Конспект по духовно - нравственному воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа)

Матюшкина Надежда Сергеевна

Конспект Добро и Зло

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobro_i_zlo.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

№38 «РОСИНКА»

города Рубцовска Алтайского края

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста

«Добро и зло»

Подготовила: Воспитатель

Матюшкина Надежда Сергеевна

Рубцовск, 2018 год

Возрастная группа

Старшая группа

Область основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Познавательное развитие»

Тема мероприятия

«Добро и зло»

Интеграция образовательных

областей

«Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Целеполагание

Цель: Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность, побуждать к осмыслению человеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции

Задачи:

Образовательные: - Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.

Развивающие задачи:- Создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро; развитие связной речи.

Воспитательные задачи:- Воспитывать в детях умение осознанно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести

Обогащение словаря

«Колючий человек», «Колючие глаза».

Предварительная работа с детьми

Рассматривание иллюстраций , чтение стихотворений о доброте и добрых поступках.

Индивидуальная работа

Помогать ребенку отвечать полным ответом.

Раздаточный материал

 Шаблоны цветов, деревьев, бабочек и птиц, кусочки цветной бумаги, ножницы.

Дидактическое обеспечение занятия

Картинки-иллюстрации различных ситуаций, иллюстрации сказочных героев, мячик (с шипами), волшебное сердечко.

Методы и приёмы

Практические: динамическая пауза, дидактическая игра.

Словесные: беседа, чтение художественного произведения, дидактическая игра.

Виды детской деятельности

Двигательная, коммуникативная.

Этапы работы

Вводная часть

 Организационный этап.

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные, добрые глаза.

Где-то там, далеко, где гуляют ветра,

есть чудесное место - Долина добра.

Ищут многие путь, но не могут найти,

только сердце с добром может к ней привести.

Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.

Тронешь капли дождя... и они запоют...

И на радужных струнах ты можешь играть,

ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.

Колокольчики счастья в долине звучат.

Они ласковый звук и надежду дарят.

Ты в Долину добра тихо двери открой

и почувствуй смиренье, душевный покой.

Не ищи ту Долину в песках иль снегах.

Верь, Долину найдёшь...Всё в твоих лишь руках!

- О чем пойдет речь?

 Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Наше занятие сегодня будет не простое, а волшебное и знаете почему? Потому что мы попробуем стать волшебниками. Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть в Долину добра. Держитесь за руки, зажмурьте глаза, и все вместе произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели!

Вот мы и прилетели. Давайте сядем в круг.

 

Мотивационно-ориентировочный этап.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет, ничего не требуя взамен, не ожидая какой-либо похвалы. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Добро доставляет нам радость, появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.

Какого человека можно назвать добрым? А Вы хотите узнать кто такой добрый человек?

Ответы детей.

Основная часть

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь, он любит животных, окружающую природу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Если мальчик замахнулся палкой на птичку или кошку, или бросил камень в собаку, ребята, как вы думаете, он добрый человек?

Расскажи о своих добрых поступках.

- Почему ты так поступал?

- Зачем нужны добрые дела?

- А почему люди становятся злыми? (Потому что им никто никогда не помогал).

- А как можно сделать людей добрее? (Нужно помогать им и научить их помогать другим людям).

Воспитатель предлагает детям несколько картинок-ситуаций. Потом вместе с детьми анализирует поступки главных героев, дети оценивают поступки, характеризуют поведение персонажей рассказов.

Вова гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Вова посмотрел наверх: на втором этаже было открыто окно. Вова поднял мишку, он давно мечтал о таком. Вова смотрел на мишку и думал.

- Как ты считаешь, о чем думал Вова? (Вернуть или не вернуть мишку)

- Какое решение принял Вова?(вернуть)

- Как ты оцениваешь поступок мальчика? (сделал добро).

Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в неё чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И девочки принялись кидать в кошку песком.

- Как оценить поступок девочек?

- Что такое зло?

- Расскажи о злых поступках, которые тебе пришлось наблюдать.

Игра «Волшебное сердечко».

Дети стоят в кругу, сейчас вы будете передавать сердечко и вспоминать пословицы и поговорки о добре:

1. Дружбу помни, а зло забывай.

2. Про доброе дело и говори смело.

3. Жизнь дана на добрые дела.

4. За добрые дела, всегда похвала.

5. Нет друга ищи, нашёл береги.

6. Настоящий воин у кого есть милосердие.

7. Тот, кто не имеет сострадания – жесток.

8 Добрый человек не помнит зла.

9. За добро злом не платят.

10. Добро не умрёт, а зло пропадёт.

11. Ласковое слово, как весенний день.

Ребята часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебными» словами.

Дети: спасибо, добрый день, д. вечер, будьте здоровы, простите, спасибо и т.д.

Давайте с вами поиграем в «Колючую игру».

Сидя на коврике передавайте друг-другу мячик(с шипами) и называйте все колючее, что вы знаете.

Дети: Колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф, колючий ежик.

Воспитатель: А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза». Про какого человека можно так сказать?

Дети: недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого.

Воспитатель: Нравятся вам эти качества?

Дети: Нет

Воспитатель: Мы их договоримся называть отрицательными качествами человека. Бывают ли люди только с одними положительными или отрицательными качествами?

Дети: нет

Воспитатель: Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Динамическая пауза:

"Что такое доброта?"

Все встают в круг. Ведущий произносит слова, а дети выполняют движения.

- Что такое доброта? Это сердца красота! Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева: красота?  - Красота!

- Что такое доброта? Это сердца красота! Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева: красота? - Красота!

- Что такое доброта? Это сердца красота! Обними соседа справа, обними соседа слева: красота? - Красота!

Игра «Сказочный герой – добрый или злой»

Воспитатель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будите отвечать, добрый он или злой. Если добрый, поднимаете желтые карточки, если злой – поднимаете черные карточки.

 Рукодельница, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Мальвина, Снежная королева, Бармалей, Серый волк, Иван дурак и тд.

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Да, если вы приглядитесь, то увидите, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых. Считается, что на добрых людях мир держится. Почти во всех сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет настоящее великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый бывает добреньким только на словах, а трусливым и хитрым на деле.

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. В нашей стране стало грустно и одиноко, давайте мы с вами ее украсим и развеселим. У вас на партах лежат шаблоны цветов, деревьев, бабочек и птиц. А еще кусочки цветной бумаги. Каждый берет по одному шаблону и обводит на листочке цветной бумаги любую фигурку. Работать будем дружно, помогать соседям, у кого не очень получается. Ведь мы работаем на планете добра. Вырезаем аккуратно и по очереди приклеиваем на общий лист ватмана.

Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину? (МИР, как прекрасен этот мир, Добро победило зло).

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

Заключительная часть

 

Рефлексивно-оценочный этап.

Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть обратно в группу. Держитесь за руки, зажмурьте глаза, и все вместе произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели!

Вот мы и вернулись. Давайте сядем в круг.

- Дети, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие подарки добавят в ваши сердца капельку добра. Старайтесь почаще делать добро окружающим вас людям. В добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы

Актуальность. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особому. Если человек в чём-то не очень разбирается, о нём говорят: » думает что булки на деревьях растут». Где же действительно растёт...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию:"Хорошо-плохо".

Конспект интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы....

Конспект по духовно-нравственному воспитанию"Пасха"

Дети должны  возрастать и крепнуть духовно.Тогда  они научаться прощать, любить ,сеять зернышки добра и милосердия. Такое мировоззрение приучает человека не отчаиваться, исправляться и...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию"Святые земли Русской"

Основы духовно-нравственного воспитания в  детском саду.           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-и...

конспект по духовно-нравственному воспитанию

Данная тема актуальна тем, что подрастающее поколение отторгает  отечественную  культуру, общественно–исторический  опыт поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Я считаю, ...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию в первой младшей группе "Поможем лисичке"

Цели:  способствовать духовно-нравственному развитию детей, вызвать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное к плохим....