Сказочные герои в экономическом воспитании детей дошкольного возраста
консультация

Балбашова Елена Ивановна

Использование сказок и литературных произведений в экономическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказочные герои в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов.

 Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.

Жили-были… Каждый ребенок слышит эти слова от бабушки, мамы, воспитателей в детском саду. Так начинается сказка.   По своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

 Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт. По мнению австралийского психолога и сказкотерапевта Д. Бретт «Дети видят в сказках отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха». Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок. Секрет терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает: «Это понарошку, не про меня». На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
    Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой, как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа. Они используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивают логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Первое знакомство с экономикой нужно проводить в форме сказки или игры, начиная со II младшей группы. Несомненно, то, что в этом возрасте воспитатели не могут давать детям сложных экономических понятий, но такие, как деньги, зарплата, товар, покупки, магазин вполне доступны пониманию детей со II половины года. В младшем возрасте – это «Репка» (сначала на огороде ничего не было, потом выросла репка); «Теремок». В младшем возрасте объяснить, что мышка - хозяйка теремка, остальные животные - ее гости; а в старшем – дети понимают, что терем мышка сдала животным в аренду.

   Понятие бартер можно изучать на примере героев сказки «Петушок и бобовое зернышко». Очень показательна в экономическом отношении сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Театр - собственность Карабаса — Барабаса. Он притворялся спонсором, когда давал Буратино 5 золотых. Кот Базилио и Лиса Алиса - явно не друзья, а партнеры. Экономическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием.

После чтения сказки «Морозко» вопрос «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочь – с убытком?» заставляет задуматься над таким качеством, как трудолюбие, без развития которого ни одна человеческая жизнь не может быть полноценной; высказывать осуждение трудовой нерадивости Ленивицы; поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Познакомившись с героями сказок «Семейный бюджет крокодила Гены», «Дядя Фёдор, кот и пёс» Э.Успенского, дети рассуждают о таких качествах героев, как хозяйственность, расчётливость. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора щи варил» дают возможность объяснить ребёнку некоторые экономические понятия, выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить расточительность и жадность.

«Приключение Незнайки и его друзей» Н.Носова, рассказывает нам о том, как Незнайка ищет себя, он перепробовал много профессий. Это дает возможность не навязчиво знакомить детей  с разнообразием профессий.

Таким образом, включаясь в решение сюжетной задачи сказки, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую, что позволяет ему легко адаптироваться в социуме.

Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы. Из произведений С. Маршака «Откуда стол пришел?», В. Маяковского «Конь-огонь», Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла», С. Баруздина «Кто построил этот дом» и других авторов дошкольники узнают об отношении героев к процессу изготовления товаров, осознают значимость человека трудящегося. В подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

Сказки с экономическим содержанием можно применять на занятиях по математике, развитию речи, экологии, ИЗО, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности самих детей.

Разговор об общечеловеческих ценностях – добре и трудолюбии, рачительности и бережливости продолжается при изучении пословиц и поговорок.

Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления, на основе известных сказок.

 Вот некоторые примеры:

Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:

О каком доме идёт речь?

Что такое сберегательный банк?

Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:

Что придумал Карабас-Барабас?

Выгодно ли продавать товар со скидкой?

Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:

Какой материал самый дешёвый?

Какой самый прочный?

Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?

Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:

Почему Коза огорчилась?

Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?

Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:

Как жители королевства узнали о новом салоне?

Что такое реклама?

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;

Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);

Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;

Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;

Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;

Михалков С. «Как старик корову продавал»;

Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».

Из современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».

Герой произведения — Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка — блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке — положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

 Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше сказка, коснется струн души ребенка,  тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом  к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

"В гости к сказочным героям" игра - викторина для детей дошкольного возраста 4 - 5 лет

quot;В гости к сказочным героям" игра - викторина для детей дошкольного возраста 4 - 5 лет...