НОД педагога-психолога Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты
методическая разработка

Левина Жанна Викторовна
Цель: Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения у детей с ТНР с использованием оборудования сенсорной комнаты. Задачи: • Формировать навыки релаксации и снятия эмоционального напряжения; • Создать положительный эмоциональный настрой; • Способствовать развитию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; • Способствовать воспитанию волевых качеств, умению действовать по правилам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в средней группе «Солнышко»

тема: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей

в условиях сенсорной комнаты»

подготовила:

педагог-психолог

Ж.В. Левина

Сургут 2018

Тема: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты».

Цель: создание условий для снятия психоэмоционального напряжения у детей с ТНР с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Задачи:

  • Формировать навыки релаксации и снятия эмоционального напряжения;
  • Создать положительный эмоциональный настрой;
  • Способствовать развитию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
  • Способствовать воспитанию волевых качеств, умению действовать по правилам.

Предварительная работа: игры и упражнения в сенсорной комнате без включения оборудования, поэтапное введение в действие элементов сенсорной комнаты с применением сказкотерапии.

Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки, игровой туннель, сухой бассейн, массажные мячики, воздушно-пузырьковая колонна, фибероптические волокна, панно «Звездное небо», музыкальное сопровождение

Возрастная категория: 4-5 лет

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия

Вводная часть

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Звуковое сопровождение «Звуки леса»

Психолог: 

— Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в Волшебный лес. Для этого нужно пройти по лесной тропинке (напольные тактильные дорожки). Идем медленно, не спеша. Слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу. Постарайтесь почувствовать, что находится у вас под ногами. Прислушайтесь к своим ощущениям. (Дети выполняют)

Игра-имитация «Послушай и угадай» 

По тропинке в лес пойдем,                         (Шагают друг за другом)

Лужу мимо обойдем,                                   (Обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек,                             (Прыгают)

Посмотрели мы налево,                         (Стоят, смотрят налево)

Посмотрели мы направо,                        (Смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко,                   (Смотрят вверх, встали на носочки)

Посмотрели вниз натравку.                          (Смотрят вниз, наклонились)

Ах, как красиво!                                             (Удивились)

Основная часть

Цель: обучение приемам саморасслабления, снятию психоэмоционального напряжения, регуляции мышечного напряжения.

Психолог:

— Здорово! Посмотрите, мы с вами оказались перед необычным озером (сухой бассейн), на дне которого для вас спрятаны «секретики». По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету. (Дети достают массажные мячики)

— Молодцы, какие вы ловкие ребята! Присаживайтесь. Давайте посмотрим, что же за «секретики» вы нашли?

Дети: 

— Это разноцветные мячики.

Психолог:

 — А для чего они нужны?

Дети: 

— Для массажа.

Психолог: 

— Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. (Дети выполняют)

А теперь я предлагаю встать в ряд и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Теперь можно положить на пол и покатать мячики ногами. (Дети выполняют) Приятно делать массаж? (Отвечают) Замечательно, давайте сложим мячики и отправимся дальше по дорожке в наше путешествие.

— Посмотрите, перед нами необычная полянка, а на ней происходит какое-то волшебство. Давайте присядем и внимательно рассмотрим волшебную колонну (воздушно-пузырьковая колонна). Посмотрите, кто там плавает? (Правильно – рыбки) Давайте понаблюдаем за плавными движениями рыбок в воде, посмотрите, как меняется цвет воды. Последите глазками, как воздушные пузырьки поднимаются снизу вверх. (Дети все вместе наблюдают за рыбками и пузырьками)

— Ребята, а сейчас мы с вами отправляемся к волшебному водопаду. Посмотрите, вода в нем необычная, разноцветная. Вы можете войти в этот водопад, почувствовать его прохладу, собрать все струйки в руки.

— А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий. Целый день мы путешествовали с вами по лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на большой поляне. Располагайтесь поудобнее, расслабьтесь. Для этого нужно лечь на пуфики, закрыть глаза и внимательно слушать мелодию и мой голос. (Дети выполняют)

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония»

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. В нашем лесу наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. (панно «Звездное небо») Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Длительная пауза.

Гаснут звезды, наступает утро. Мы отлично отдохнули! Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии… Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!

Заключительная часть

Цель: обучение анализу полученного опыта, поддержанию положительного эмоционального настроя.

Психолог: 

— Как вы себя чувствуете?  Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего? Какое ваше настроение? (Ответы детей) А теперь нам пора возвращаться в группу. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Самоанализ

непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме: «Снятие психоэмоционального напряжения у детей в условиях сенсорной комнаты»

Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, характерны волевые нарушения в виде эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, они склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание, некоторые же заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Основной целью занятия было создание условий для снятия психоэмоционального напряжения у детей с ТНР с использованием оборудования сенсорной комнаты.

В коррекционно-развивающем занятии для детей среднего дошкольного возраста участвовало 2 детей с ТНР (2 мальчика из группы «Солнышко»).

При планировании занятия учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, оно выстраивалось с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно проведены занятия, направленные на знакомство детей с сенсорной комнатой, поэтапно введены в занятия элементы сказкотерапии с применением оборудования комнаты в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения.

Форма занятия: игра-путешествие. В данном возрасте для наиболее эффективного развития и коррекции эмоциональной сферы необходимо организовывать игровую деятельность. Занятие включало в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом.

В начале занятия как организационный момент использовалось приветствие, создавшее у детей положительный эмоциональный настрой, были включены «Звуки леса». Детям было предложено отправится в Волшебный лес.

В основную часть занятия был включен комплекс игр с оборудованием сенсорной комнаты, нацеленных на создание психологического комфорта, нормализации психоэмоционального состояния.

Сенсорные дорожки способствовали развитию кинестетической и тактильной чувствительности, мышечному расслаблению.

Сухой бассейн и массажные мячики способствовали снижению уровня психоэмоционального напряжения, снижению двигательного тонуса, регуляции мышечного напряжения, коррекции уровня тревожности, снятию негативных эмоций и состояний, оказывали стимулирующее и расслабляющее воздействие.

Воздушно-пузырьковая колонна развивала визуальное восприятие, цветовосприятие, активизировала внимание, происходила релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов.

Фибероптические волокна способствовали развитию зрительного восприятия и тактильных ощущений, снижению уровня тревожности.

Панно «Звездное время» способствовали саморегуляции психического состояния, развитию воображения, мышечному расслаблению.

Музыкальное сопровождение обогащало восприятие и воображение, создавало психологический комфорт, происходила релаксация при воздействии слуховых образов, снижалось нервно-психическое и эмоциональное напряжение, формирование навыков саморегуляции.

В заключительной части занятия была проведена релаксация под музыкальное сопровождение «Ночная симфония». Под красивую спокойную музыку дети расслабляются на пуфиках, для развития воображения наблюдали за «Звездным небом», всё это способствует снятию усталости, так как данные дети склонны к переутомлению, и испытывают дефицит в мышечном расслаблении.

В конце занятия ребята высказались о том, что им больше всего понравилось и запомнилось на занятии.

Выводы:

Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки.  Время занятия распределено целесообразно. На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Занятие педагога-психолога по коррекции психоэмоционального напряжения №1

Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; формирование общности, сплочённости, адекватной самооценки; развивать умение определять настроение по схеме, мимике, жес...

Занятие педагога-психолога по коррекции психоэмоционального напряжения №2

Создание положительного эмоционального фона; снятие мышечного и эмоционального напряжения; преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; устранение страха неожиданного воздействия; развиват...

«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»

Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.   Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для педагогов на тему:«Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения».

Первоочередной задачей педагогического коллектива стоит планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым поло...

Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Тема моей презентации:Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкол...