Коррекционная программа по ориентировке в пространстве
методическая разработка (старшая группа)

Епихова Ольга Вячеславовна

Корекционная программа по ориентировке в пространстве для детей с нарушениями зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korektsionnaya_programma.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

Коррекционная программа

  Рассмотрено                                                                                                    Утверждаю:

на Педагогическом совете                                                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 69»                                                                   «Детский сад № 69»

Протокол _______________                                                        ____________  /Н.И. Боярова/

                                                                                                    Приказ № _____ от __________

Согласовано

Председатель М/К

___________/Васютина Т. В./

Планирование образовательной деятельности

по ориентировке в пространстве

в старшей группе №8 (от 5 до 6 лет)

для детей с ОВЗ, (нарушение зрения)

на 2016 - 17 учебный год

Разработала: Епихова О.В.

Должность: учитель-дефектолог

г. Энгельс

2016

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка                                                                                1

1.2 Цели и задачи по реализации программы                                                2

1.3 Принципы реализации программы

1.4 Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения                                                                                           8

1.5 Планируемые результаты  освоения  программы                                   8

1.6 .  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы.                                                                                             

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Перспективный план                                                                                    10

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Список детей                                                                                                   11

3.2 Материально техническое обеспечение программы                              12

3.3 Программно-методическое   обеспечение    образовательного         процесса                                                                                                                 13

1  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1   Пояснительная записка

        Программа разработана в соответствии с нормативными документами, разграничивающими компетенцию и ответственность:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Работа ведется на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной Л. И. – М,  2003 г.

При организации коррекционно-педагогической работы необходимо  учитывать не только возрастные, но и индивидуальные  особенности детей, обусловленные  их личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья. Поэтому темп работы может быть ниже ожидаемого или выше, а сроки выполнения  смещаться.

Актуальность

В  последнее время выросло число людей с патологией органа зрения. Состояние здоровья и развития современных школьников не может не вызывать тревоги. В течение 11 лет обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз..

Снижение уровня здоровья детей является результатом влияния не только экологических и социально-экономических факторов, но и целого ряда педагогических факторов, таких как раннее начало систематического обучения, несоответствие программ и технологий образования функциональным возможностям организма, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям пребывания в школе, частичное разрушение служб школьного врачебного контроля и т.д.

Около 80% информации об окружающей среде воспринимаются человеком через зрительную сенсорную систему. Именно через зрительный анализатор человек получает больше впечатлений об окружающем мире. Такие признаки предметов и явлений, как свет, цвет, величина, форма, протяженность, направление, движение, покой человек познает лучше через зрение.

Необходимо заметить, что в случае глубоких нарушений зрения наблюдается хроническое недоразвитие психики в связи с отсутствием у слепых и слабовидящих визуальных впечатлений. Нарушение зрения влияют на ход духовной жизни человека. Причины возникновения качественных особенностей чувственного отражения у людей с дефектами зрения кроются в том, что, во-первых, ослабляются или полностью нарушаются связи между зрительными и другими системами, которые участвуют в восприятии. Нарушения в исторически составленной системе взаимодействия анализаторов вызывают изменения в процессах чувственного познания, негативно отражаются на уровнях чувствительности отдельных анализаторных систем и на процессах восприятия и формирования представлений например, известный связь зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительный контроль влияет на качество движений руки, а с нарушениями зрения это качество снижается, поскольку рука одновременно и выполняет движение, и контролирует его. Таким образом глубокие нарушения зрения влияют на качество получения информации, поступающей через другие анализаторы. Вследствие компенсаторного приспособления нарушена система взаимодействия анализаторов перестраивается и начинает более адекватно отражать внешние воздействия.

К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения от 0,05 до 0,4 (с оптической коррекцией в виду, которое лучше видит) или с сужением поля зрения до 20о от точки фиксации. Дети с таким положением зрения испытывают трудности в обучении и в познании окружающей среды.

В тифлопедагогике накоплено значительное количество данных по обучению детей со зрительным отклонением в дошкольных учебных заведениях (Л. Солнцева, Л. Григорян, Т. Свиридюк, Л. Плаксина), однако круг методик для формирования пространственных представлений дошкольников не расширен современными и инновационными методиками. Именно поэтому я считаю тему «Развитие ориентировки в малом пространстве у детей с нарушением зрения через развивающие игры В.В. Воскобовича» актуальной и своевременной.

1.2 Цели и задачи по реализации  программы

Раздел образовательной области «Ориентировка в пространстве»

Цель:  

Обучение детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов.

Задачи:

1. Совершенствовать умения выделять и анализировать пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

2. Сформировать у детей теоретические знания, практические приемы и навыки ориентировки в пространстве, используя метод развивающих игр В.В. Воскобовича на занятиях по ориентировки в пространстве.

3. Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

- наглядности;

- доступности;

- последовательности и постепенности;

- активности;

-систематичности;

-научности и достоверности;

-сознательности.

      Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся заданий.

Использование игр на занятиях по ориентировке в пространстве

     

       Игры В.В. Воскобовича  проводятся 2 раза в неделю в первую половину дня в течение 7-10  минут. Количество занятий: 8 занятий в месяц.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Работа программы рассчитана на один учебный год

     Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 3 раза в год:  в сентябре,  в январе, в мае.

      В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:

- родительские собрания;

- консультации для родителей;

- газеты для родителей;

 - выставки

1. 3  Принципы реализации программы

- гуманизации и демократизации

- воспитывающего характера обучения

- развивающего обучения

- наглядности обучения

- доступности

- систематичности, последовательности и постепенности

- связи обучения с жизнью

- активности и сознательности

Методы и приемы работы:

- экспериментирование с изобразительными материалами;

- создание и решение проблемных ситуаций;

- игровые приемы;

- рассматривание и обсуждение;

- показ технических приемов;

- пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

- использование сюрпризных моментов;

- использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

- самостоятельная деятельность;

- совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

- подгрупповая

- индивидуальная

- парная

1.4   Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

        Ориентирование в пространстве - одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушениями зрения, в частности, детей с косоглазием и амблиопией, изучались Е.О.Незнамовой, Л.И.Плаксиной, Е.Н.Подколзиной, Л.В.Рудаковой и др. При данной форме зрительных нарушений особенно страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленность, пространственную длину, глубину, высоту, ширину, объемность и т.д. Особенно значительный дискомфорт в пространственной ориентации дети испытывают в период окклюзионного лечения.

Результаты исследований показали, что у детей старшего возраста с этой патологией представление пространства носят еще диффузный, нерасчлененный характер; являются неточными, фрагментарными, значительно ниже уровня, чем в нормальновидящих дошкольников того же возраста. Это касается как микро, так и макроориентирования: дети способны выделить только отдельные признаки пространства при ориентировании на плоскости, без установки связи между ней и предметами; система ориентиров и точек отсчета не сформирована в них даже в старшем дошкольном возрасте. Опосредованное словом представление пространства находится на уровне приблизительных словесных обозначений, а имеющиеся представления приобретают чаще всего вербальный характер, что обусловлено монокулярным характером зрения, при котором нет возможности точно отражать эти признаки.

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

Детально анализируя своеобразие монокулярного зрения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

1.5  Планируемые результаты  освоения  программы

1. Умение ребенка ориентироваться на собственном теле.

2. Умение соотносить пространственные направления себя и стоящего напротив ребёнка.

3.  Умение определять стороны предметов.

4. Умение составлять схемы пространства на столе, на листе бумаги.

5. Использование в речи терминов направления, пространственных предлогов.

1.6    Система мониторинга достижения детьми

 планируемых результатов программы

Оценка полученных результатов осуществлялась по трём основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

I уровень - у ребенка не сформированы навыки ориентирования, задания самостоятельно не выполняет;

II уровень - при выполнении заданий пассивен, действует только при постоянном контроле взрослого, требуется помощь взрослого.

III уровень - предлагаемые задания выполняются правильно, помощь взрослого не требуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему: "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (с нарушением зрения) учителя-дефектолога МБДОУ (детский сад комбинированного вида) №69

Занятие проводится с подгруппой детей на участке детского сада.Цель занятия: обучение детей  ориентировки в пространтве и на микроплоскости с помощью сохранных анализаторов....

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию ориентировки в пространстве на тему "Рыбка, рыбка, где ты спишь?" в старшей группе (для детей с нарушением зрения)

Коррекционно-развивающее занятие проводится с детьми, имеющими нарушения зрения, в целях развития у них ориентировки в пространстве и на микроплоскости. Занятие проводится на участке в зимний период в...

Конспект коррекционного занятия по ориентировки в пространстве с детьми 7-го года жизни: «Электроприборы»

Цель коррекционной работы:- Развитие ориентировки в микро- и макро- пространстве.- Совершенствование умения детей ориентироваться на листе, на фланелеграфе.- Развитие глазодвигательной и прослеживающе...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...