ПРОЕКТ «Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

Веретельникова Екатерина Сергеевна

Профессионально-образовательный проект: "Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83

комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ»

НОМИНАЦИЯ: профессионально-образовательный проект, направленный на решение профессиональных проблем

                               Работу выполнила:
                              Веретельникова Екатерина Сергеевна

                               Должность: Воспитатель

Санкт-Петербург
2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение………………………………………………………………….

3

§1.

Процесс формирования выразительности детского рисунка………...

8

§2.

Портретная живопись. Ознакомление с портретом детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..

11

§3.

Заключение………………………………………………………………

15


ВВЕДЕНИЕ

Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств». Приоритетом образовательной программы дошкольного учреждения должно быть разностороннее развитие ребенка [12].

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в том числе изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (в том числе изобразительной) [13].

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы включает дальнейшее формирование интереса к живописи; развитие эстетического восприятия произведений искусства, формирование умения выделять их выразительные средства; обучение умению соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его; продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства; формирование умения выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности [14, с.105].

Формирование выразительности детского рисунка неотъемлемой частью входит в задачи эстетического воспитания дошкольников. Несмотря на глубокую изученность многих аспектов по рассматриваемой теме, современные исследователи находят новые противоречия теории и практики, позволяющие ставить актуальные исследовательские задачи. 

Противоречия исследования:

1) Между потребностями социума в образованных членах, и отсутствием требуемого результата у детей. Нормативные документы, регламентирующие сферу образования в Российской Федерации, указывают, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств [12, 13]. Вместе с тем, анализ опыта работы с дошкольниками и научные исследования в области теории и методики обучения и воспитания позволяют сделать вывод об ограниченности их эстетических переживаний и представлений. [2]

А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО считает, что не существует другой области педагогики, где наблюдалась бы такая растрата воспитательного потенциала, такой разрыв огромных возможностей и ничтожных результатов, как в эстетическом воспитании. А между тем едва ли не все явления нашей жизни, которые принято объединять под именем «бездуховности» — эмоциональная тупость, отсутствие милосердия, экологического сознания, исторической памяти, творческой инициативы, утилитарное отношение ко всему в жизни и т.д., и т.п. в значительной степени связаны с тем, что многие поколения людей не получают полноценного эстетического воспитания и даже не подозревают о степени своей обездоленности [9].

2) Потребностями субъектов образования в образовательных услугах и невозможностью системы образования удовлетворить эти потребности. 

Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. Трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе изобразительной деятельности, были охарактеризованы Е.А. Флериной как «слабости» детского рисунка. Причинами «слабости» детского рисунка являются малый жизненный опыт детей, несовершенство их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумение распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и взаимоотношениях детали образа, знание изобразительных приемов. Процесс усвоения приемов достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога, создание образовательных условий со стороны детского сада [3].

Педагогическим коллективам сложно перестраиваться в современных условиях, переходя на ФГОС ДО, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Осложняет ситуацию то, что в методических пособиях к примерным основным образовательным программам, сохраняются отдельные элементы традиционных технологий, преобладают иллюстративно-объяснительные методы и приемы, а педагоги не могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, адекватно осуществить их отбор. Специалистами ФИРО отмечено, что: «перспективные идеи развивающего образования дошкольников не могут быть реализованы эффективно, т.к. педагогами не известен «ключ новой технологии», они работают, опираясь на традиционные методы, приемы работы с детьми» [5, с.136].

3) Заявленными целями педагогического процесса и получаемыми результатами. Хотя задача использования произведений изобразительного искусства в педагогических целях указана в содержании психолого-педагогической работы, очевидно, что ДОУ не справляются традиционными средствами. Анализ детских рисунков, проведенный в ходе производственной практики по ПМ 02 на базе ДОУ детский сад № 62 Кировского района Санкт-Петербурга в декабре 2017 года, позволяет сделать выводы о недостаточном уровне сформированности представлений детей о средствах выразительности портретной живописи.

4) Потребностями в модернизации процесса образования и неготовностью педагогов к ее осуществлению.

В настоящее время главное стратегическое направление образовательной политики России – это комплексная и глубокая модернизация системы образования. Сегодня необходимо изменить сам подход к образованию, который должен предусматривать увеличение объемов финансовой поддержки, особую заботу о работниках образования, создание условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формирование общественного мнения о ценности образования [16].

Очевидно, что для осуществления процесса модернизации образования требуются квалифицированные специалисты. Директор Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства» Т. В. Волосовец одной из проблем внедрения ФГОС дошкольного образования называет качество кадрового обеспечения дошкольного образования и указывает на необходимость создания системы сетевого непрерывного педагогического образования (переподготовка и повышение квалификации), отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям. [4, с. 8]

5) Запрос практики к теории – невозможность теории дать ответ.

Решение задач художественно-эстетического развития, обозначенных в ФГОС ДО, непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны методических служб.

Теоретические основы эмоциональной выразительности в рисунках, как показателя детского изобразительного творчества, остаются неразработанными, методика формирования эмоционально-выразительных образов нуждается в уточнении [1]. Перед педагогическим сообществом стоит задача осуществление комплексных научных исследований современного дошкольника, современного детства и дошкольного образования в новых социокультурных условиях [4, с.8].

Данные противоречия определили постановку проблемы исследования в рамках проекта, которая состоит в использовании произведений русских художников-портретистов 19-20 века для формирования выразительности рисунка детей старшего дошкольного возраста, как составляющей художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ.

Цель профессионально-образовательного проекта: создание проекта «Азбука портрета», направленного на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством русских художников-портретистов 19-20 века и формирование умения детей использовать средства выразительности в собственном изобразительном творчестве при создании художественных образов.

Объект исследования - формирование выразительности рисунка детей шестого года жизни.

Предмет исследования – создание проекта «Азбука портрета» по ознакомлению с творчеством русских художников-портретистов 19-20 века, направленное на формирование выразительности рисунка детей шестого года жизни.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы проблемы формирования выразительности детских рисунков в психолого-педагогической литературе и нормативных документах;

2) Провести диагностику и проанализировать использование выразительных средств детьми шестого года жизни при создании художественного образа в портрете;

3) Разработать проект «Азбука портрета», направленный на формирование выразительности рисунка детей шестого года жизни;

4) Определить эффективность проекта «Азбука портрета» по ознакомлению с творчеством русских художников-портретистов 19-20 века как средства формирования выразительности рисунков детей шестого года жизни.

Проект реализуется на базе старшей группы ГБОУ детский сад № 62 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный проект может быть использован в образовательной практике дошкольных образовательных учреждений. Эффективность использования проекта для формирования выразительности рисунка детей шестого года жизни определяется его содержанием, которое предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателя, родителей и детей в различных формах ознакомительной работы.

Структура работы: проект содержит: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список используемых источников; приложения.

§1. Процесс формирования выразительности детского рисунка

Рисунок – создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства [6].

Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Рисунок может быть предназначен для передачи информации. Такой рисунок направлен на мысли человека, когнитивную сферу личности. Рисунок, воздействующий на чувства, а через них и на мысли зрителя, представляет собой художественный образ. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Образ в изобразительном искусстве - наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, выразительных средств. В рисунке, живописи выразительными средствами являются композиция, цвет, колорит, линия и др.

Е.А.Флерина отмечала следующие особенности (качества) детского рисунка: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательность; смелость; гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка; яркость, красочность, декоративность. Детские рисунки показывают, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными [3].

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Выразительность детского рисунка - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является [3, с.100].

Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности [8, с. 19].

Особенности овладения детьми дошкольного возраста изобразительными и выразительными средствами рисунка были, предметом исследований как педагогов, так и психологов, начиная с конца XIX - начала XX века до настоящего времени, в нашей стране и за рубежом (К.Риччи, В.М.Бехтерев, А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Мухина и др.). Многие исследователи отмечали огромную роль в развитии детского изобразительного творчества наблюдений, приемов обследования форм, пропорций, цвета предметов для выразительной передачи их в рисунке, метода словесного воссоздания образа перед рисованием, овладения детьми техникой рисунка, использования поэтических произведений, привлечение родителей к творческо-образовательному процессу [7].

Такие педагоги, как Н.Н.Волков, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова, Н.М.Зубарева, Р.П.Чуднова и др., рекомендовали использовать произведения изобразительного искусства (живопись, графику) как средство формирования выразительного образа в детском рисунке. Художественное восприятие, т.е. ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, как отмечают Б.С.Мейлах, А.Н.Хримли, Н.Н.Волков, Е.Д.Любимова, М.Марков, - это сложный, целостный и активный процесс, носящий оценочный характер и связанный с многообразными актами мышления и переживания. Оно характеризуется пониманием значения средств выразительности (П.М.Якобсон).

Можно выделить три уровня развития восприятия произведений живописи дошкольниками [15]:

– эмоционально-личностный, который обусловлен личным отношением ребенка к произведению. Он заключается в эмоциональной реакции на увиденный образ и связан с эмоциональным опытом самого ребенка.

– личностно-эстетический. Дошкольники демонстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выразительности образов.

– созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспринимаемых произведений.

Для ознакомления детей с произведениями живописи используются следующие формы ознакомительной работы: экскурсии, непрерывная образовательная деятельность (виртуальная экскурсия, беседа с использованием репродукций, игра) [15].

Однако для обучения детей умению воспринимать художественно-образный язык изобразительного искусства, умению отыскивать собственные способы выразительной передачи образа в рисунке на основе знаний о художественных средствах живописи необходимо создавать специальные условия. Предпосылки для успешного обучения существуют. Старшие дошкольники пользуются в своих рисунках теми же изобразительно-образными средствами, что и художники (форма, цвет, композиция). Они способны воспринимать эмоциональный настрой произведений, изобразительного искусства, выраженный специальными средствами [10].


§2. Портретная живопись. Ознакомление с портретом детей старшего дошкольного возраста

Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. Жанры живописи – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение реального конкретного человека, где на первый план выступает задачи внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика. Использовать портретную живопись необходимо как средство развития у детей "человековидения", то есть понимание состояние другого человека.

В Европе периодом заражения портрета считают 15 - 16 вв. (Нидерланды, Италия), а 17 в.- веком величайшего развития портретной живописи, оказавшей влияние на другие виды искусства. Как отмечают все исследователи В. М. Алпатов и И. Е. Данилова, средневековое искусство портрета не знало. Подлинно портретами считались только изображения Христа и Богоматери, лицо простого человека считалось недостойным портретирования.

Портретный жанр в России начал развиваться с начала 18 века, а в середине его стал ведущим в русском изобразительном искусстве. 19 век, особенно его вторая половина, считается вершиной в портретной живописи. Это было время напряженных размышление над проблемой личности, ее возможностей, роли в обществе, ее нравственной ответственности; время утверждения принципа психологизма в подходе к человеческому характеру в художественной литературе, театре, изобразительном искусстве.

Русское искусство второй половины 19 века - начала 20 века существовало в условиях социального напряжения, выполняла учительские и просветительские функции, было проникнуто идеей высокого предназначения, общественного служения. Человек думающий стал главным действующим лицом портретов. В нём нашёл отражение нравственный идеал эпохи. Это время творчества художников К. П. Брюллова, Н. Н. Ге, В. Г. Петрова, И. Е. Репина, В. А. Серова, М А. Ярошенко, А.Я. Головина, А. М. Васнецова, В. М. Кустодиева, И. И. Бродского, К. А. Сомова и других.

Понимание портрета требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.

Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.

Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление осуществляется в дидактических играх и в ходе беседы. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. Подробно методика ознакомления дошкольников с портретным жанром живописи рассматривается в исследовании Н.А.Курочкиной [7]. Автором разработаны принципы отбора произведений, этапы работы, план беседы и вопросы, предлагаемые детям при рассматривании картин. В ходе беседы рекомендуется использовать пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессионально-образовательный проект «Творчество русских художников-портретистов 19-20 века в реализации содержания художественно-эстетической образовательной области образовательной программы ДОУ» разработан на основе анализа нормативных документов и психолого-педагогической литературы, которые подтверждают актуальность представленного исследования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Буянова Т. А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста. - Автореф. дисс. канд. пед. н.- Москва, 2004. – 195 с
  2. Бычихина О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников.- Автореф. дисс. канд. пед. н.- Курск, 2006. – 200 с
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.- 344с.
  4. Инновации в дошкольном образовании : учебное пособие / под общ. ред. Г. П. Захаровой. – М. : Изд-во МПГУ, 2014. – 176 с.
  5. Информационно-аналитический отчет по итогам комплексного исследования «Качество дошкольного образования в Свердловской области».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014
  6. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях».- М.: Просвещение, 1980.-272с.,ил
  7. Курочкина Н.А. О портретной живописи – детям. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 112 с.
  8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144с.
  9. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития. Режим доступа: http://art-inschool.ru/article/psihologicheskie-problemy-esteticheskogo-vospitaniya-i-hudozhestvenno-tvorcheskogo-razvitiya
  10. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятии иллюстраций детских книг. - Автореф. дисс. канд. пед. н.- Москва, 1979. – 11 с.
  11. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -592 с.
  12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2018 года – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.: Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
  14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. с.105
  15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина.-М.: «Академия», 2011.-352 с.
  16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс]: от 04.12.2014 г.: Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc _law_171774.
  17. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.,1965. – 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»

«Использование алгоритмов в самостоятельной музыкально-театрализованой деятельности детей в рамках реализации содержания художественно-эстетической образовательной области»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»

Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону Реализация содержания программы в образовательных областях: «Позна

Конспект комплексного занятия «Пожарная безопасность» (Познавательное развитие) Подготовительная группа Воспитатель: И. Н. Кобзарева МБДОУ №121 г. Ростова - на - Дону ...