Особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом.
статья

Лукьянова Ульяна Валерьевна

В данной статье рассматриваются  особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческой деятельности детей с нарушенным слухом.

    В процессе реализации художественно-творческой деятельности большую роль играет воображение, оно способствует саморазвитию личности ребенка, поскольку именно в процессе воображения часто осознается нехватка имеющегося опыта для воплощения намеченных целей.

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской ,  дошкольники с нарушением слуха долго не переходят от предметно процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно-ролевым, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию. Воображение глухих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения; позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет - образ - слово». Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Исследование особенностей воссоздающего воображения, проведенное М.М. Нудельманом , показало, что особое значение имеет воображение в познавательной деятельности глухих школьников. Благодаря воображению окружающий мир в сознании ребенка отражается шире, многообразнее, суженный кругозор его значительно расширяется, выходит далеко за пределы личного опыта. С помощью воображения глухой приобщается к богатству опыта других людей. Если творческое воображение возможно лишь при достаточном уровне развития словесной речи, то элементарные виды воображения, заключающиеся в непроизвольных сочетаниях и соединениях образов (например, во время сновидений, грез) могут функционировать до овладения ребенком словесной речи. Большие трудности наблюдаются у глухих детей в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения.

   Творческое воображение детей с нарушениями слуха выполняет важную компенсаторную функцию, это выражается в том, что воображение, создавая новые образы, обогащает опыт неслышащего, расширяет границы познаваемого мира, его общий кругозор. Важнейшими условиями развития творческих способностей у детей с нарушениями слуха становятся обогащение их опыта, знаний и представлений о мире (например,  за счет использования на занятиях широкого ассортимента разнообразных природных и синтетических материалов), воспитание интереса к чтению художественной литературы, а также формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, тем самым способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения. Для этого можно использовать разные виды конструирования, иллюстрирование прочитанных литературных произведений; проведение ролевой игры по рассказу, драматизации. Одновременная реализация этих условий приводит к положительным сдвигам в развитии воображения детей с нарушениями слуха уже в младшем школьном возрасте . Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей с нарушением слуха с учетом особенностей и коррекции недостатков развития с ОВЗ Тема: «Фрукты и овощи»

Цель: Формирование умения общаться у детей с ОВЗ (задержкой психического развития и легкими  нарушениями слуха) младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Всестороннее развитие ребёнка по различным...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей с нарушением слуха среднего возраста Тема: «Волшебная птичка»

Конспект разработан специально для детей с нарушением слуха. Целью занятия является развивать у детей навыки декоративного рисования, используя различные техники....

Развитие творческих способностей детей с нарушением речи через театральную деятельность

Статья посвящена развитию творческих способностей детей с различными нарушениями речи через театральную деятельность. Театрализованная деятельность, интегрированная в образовательный процесс, способст...