«Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению»
учебно-методическое пособие

Миролюбова Мария Юрьевна

Аннотация

к  методическому пособию

«Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению»

педагога-психолога ГБУ «Психолого-педагогический центр»

Миролюбовой Марии Юрьевны

 

В методическом пособии рассматривается актуальный вопрос об адаптации ребенка к новым для него условиям среды в детском саду, которые являются для него тяжелым и болезненным процессом, сопровождающийся рядом негативных изменений в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  нередко, приводящий к стрессу.

Практическая значимость и новизна  содержания пособия заключаются в том, что в нем сконцентрирован опыт работы по организации игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов в моделях «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» и способствующей сглаживанию процесса адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад.

Методическая разработка адресована педагогам-психологам и воспитателям ДОУ для практического использования игр и упражнений, направленных на формирование чувства доверия детей к взрослому,  сплочение детского коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_posobie.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  возможно, приводящий к стрессу.

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения.

 Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Преимущества игры перед другими средствами

  • позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
  • помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • дает возможность переживать массу эмоций.

Являясь одной из граней окружающего мира, игра влияет на развитие памяти, мышления, внимания, речи, происходит усвоение в ней социальных и нравственных  норм. Одновременно игра является сильнейшим эмоциональным фактором,  центром эстетических переживаний, средой формирования волевых качеств и коммуникативных навыков. Важно, что традиционная игра вносит много нового во взаимоотношения между детьми и взрослым, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу), но должны систематически повторяться;
  • должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители и самые привлекательные игрушки;
  • использование музыки, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
  • не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
  • не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;
  • периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

Игры,

направленные на формирование групповой сплоченности

  1. «Давайте познакомимся»

 Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, он легкий и обычно яркий, красочный).

Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно  разнообразить: вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

  1. «Раздувайся, пузырь!»

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки,  составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу  со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

  Оставайся такой,  да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

  1. «Лови – лови!»

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом,  когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок).

«Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.

4. «Зеркало». Все дети становятся в пары. Один ребенок в паре делает какие-либо движения, а другой как «зеркало» отражает. Затем они меняются.

5. «Гусеница». Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении они преодолевают следующие препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», спрятаться от «диких животных».

6. «Белые медведи». Ведущий (сначала это может быть игрушка, затем ребенок) догоняет детей, разбегающихся по комнате. Те, до кого дотронулся ведущий, берутся за руки и образуют «цепочку». Следующих «медведей» ловят «цепочкой».

7. П/игра «Солнышко и дождик». Дети ходят по комнате, гуляют. Как только подается команда «Дождик!»,- дети бегут под большой зонт, который держит взрослый и прячутся под ним. Дождь прекращается (можно использовать музыку со звуками дождя или барабанить по зонту), звучит команда «Солнышко!»,- дети снова идут гулять.

8. «Ежик». Ребенок, который изображает ежа, садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Педагог и остальные дети встают вокруг него и поют:

Шли по лесу не спеша, вдруг увидели ежа.

-Ежик, ежик,-мы друзья, дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

9. «Паровоз». Все дети встают друг за другом, можно одной рукой держаться за ленточку, дружно шагают и поют:

Паровоз, паровоз, маленький блестящий.

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые, кошки да мартышки!

10. «Мячики». Дети встают в круг и сначала изображают большой, а потом маленький мяч. Затем дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Педагог включает спокойную музыку и говорит:

Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.

Затем педагог обходит всех детей и легко касается головы, животиков, коленок детей и т.п. Далее педагог включает ритмичную музыку, делит детей на пары и дает каждой по мячу. По команде пары, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.

11. «Мишка». Педагог показывает игрушку мишку и говорит:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А как вас зовут? Дети называют свои имена, пожимают мишке лапу.

-Ребята, а вы знаете, где я живу? Правильно в лесу, в берлоге. Давайте все возьмемся за руки и встанем в круг-это будет моя берлога. Кто хочет побыть медведем и поспать в моей берлоге?

Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Педагог и остальные дети водят хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,

Тихо подходите, ласково будите.

Все подходят  к Мишке и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему).

Игры с песком

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как  положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

 -   обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

  - познавательные (с их помощью познается многогранность нашего  мира);

  -проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Песочница может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдается квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет – дно песочницы символизирует воду, а борта – небо. К песку предъявляются определенные требования: он должен быть чистым, просеянным (желательно прокаленным). Кроме лопаток, формочек, совочков,  должна быть собрана коллекция небольших игрушек и предметов.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

-Отпечатки наших рук.

Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям. Песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки.

-отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);

-скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;

-шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

-«игра на пианино»: «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть;

-«следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.

Наряду с играми с песком можно проводить игровые действия с водой. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности  и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

        

Игры для налаживания контакта с ребенком

1. «Дай ручку!» Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

-Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

2. «Привет! Пока!» Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

-Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

-Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

3. «Хлопаем в ладоши!»  Педагог хлопает в ладоши со словами:

-Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

- Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

-Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

  1. «Коготки-царапки». Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.

У белого котенка

Мягкие лапки (поглаживает одной рукой другую).

Но на каждой лапке

Коготки-царапки (сжимает и разжимает пальцы)!

Затем предлагает  ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

  1. «Тушки-тутушки!»  Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушкиБух!

6.  «Иди ко мне!» Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

7. «Покатаемся на лошадке» Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).  Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.
Игра развивает речевую активность.

Игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения

1.«Кленовые листочки». Педагог включает спокойную музыку и  каждому ребенку раздает  кленовые листочки. Говорятся такие слова:

Представьте, что вы-кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, кружатся под музыку.

Листопад, листопад (кружатся, изображая листочки),

Листья желтые летят (подбрасывают листочки вверх).

Под ногой шуршат, шуршат (ходят по листочкам),

Скоро станет голым сад (ложатся на пол и слушают музыку).

2. «Веселые музыканты». Дети садятся на стульчики и повторяют за психологом слова и движения:

На пианино: ля-ля-ля, (шевелят пальцами),

Так музыканты играют.

На барабанах:  бам, бам, бам (шлепают ладонями по коленям)

Так музыканты играют.

А на трубе: ду-ду-ду (изображают игру на трубе)

Так музыканты играют.

А колокольчики: динь-динь-динь (встряхивают расслабленными кистями рук)

Так музыканты играют.

А на гармошке: тра-ля-ля (сводят и разводят кулачки)

Так в детском саду мы играем.

3. «Мышки и часы». Педагог говорит слова и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Вышли мыши как-то раз посмотреть, который час

(идут на четвереньках к игрушечным часам, шлепая ладошками по полу).

Раз, два, три, четыре (дергают за гири правой рукой)!

Мыши дернули за гири (дергают левой рукой).

 Тут раздался страшный звон (закрывают ладонями уши):

Бим, бом, бим, бом (ритмично хлопают в ладоши)!

Убежали мыши вон (отползают на четвереньках спиной вперед к своим стульям)!

4. «Хоровод» Педагог вместе с детьми ходит по кругу, приговаривая:
            Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов,
            Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, 
            Что на землю повалились. БУХ!
            При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
            Вариант игры: Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов,
            Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!
Все дружно подпрыгивают.

5. «Поезд» Педагог предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

6. «Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми). Педагог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М Красева). 
Вариант: игра проводится с мишкой.

7. «Догонялки» (проводится с 2-3 детьми). Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот  мои  ребятки». 

Вариант: игра проводится с мишкой.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

 8. «Чертим разные фигуры». Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные  карандаши). Педагог садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствую развитию творческих навыков.

9. «Передай колокольчик». Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

10. «Зайка». Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть. С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши  и другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

11. «Позови». Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего  ребенка.

 Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

12. «Мяч в кругу». Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.

 

Список используемой литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. -  М.: Медицина, 1997.
  2. Баркан А.И. Его величество ребенок, какой он есть. – М.:АО «Столетие», 1996.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  4. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад». – М.: Просвещение, 1983.
  5. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
  6. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1997.
  7. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
  8. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003.
  9. Чернецкая Л.В. «Психологические  игры и тренинги в детском саду». – Ростов-на-Дону., 2005.
  10. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Данный цикл занятий поможет детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напря...

Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Представленный материал  поможет педагогам в подборе  и проведении занятий в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....

"Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению".

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможн...

Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"

Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...

ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ...

П Р О Г Р А М М А по Роньжиной А.С. Занятия психолога с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению для детей раннего возраста (от 2 до 4 лет)

В МАДОУ д/с № 100 группа «Горошины» занятия с детьми в адаптационный период проводит педагог-психолог по программе Роньжиной А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адапта...