепления, динамика изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;

-творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;

-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение. Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, разучивание песен и танцев, потешек, пословиц, загадок, знакомство с изобразительным искусством и т. д. Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, дерево, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе будет способствоватьдальнейшему развитию детей.

Таким образом, народное искусство заключает в себе большие возможности в установлении тесных преемственных связей в воспитании и развитии творчества детей: музыкальное, изобразительное, поэтическое, широко используемое в педагогическом процессе детского сада и составляющие основу воспитания и развития творческого аспекта художественно-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую  эмоциональную  окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка...

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Выступление "Моделирование, как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

quot;Моделирование, как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста" - ознакомительная консультация...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие  Формирование элементарных математических способностей...

Мастер - класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Повысить профессиональное мастерс...