Материалы к совместному семинару педагогов дошкольного и дополнительного образования «Влияние конкурсов по начально-техническому моделированию на качество дошкольного образования»
проект (старшая, подготовительная группа)

Теселкина Людмила Александровна

Конструктор – умная игра,

Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей
В конструктор поиграть скорей.
Вам, взрослым будет интересно.

А нам, дошкольникам - полезно!

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах  дошкольного обучения, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, из-дво "Мозаика-Синтез", 2014г.  образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает развитие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через конструктивно-модельную деятельность.

В условиях нашего учреждения во всех группах имеются деревянные конструкторы "Томик", Блоки Дьеныша, "Кубики", "Строительные мягкие модули".

Благодаря конструктивно-модельной деятельности у ребенка, совершенствуются навыки и умения, происходит умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного  природного и бросового материала. Выделяется два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструктора имеющих разные способы строения, крупно-габаритных модулей), и художественное (из бумаги природного и бросового материала)

        Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития.

Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования их при сооружении построек, а так же формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.

        В раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшей группе игра уже побуждает к конструированию. К старшему возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры, и более того, приобретает сюжетный характер - дети создают несколько конструкций, объединенных одним сюжетом.

        Изменения, происходящие в обществе, экономике, индустрии ставят перед образованием новые задачи. Высокотехнологичные, роботизированные производства, выпускающие точную и сложную технику, требуют высококвалифицированных  работников технических специальностей.   В настоящий момент страна испытывает дефицит молодых и талантливых инженерных кадров. Этот факт давно отмечен руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов и правительством Российской Федерации.

Одним из значимых проектов, реализуемых в нашем учреждении,  является сотрудничество и взаимодействие с учреждением дополнительного образования Станция юного техника, организация дополнительного образования детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет.

В рамках проекта на базе учреждения реализуются программы по дополнительному образованию по развитию познавательно-творческой и технической деятельности.

Связь с учреждением дополнительного образования. Организация кружковых занятий «Робототехника» с руководителем- педагогом дополнительного образования.

  В соответствии с возрастными особенностями развития детей педагогами используются различные виды конструкторов: мозаики, пазлы, кубики, Лего, программируемые конструкторы.

Основной и приоритетной задачей является развитие познавательно-технических способностей детей. Данный проект важен не только для учреждений, но и для перспектив развития всей системы дошкольного образования. 

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

1).Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

2). Определить склонности и  способности ребенка к математике  и предметам естественнонаучного цикла.

3).Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

Другими словами, педагоги ДОУ призваны зародить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое  формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности,  в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

В современной педагогике принято выделять два вида конструирования:

- техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из  крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование;

- художественное – конструирование из бумаги и природного  материала.

Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.

Помимо различий в использовании материалов в  техническом конструировании отображаются реально существующие объекты и создаются конструкции по ассоциациям с образами сказок, а в художественном, прежде всего, выражается отношение ребенка к образу: передается не только структура, но и  цвет, фактура, форма, может использоваться прием «нарушения пропорций».

В рамках нашей темы остановимся более подробно на проблемах развития технического конструирования, к которому, прежде всего, относится конструирование из деревянного строительного материала. Деревянные конструкторы активно формируют у детей  начальные инженерно-конструкторские способности, умения разбираться в простейших эскизах и  планировать все свои действия. Как отмечает  Л.А. Парамонова «Этот вид конструирования является самым изученным, но, как ни парадоксально, целенаправленное и систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов».

Что же касается более старших детей, то здесь возникают трудности различного характера:

- во-первых, недостаточно разработаны программы обучения и их содержание для дошкольников разных возрастов. Нельзя не отметить системы обучения конструированию таких авторов, как Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван и др.  Стоит отметить, что система занятий по обучению детей конструированию З.В. Лиштван носит больше репродуктивный характер т.к.  в её основе лежит  обучение по образцу.  Л.А. Парамонова вводит в методику обучения конструирование по условиям, предложенный Н.Н. Подъяковым, что придает обучению проблемный характер.

 

Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование из строительного материала» включает в себя все виды конструирования из строительного материала (по образцу, по условиям, по замыслу) на все возрастные группы с дидактическими играми и заданиями, направленными на пропедевтику и закрепление пройденного материала. Репродуктивный метод сводится к минимуму, работа с играми, упражнениями и иллюстрациями носят доминирующий характер. Данный материал усложнен по своей структуре и содержанию.

 - во-вторых, не все дошкольные учреждения оснащены строительными наборами на каждого ребенка соответственно возрасту. Чаще всего  один и тот же набор используют и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте. Старшему дошкольнику просто не хватает нужных деталей для более сложной постройки, что снижает мотивацию к данному виду деятельности;

- в-третьих, сложности организации данной деятельности: в соответствии с требованиями ФГОС необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, которые подразумевают разноуровневые задания, возможность учитывать  различный темп деятельности детей  и в тоже время, необходимость уложиться в распорядок дня; необходимость оказывать индивидуальную помощь при проведении фронтальных мероприятий, что может способствовать снижению мотивации к деятельности у тех дошкольников, которые эту помощь ещё не получили; недостаточно широкое использование данного вида конструктора в интегрированной образовательной деятельности по сравнению с другими видами конструкторов («Лего» и т.д.);

- в-четвертых, одним из самых существенных недостатков данного вида конструкторов является неустойчивость постройки и, в связи с этим, сложности её обыгрывания, что так же снижает мотивацию его использования, как у педагогов, так и у детей. Хотя, именно данное свойство позволяет отрабатывать точность движений, развивать глазомер и чувство баланса.

  Сейчас в детских садах масштабно используется современный конструктор «Лего», позволяющий решать многие задачи из разных образовательных областей. Его можно считать универсальным. Одно из огромных преимуществ данного конструктора заключается в наличии подробно разработанного методического обеспечения по использованию каждого набора, в том числе, и компьютерных программ. Лего-конструктор обладает  многофункциональностью, вариативностью применения,  учитывает особенности возраста (для малышей – мягкий и большой набор, наборы с небольшим количеством деталей средней величины, для старших – мелкие детали).  Кнопочное крепление делает постройку устойчивой и крепкой, что, несомненно, также является  важным достоинством этого конструктора и повышает мотивацию по его использованию как у детей, так и у взрослых.   

К недостаткам можно отнести высокую стоимость (можно использовать конструкторы, аналоговые «Лего» – они намного дешевле, но у них нет методического обеспечения); трудности замены деталей при их потере, или поломке; некорректное с точки зрения науки  (в некоторых случаях)  название деталей.

К достоинствам конструктора «Лего» можно отнести: разработанность методического обеспечения по использованию его в разных видах детской  деятельности и практически во всех образовательных областях; интересное и прочное соединение деталей позволяет создавать конструкции практического назначения и  использовать созданные трехмерные модели в игровой и бытовой деятельности без боязни их сломать.

Использование металлического конструктора с винтовым соединением в старшем дошкольном возрасте позволяет развивать инженерно-техническую наблюдательность, рациональный подход к решению задач.  Именно на винтовом соединении держится весь инженерный мир. Овладение этого соединения позволяет практически освоить любую техническую работу, в то время, как соединение конструктора «Лего», не смотря на свою легкость и доступность, редко встречается в промышленных технологиях.  Металлический конструктор позволяет дать волю фантазии, смекалке, проявлению конструктивно-технических способностей (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанию). Данный конструктор воспитывает реальную самостоятельность (простейший ремонт предметов в быту) и самодостаточность.

Суставные конструкторы благодаря прочному и подвижному соединению позволяют создавать мобильные модели животных, техники, роботов, «живые» молекулы,  структуры ДНК и многое другое.

Общим недостатком, как металлического конструктора, так и суставного (да и многих других) является отсутствие системы обучения и способов использования данных видов конструкторов в различных видах организованной образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Зато открывается возможность  для настоящего творчества педагога. Ведь, полноценное развитие ребенка зависит не столько от того, какие у него игрушки, а от того, какие взрослые окажутся с ним рядом.

Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект. Педагоги и родители должны помочь ребенку освоить обобщенные способы действий (УУД): целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, понимать логику соединения частей, делать умозаключения и обобщения.

Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько. 

Учитывая, что современные тенденции развития образования и общества поднимают вопрос инклюзии в системе воспитания и обучения и все чаще дети с ОВЗ посещают общеобразовательные учреждения, осваивая  программу для детей  с нормой развития, следует помнить, что развитие таких детей отличается глубоким своеобразием и наличием вторичных дефектов. Данные особенности могут  вызывать трудности в развитии конструктивных умений у таких детей, что подтверждается исследованиями данной темы в коррекционной педагогике (О.П. Гаврилушкина, С.А. Миронова, Ю.Ф. Гаркуша, Л.А. Ремезова).

Поэтому для детей с ОВЗ процесс обучения конструированию:

- должен быть растянут во времени;

- основываться на полисенсорной основе;

- строиться на принципе многократности повторений;

-  учитывать характер дефекта, его глубину и индивидуальные особенности  ребенка.

         И сегодня педагоги МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Мечта"  и МУ ДО "СЮТ"   предложат Вам рассмотреть различные формы организации конструктивной         деятельности:

1. Конструирование по образцу.

(Педагог ДО- практическое занятие с педагогами) 

Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.

2. Конструирование по модели.

(Педагог ДО -  занятие с детьми подготовительной к школе группы "Педагогический дебют")

 Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строительного материала. Обобщенные представления о конструируемом объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям.  

(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1, руководитель кружка "Веселые ладошки" с детьми среднего дошкольного возраста) - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.

4.  Конструирование по теме. 

(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1- НОД в подготовительной к школе группе на тему "Строим мост" c  видео-путешествием по Крымскому мосту)

Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.

5. Конструирование по замыслу:

(Педагог ДО - мастер-класс для воспитателей)

это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование. Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий         конструктор «Квадро».

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам.

(Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №1-  видео совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста "Поможем Незнайке и его друзьям") 

Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.

Конструктор – умная игра,

Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей
В конструктор поиграть скорей.
Вам, взрослым будет интересно.

А нам, дошкольникам - полезно!

ВИДЕО ПРОСМОТРЫ ЦРР МДОУ д\с №1

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ МУ ДО СЮТ

ИТОГИ ВЫСТАВКИ

ИТОГИ СЕМИНАРА

Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на индивидуальные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования  познавательного развития и технического творчества. 

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.

Однако, стоит отметить, что  взаимообогащение практических и мыслительных действий происходит лишь в процессе обучения, направленного на преодоление недостатков детского конструирования:

1) нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;

2) неустойчивость замысла;

3)поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею;

4) нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

5) неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л.А Парамонова, Е. Шаламон и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.  

При разработке данного материала использовались исследования Н.Н. Поддъякова, Л.И. Парамоновой, А.Л. Венгера, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Мечта" г.Ртищево Саратовской области"

Проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников "Познаем мир"

Разработала:

 воспитатель

Теселкина

Людмила

 Александровна

Сентябрь 2017 года

Актуальность проекта.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность ребенка удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый взрослый: родитель или педагог.

   Одна из важнейших задач воспитания ребенка старшего дошкольного возраста – развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

   Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

   Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях, которое осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

   Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

   Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

В настоящее время повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Как считают российские и зарубежные специалисты, именно в дошкольном детстве осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм к логическим формам, от практического мышления к творчеству. Это обусловлено тем, что у детей от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и совершенствование отдельных участков коры головного мозга и связей между ними.

Использование традиционных методов и приѐмов, которые в основном ориентированы на передачу знаний ребѐнку, не развивают его интеллектуальные и творческие способности, поэтому необходимо  использование инновационных форм,  методов и приемов интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Отсутствие специальных программ, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников, побудило разработать проект  «Познаем мир» в детском саду.  

Основная задача в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Данный проект программы "Познаем мир" направлен  на расширение знаний детей  об окружающем предметном мире, о природной и социальной среде и организации деятельности с родительским коллективом. В рамках данной проекта:

  • у детей развиваются умения использовать полученные знания в конкретной деятельности (экспериментальной, игровой, познавательной, речевой, изобразительной, художественной, творческой), усваиваются правила поведения в природе и обществе;
  • у родителей складывается система организации деятельности по интеллектуальному развитию детей.

Цель  проекта– создание условий для успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста путем расширения кругозора об окружающем мире.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

 2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  

 3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, специалисты, родители.

Срок реализации проекта: 

сентябрь 2017 года- май 2018 года.

 Основные дидактические принципы:

принцип психологической комфортности: создание образовательной среды для обеспечения снятия стрессообразующих факторов образовательного процесса;

принцип деятельности: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;

принцип минимакса: обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом

принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и систематическое предоставление им возможности выбора;

принцип творчества: построение процесса обучения, ориентированного на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

принцип непрерывности: обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

-    практические (игровые);

-    экспериментирование;

-    моделирование;

-   воссоздание;

-    преобразование;

-    конструирование;

Дидактические средства:

Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Формы организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;

-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

 -    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

В старшем дошкольном возрасте с детьми используются формы с опорой на развивающую предметно-пространственную среду:

1.  Математические развлечения:

 -    игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т.д.);

-    игры-головоломки;

-    игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

 -    задачи-шутки.

2.   Дидактические игры:

-    сенсорные;

-    моделирующего характера;

 -    специально разработанные воспитателями для обучения детей;

3. Развивающие игры:

- игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта;

- игры, основанные на моделировании;

- игры, основанные на процессе поиска решений.

  Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый ребенок– исследователь, познающий окружающий мир через действия с объектами и предметами.

Перспективное планирование с детьми

Содержание программы

Ожидаемый результат

Мир людей. 

Профессии.

Правила поведения. 

Правила гигиены. 

Правила личной безопасности.

Знают и называют своё имя, фамилию, имена людей своего близкого окружения.

Части тела и лица, их количество.

Знают и называют основные трудовые действия людей разных профессий, соотносят предметы труда с профессиями.

Имеют представления: 

-о правилах поведения в общественных местах.

 -о строении своего тела.

Времена года. 

Природные изменения, признаки.

Сезонные работы, забавы.

Имеют представление:

 - обо  всех  временах  года и  их характерных особенностях, 

-о сезонных явлениях 

- пользоваться календарём погоды

Наши друзья животные. 

Растительный и животный мир природных зон.

Звери зимой и летом. 

Обитатели воздуха- птицы. Разнообразие птиц.

Помощь людей птицам.

Знают и называют: 

- название    детёнышей    домашних    и    диких животных.

- различают деревья и кустарники.

Умеют: 

- различать зверей и птиц

 - ухаживать    за    растениями    и    животными ближайшего окружения. Имеют представление: 

- о погоде в разных частях света в разное время года. 

- о растительном и животном мире 

разных частей света

Растения и плоды. 

Деревья, кустарники, травянистые растения в разное время года.

Условия роста растений. Овощи и фрукты.

Знают:

 - название деревьев (4-5), травянистых растений (4-5) 

Умеют: 

-различать по вкусу, цвету,  форме, величине овощи и фрукты.

Широка страна моя родная. 

Главный город Москва. Изучение народных промыслов

(Городенская роспись, Золотая Хохлома, Дымковская игрушка, Гжель и др.)

Знают:

 -свой адрес, название страны, столицы, 

-атрибуты России;

- достопримечательности столицы.

Имеют представление

 - об образе жизни людей в других городах.

- о народных промыслах.

Всему своё время.

 Утро, день, вечер, ночь. Действие людей в разное время суток. 

Дни недели.

Название месяцев.

Знают:

 - части суток,

 - название дней недели,

 - название месяцев.

 Имеют представление:

 -о действиях детей и взрослых в разное время суток, года.

План мероприятий с детьми

Формы организации деятельности с детьми

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Сроки проведения

Интеллектуальные игры:

"Поле чудес",

"Умники и Умницы",

Октябрь

"Марафон интеллектуалов",

"Что? Где? Когда?",

Ноябрь

Интеллектуальные викторины

"Знаю все и обо всем!"

"Хочу все знать!".

Декабрь

Познавательные занятия и развлечения

"Познаю мир".

Лаборатория ума (опыты и эксперименты).

Январь

Акции

"Покормите птиц"

"Сбережем вместе мир".

Ноябрь

Февраль

Подвижные игры

"Летает - не летает",

"Караси и щука",

"Рыбаки и рыбка"

"Ручейки и озера",

"Части тела",

"Совушка"

Декабрь

Март

Дидактические игры

"Кто лишний", "Собери друзей"

"Кто где живет?"

"Чей хвост?"

"Угадай следы"

Декабрь

Апрель  

Имитационные игры

"Ходим, плаваем, летаем!"

"Кто как поет?"

Апрель

Инсценировки экологической направленности

"В гостях у Ромашки"

"Приключения Одуванчика"

Октябрь

Май

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации

Сроки реализации

Формы реализации

Ответственный

1 этап -Подготовительный

Сентябрь 2017 года

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

Воспитатель

2. Подбор и изучение информации о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях по интеллектуальному развитию детей.

Воспитатель

3. Проведение диагностики знаний, умений, навыков, уровня интеллектуального развития детей.

Воспитатель

4. Изучение уровня педагогической компетентности родителей.

Воспитатель

5. Анализ планирования работы с детьми.

Воспитатель

6. Анализ создания условий в группах.

Воспитатель

7.Изучение запросов от родителей о необходимости разработки проекта по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель

8.Определение и приобретение необходимых пособий и методической литературы по теме.

Воспитатель

9.Определение зоны ближайшего и перспективного развития по данному направлению.

Воспитатель

10.Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Воспитатель

11. Консультирование педагогов, родителей, специалистов ДОУ.

Воспитатель

12. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 

Воспитатель

 

13. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. 

Воспитатель

2 этап - Основной

Октябрь 2017 года - Апрель 2018 года

1. Апробация содержания проекта

Воспитатель

В течение года

2. Проведение мероприятий с детьми.

Воспитатель

Октябрь

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Воспитатель

Ноябрь - декабрь

4. Организация консультаций, мастер – класса для родителей, педагогов.

Воспитатель

Январь

5. Подбор и распределение развивающих игр и упражнений по интеллектуальному развитию старших дошкольников "Познаем мир"

(перспективное планирование).

Воспитатель

Февраль

6.Организация дискуссии с родителями по данной теме.

Воспитатель

Март

7.Проведение конференции для  родителей "Организация интеллектуальных игр с детьми старшего дошкольного возраста"

Воспитатель

Апрель

8. Анализ работы по данному направлению.

Воспитатель

3 этап -Заключительный

Май 2018 года

1. Организация выставки методических продуктов "Познаем мир с детьми"

Воспитатель

2. Создание альбомов в группах "Познаем мир", "Мои наблюдения за питомцем" "Я- исследователь", "Моя коллекция"  по продуктам детской деятельности.

Воспитатель

2. Фотомонтаж "Как мы познавали мир вместе"

Воспитатель

3. Презентация проекта "Познаем мир"

Воспитатель

Подведение итогов проекта.

Воспитатель

Используемые наглядно-дидактические пособия.

Пособия "Расскажите детям о....", "Мир в картинках" и др.

Настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания, наборы открыток «Цветы» «Поймай рыбку», лото «Цветы», «Грибы» и т.п.

Наборы: «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты».

Энциклопедическая литература "Энциклопедия дошкольника", "Дошкольникам о животных".

Загадки о животных, о природе.

Материалы и оборудование: увеличительное стекло, природный материал, атрибуты по уходу за комнатными растениями и др.

Продукты проекта:

1. Центры "Академия познания", "Юный эколог", "Экспериментирования" в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр "Познаем мир", конспекты занятий, сценарии развлечений, разработки интеллектуальных и познавательных игр и т.д.).

3. Библиотечка юного интеллектуала "Энциклопедия знаний".

4. Подборка художественной литературы “О природе и о мире”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Мир камней", "Мир животных", Мир растений", "Мир стихий".

6. Создание тематических модулей, лепбуков.

Ожидаемые результаты с детьми:

1. Создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве.

2. Формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально- доброжелательного отношения к растениям, посредством самостоятельной посадки лекарственных цветов и растений, и ухода за ними в течении всего проекта.

3. Формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности - научить видеть разницу до и после эксперимента.

4.Оформление участков с зелёными насаждениями «Зеленый уголок»

5.Создание лаборатории «Мир стихий» - опыты и эксперименты с водой, воздухом и солнечным светом.

6. Обеспечение вариативности реализации интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством расширения и обогащения предметно-развивающей среды по интеллектуальному развитию в группе и помещении ДОУ.

Ожидаемые результаты в ДОУ:

1. Модернизация содержания воспитательно-образовательной и организационно- педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

2. Обогащение содержания образовательного процесса за счет вариативных и форм организации деятельности.

3. Изучение и интеграция современных методик и технологий, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников, во всех видах образовательной деятельности.

4.Обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

5. Повышение педагогической компетентности родителей через конференции, мастерские и мастер-классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»

Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...

Доклад к презентации "Формирование навыков начального технического моделирования у детей дошкольного возраста"(из опыта работы)

Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию....

Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"

Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....

Семинар для педагогов ДОУ. Качество дошкольного образования. Содержание работы в ДОУ.

Качество образования – это «комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образоват...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...