Практическое занятие «Учимся управлять эмоциями»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шханукова Зарема Славиковна

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_uchimsya_upravlyat_emotsiyami.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов:

«Учимся управлять эмоциями»

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

Ход тренинга

1. Упражнение « Знакомство»

Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа — упрямая).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Быть активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции - это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2. Упражнение « Ассоциации»

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2. злость (ярость, бешенство, негодование)

3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4. удивление (изумление, интерес)

5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6. спокойствие (умиротворение)

- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3. Упражнение «Интонация»

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С пренебрежением

С улыбкой

С недовольством

С интересом (Удивлением)

Со злостью

С сарказмом

Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

4. Упражнение «Произнесите текст»

Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5.  Упражнение «Взгляд»

Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд - один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и высказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

6. Упражнение «Мимика лица»

 Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7. Упражнение «Заколдованный человек»

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с родителями "Мы учимся играть"

практическое занятие можно проводить с родителями и воспитателями для повышения педагогической компетентности...

Практический материал"Учимся дышать животом"

Нужно ли правильно дышать? И как это делать? С чего начать? Всё это можно подчерпнуть из данного материала....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Практическое занятие с родителями «Мы учимся играть»

Цель данного занятия - создание тёплой атмосферы для показа участникам некоторых приёмов в игре с детьми младшего дошкольного возраста....

Практическое занятие "Учим правила дорожного движения"

Учим детей соблюдать правила дорожного движения....

практическое пособие "Учимся, играя"

Пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей....