Проект: «Дошкольник в мире экономики».
проект (средняя группа)

Панкеева Наталья Владимировна

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться  в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_doshkolnik_v_mire_ekonomike.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ № 7 « Солнышко» города Соль-Илецк

ПРОЕКТ:

«Дошкольник в мире экономики».

                                                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                      Панкеева Н.В..

1.Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: информационно – практика – ориентированный;  ролево – игровой.

Область: познавательное развитие.

По число участников проекта: дети, педагоги, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

Характер контактов: в рамках ДОУ.

2.Актуальность проблемы.

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в двадцать первом веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться  в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта.

3.Цели проекта:

Цели: формировать у детей среднего возраста экономические представления в различных видах деятельности.

4.Задачи:

* Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

* Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

* Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;

* Создать условия для характерного  формирования  элементарно экономических знаний;

* Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике;  понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

5.Методическое обеспечение проектной деятельности.

  1. Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду»
  2. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.
  3. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова «Хрестоматия для дошкольников».Издательство АСТ,  Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами»Ярославль, Академия развития
  4. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста».Москва. «Просвещения» 1991г.
  5. Журнал воспитатель ДОУ № 12
  6. Журнал воспитатель ДОУ№5
  7. Воспитатель ДОУ№10
  8. Воспитатель ДОУ№1,

6.Предлогаемый  результат.

1.Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2.Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3.Знания о новых процессах.

4.Обагощенный словесный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей совместных профессий.

5.Приобрение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам.

6.Умение общаться, сохранять чувство собственного достоинства, быть ответственным, доводить начатое дело до конца.

7.Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «Тру – деньги», понимание купли продажи.

7.Практический выход.

*Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

*участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении ( праздники, конкурсы);

*консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников».

*создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр; просмотр мультфильмов « Уроки тетушки Совы»

*совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

8.Гипотеза проекта:

Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление.

9.Методы проекта:

Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драмматизация, проблемные ситуации.

10.Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:

Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

определение задач воспитательно-образовательной работы;

разделение на творческие группы реализации задуманного;

объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

совместная деятельность для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;

организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин игрушек» , « Парикмахерская», «Кафе», «Супермаркет», «  Прогулка в парк» и т.д.;

сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;

использование сказок экономического содержания;

просмотр мультфильмов экономического содержания

IV этап. Презентация результатов. 

Диагностика.

Проведение интеллектуальной игры «Что, где, когда!»,  проведение викторины « по дорогам финансовой грамотности»

11.Содержание проектной деятельности.

Предоставлено тематическим планированием формирующего этапа.

Месяц.

Неделя.

Тема СОД.

Программное содержание.

Январь

1неделя.

Чтение сказки

К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха».

Учить детей слушать воспитателя внимательно, понимать содержание прочитанного, развивать отзывчивость, воспитывать понятие о деньгах, о из значении и умении их потратить.

2неделя.

СОД «Деньги»;

Показ мультфильма

 « Уроки тетушки Совы»  « что такое деньги»

Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением; познакомить с монетами, денежными единицами  Российской федерации; упражнять в ориентировке в пространстве; продолжать учить работать в команде; воспитывать бережливость, развивать речь детей, расширять кругозор.

З неделя.

Дидактическая игра « Разложи товар»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров, что все их можно разместить в одном « Супермаркете», группируя по определенным признакам. Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.

4 Неделя.

Сюжетно-ролевая игра « Парикмахерская»

Объяснить детям работу парикмахера; развивать знания о профессии парикмахера. Учить детей расплачиваться за оказанную услугу. Воспитывать правила поведения в общественных местах.

Февраль

1неделя.

Чтение сказки о труде « Теремок»

Учить детей уважать чужой труд, развивать умение обсуждать и отвечать на вопросы по прочитанному, воспитывать у детей трудолюбие и желание всего добиваться самим.

2неделя.

Показ мультфильма « Уроки тетушки Совы» «Работа и зарплата»

Закрепить знание детей о людях разных профессий, об оплачиваемом труде, воспитывать уважение.

З неделя.

СОД «Профессии родителей»;

Дидактическая игра « Кому что нужно»

Закрепить знание детей о предметах труда разных профессий человека, развивать память детей, воспитывать уважение к профессии взрослых.

4 неделя.

Сюжетно-ролевая игра « Кафе»

В кафе работают официанты. Посетители платят за еду в кассу. Им выдают чек. Объяснить детям значение кафе.

Март

1неделя.

 СОД « Что такое экономика»;

Просмотр мультфильма « Уроки тетушки Совы» « Умение экономить»    

Объяснить детям « Для чего нам нужна экономика», как правильно экономить. Учить детей высказывать свои мысли. Воспитывать внимательность и усидчивость, умения дослушивать воспитателя до конца.

2неделя.

Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».

Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость.

З неделя.

СОД «Приключение Мухи-Цокотухи»;

Дидактическая игра « Хочу и надо»;

 Просмотр мультфильма  «Потребности».

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между  « Хочу» и « Надо».

4 Неделя.

Сюжетно-ролевая игра « Супермаркет» ; дидактическая игра « Не ошибись »

Систематизировать  знания детей о многообразии товаров. Познакомить  с многообразием потребностей и неограниченными возможностями.

Апрель

 1 неделя.

Чтение сказки « Федорино горе»

Учить детей трудиться и уважать труд других, воспитывать соблюдения чистоты и аккуратности; развивать память и речь детей.

2неделя.

Просмотр мультфильма « Уроки тетушки Совы» « Семейный бюджет»

Дать понятие « Потребности»; « Возможности»; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

З неделя.

СОД: «Как домовенок учил Диму экономить»;

Дидактическая игра « Где пригодится»

Учить детей экономии, развивать знания о том, что за воду, электроэнергию, газ, нужно платить. Воспитывать бережное отношение к природе не выходя из дома.

4 Неделя

Сюжетно ролевая игра: «Прогулка в парк».

Объяснить детям работу парикмахера; развивать знания о профессии парикмахера. Учить детей расплачиваться за оказанную услугу. Воспитывать правила поведения в общественных местах.

Май

1неделя.

Инсценировка по сказке « Теремок»

Учить детей театрализации, развивать умение входить в роль. Воспитывать желание уважать и беречь труд других.

2неделя.

Просмотр мультфильма « Уроки тетушки Совы» « Об экономии»

Учить детей экономии; обогащать словарный запас.

З неделя.

Дидактическая игра «Где пригодится»;       « Купи другу подарок»

Уточнить использование данного продукта. Воспитывать умения делать покупки, развивать речь детей.

4 Неделя

Сюжетно ролевая игра « Магазин игрушек»

Развивать игровой опыт детей. Освоение первоначальных представлений ролевого взаимодействия.

Панкеева Наталья Владимировна МДОБУ №7 «Солнышко» г. Соль-Илецк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дошкольник в мире экономики"

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....

Проект "Дошкольник в мире экономики"

Проект "Дошкольник в мире экономики"...

Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика  неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...