Статья на тему "Особенности периода раннего возраста"
статья

Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cnfnmb.docx9.76 КБ
Файл statya_ranniy_vozrost.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

           

 Особенности периода раннего возраста

Составила воспитатель: Махмудова Эльмира Магомедовна            

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует будущего гражданина, прививая детям полезные навыки и привычки , давая знания ,формируя поведение и нравственные черты личности.

Воспитание – кропотливый процесс требующий от педагога умения понимать детей и их особенностей,  используя методы индивидуального воздействия на них. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога и ребенка.

Воспитатель - главная фигура в дошкольном учреждении:

1.Он должен любить  детей , так как воспитание- длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

2.Он должен иметь разнообразные знания,  чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка , помогать ему познавать окружающий мир.

3.Он призван быть авторитетом для детей и их родителей и вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания.

 2. Особенности периода раннего возраста

Ранний возраст- это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для детей раннего возраста характерен быстрый темп : интенсивно увеличивается  рост и вес ребенка усиленно развиваются все функции организма. Однако развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне как низкая сопротивляемость организма заболеваниям, что отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому укрепление здоровья маленького ребенка--важная задача воспитания в раннем детстве.

В раннем возрасте особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет,  но и лучше развивается психически. Поэтому необходимо создавать все условия для уравновешенного поведения детей, охранять их нервную систему.

У детей раннего возраста преобладают возбуждения  над тормозными процессами.  Маленькие дети не переносят ожидания пищи ,ограничения в движениях ;поэтому в детских дошкольных учреждениях введен принцип последовательного ,постепенного проведения всех режимных процессов, который позволяет обслуживать каждого ребенка индивидуально.

В раннем возврасте  важно обеспечить физическое умственное  нравственное и эстетическое развитие детей.

3.Сущность, содержание, принципы, формы и средства воспитания детей  раннего возраста.

 Воспитание- процесс  двусторонний. Оно достигает эффекта ,если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя ,стремится их выполнить. В основе этого лежит понимание ребенком  разумности предъявляемых требований ,их справедливости  и обоснованности. Результатом воспитания является обеспечение общего развития ребенка.

Воспитание включает в себя:

Физическое воспитание- закладывает основу здоровья ,оберегает ребенка от заболеваний, переутомления, воспитывает выносливость. Оно дает положительный результат при правильной организации питания и режима закаливания ,массажа ,гимнастики, подвижных игр.

Умственное воспитание- включает сенсорное развитие , формирование  мышления,  речи , памяти, внимания ,ориентирование в окружающем мире. Осуществляется  оно в процессе игр ,занятий, самостоятельной деятельности детей во время прогулок.

Нравственное воспитание- включает развитие эмоций , поддержание у детей хорошего настроения.

Эстетическое воспитание- воспитание у детей способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем.

Основные принципы современного дошкольного воспитания :

1.Развивающий-обеспечивает становление личности ребенка и раскрытие его индивидуальных способностей.

2.Фундаментальность  воспитания- комплексное решение задач по охране здоровья, жизни детей, всестороннее развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

3.Всестороннее развитие личности ребенка, его способностей: позновательных ,коммуникативных, творческих ,регуляторных.

4.Развивающее обучение- правильно организованное обучение ведет за собой развитие.

5.Развитие-результат успешности воспитания и обучения детей.

6.Принцип культуросообразности- учет национальных ценностейи традиций в образовании , восполнении недостатков духовно--нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

7.Преемственность воспитания- обеспечение традиционных сторон воспитания: физического ,умственного, нравственного, эстетического, трудового в сочетании с познавательным,  социальным  и личностным развитием ребенка.

Каковы же средства воспитания детей раннего возраста.

Физическое воспитание-  включает оздоровительные, воспитательные  и образовательные задачи:охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание бодрого жизнерадостного настроения ,профилактика негативных эмоций и нервных срывов ,совершенствование всех функций организма,  полноценное физическое развитие , формирование основ физической культуры.

Физическое воспитание детей включает в себя режим дня и утреннюю гимнастику, выработку правильной осанки, обучение движениям и двигательным действиям ,правильной ритмичной ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбегу, метанию, лазанию, движениям с мячом, выполнению различных физических упражнений на основе словесного описания, показа и под музыку, что позволяет воспитать у ребенка ловкость, быстроту, выносливость, силу,  координацию движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Умственное воспитание  предусматривает развитие у детей раннего возраста внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, любознательности, а также  умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Умственное воспитание осуществляется на основе формирования у ребенка целостной картины окружающего мира, развития интереса к предметам и явлениям  окружающей действительности, ознакомления с предметами быта, формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем окружении, о родственных отношениях и др.  Умственное развитие детей осуществляется как на занятиях, так и в повседневном общении с ребенком. Занятия для умственного развития детей должны носить комплексный характер и восприниматься  ребенком как естественное продолжение  игровой деятельности.

Нравственное воспитание предусматривает воспитание у детей раннего возраста гуманного отношения к  окружающему миру, любви к своей семье, дому, городу и др. Собирая пирамидку ,матрешку ,закрывая коробочку, застегивая пуговицы,  завязывая шнурки ,ребенок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками ,цветом , формой, величиной.  Автодидактические игрушки ,в частности, матрешки побуждают малыша соотносить  их детали по какому-то конкретному признаку.

Опыт показывает, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.

  4. Особенности сенсорного развития детей  раннего возраста.  

Одним из важнейших элементов воспитания  является сенсорное воспитание или развитие .

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка основных  видов  чувствительности .Сенсорное развитие детей раннего возраста  необходимо осуществлять,  соблюдая последовательность от простого к сложному. Например, ставится  конкретная задача – познакомить детей  с некоторыми вещами и игрушками , которые находятся в игровой комнате. В процессе решения этой  задачи дети  одновременно учатся  узнавать предметы, называть их ,определять их свойства , играть с ними.

На первых порах  дети показывают предмет , приносят его по просьбе  воспитателя. Затем от детей требуется  правильно назвать предмет и действовать с ним .Так постепенно у детей  развивается восприятие  и ощущение.

Восприятие- отражение предметов  ,явлений ,процессов и их свойств при воздействии этих предметов и явлений на  соответствующие органы  чувств. Ощущение- отражает лишь отдельные  свойства предметов и явлений.

Важнейшими   видами восприятия  является восприятие  пространства- то есть удаленности предметов , формы и величины  и времени -формирование  биоритма  (сон-бодрствование,  день-ночь, утро- вечер, сутки, неделя, и др.) Кроме этого к видам восприятия  относят: восприятие  художественных  произведений , восприятие рисунка,  понимание средств  выразительности,  умение  дать эстетическую оценку,  восприятие  литературных произведений  разных жанров , понимание содержания  и восприятие  образов героев , мотивов их , языковых особенностей  произведений. Особое значение  здесь имеет  развитие слушания  и восприятие сказки , умение различать  реальную и сказочную  действительность, единство  нравственного и эстетического в восприятии и понимании сказки.

По мере того, как ребенок овладевает речью,  он не только узнает и различает предметы, но и называет их.

У детей раннего возраста  способность сосредоточиться , внимательно слушать только начинает формироваться . В силу свойственной детям  подвижности,  им трудно длительное время  сидеть спокойно ,не отлекаться;  всякое однообразие  их утомляет. Поэтому длительность занятий с детьми раннего возраста  не должна быть более 10-12 минут.

5.Особенности организации режима ребенка и методика режимных моментов в группах раннего возраста.

Важнейшим условием  рациональной жизни  детей раннего возраста является режим дня .  Режим- это соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям  детей распределение в течении суток процессов  бодрствования ,кормления , сна и их чередование,  а также смену видов деятельности во время бодрствования.

Правильный режим обеспечивает:  укрепление здоровья детей их нормальное физическое и нервно-психическое  развитие. С возрастом  увеличивается работоспособность  нервной системы т.е. способность активно  бодрствовать определенный период времени,  что и лежит в основе  изменения  режимов в раннем возрасте.

Для всех детей  раннего  возраста  рекомендуется единый режим дня. Непрерывная продолжительность бодрствования составляет 5,5-6 часов . Дневной сон -1раз в день -2,5-3часа.Сон в течении суток –не менее-12,5-13часов, ночной сон -10часов. Значительное место в режиме дня у детей  этой возрастной  группы занимает время  для гигиенического ухода  за детьми .

Режимный процесс  включает :

1.Утренний прием детей .

2.Организация питания -4-х разовое с интервалами в 3,5-4часа. Перед едой--туалет и мыть руки.

3.Организация сна - перед сном  помещение необходимо хорошо  проветрить, температура воздуха 18-20градусов.

4.Организация прогулки –должна быть достаточно длительной по времени :не менее-1 часа 50мин. -в первой половине дня и1 час 30 мин.-во второй .Зимой гулять можно до-15-16градусов. Летом  время прогулок увеличивается.

5.Организация занятий- в игровой форме с широким использованием  наглядных  материалов.

 6. Особенности  организации  обучения  детей  раннего  возраста.

При работе с детьми раннего возраста  жизни выделяется  круг таких знаний и умений, усвоение которых должно происходить в процессе организованных  занятий .Занятия дают возможность систематизировать знания  и умения, которые формируются у ребенка в процессе  игр наблюдений  общения  со  сверстниками и взрослыми. Обучение  осуществляется  в процессе организованной  воспитателем предметной  игровой деятельности.

С детьми раннего возраста занятия проводятся 2 раза в день. Длительность занятй 10-15 минут. Проводятся занятия утром и вечером. Наряду с  занятиями в группе планируются наблюдения на прогулках за окружающим, подвижные и дидактические игры. Большая часть занятий проводится по подгруппам, в которые объединяются  дети с одинаковым уровнем развития. Большой эффект дают занятия, содержание которых связано с самостоятельной деятельностью детей – игрой.

Обучение детей раннего возраста должно быть наглядно-действенным. Предметная наглядность( предметы, игрушки, явления природы) или  графически-образная наглядность ( картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью занимающихся детей. Таким образом, малыши не только смотрят и слушают воспитателя, но и действуют под его контролем и говорят. Например, при занятии с матрешками Вначале воспитатель показывает большую и маленькую матрешку. Дети смотрят и слушают. Затем воспитатель просит всех поднять и показать большую матрешку и т.д.

7.  Особенности организации работы группы, комплектование, требования к  оборудованию помещения и участку для групп раннего возраста.

Работа группы детей раннего возраста в детском саду начинается с утреннего приема детей. Приветливая встреча влияет на настроение и дисциплинированность детей. При приеме детей следует обратить внимание на их внешний вид. После приема детей проводится утренняя гимнастика. Затем идет подготовка к завтраку: расставляются столы и стульчики. По 5-6 человек дети идут умываться. Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение. Принимать пищу следует в чистой, хорошо проветренной комнате. Очень важны сервировка стола и удобная приятная посуда. Во время еды должен поддерживаться порядок. Воспитатель следит за тем, чтобы дети съедали положенную им порцию и приучались культурно есть. Затем наступает время прогулки, которая имеет большое значение для физического развития, так как  прогулка – это доступное и первое средство закаливания организма, которое способствует повышению выносливости, устойчивости к простудным заболеваниям.  Во время прогулки дети много двигаются и играют. Прогулка способствует также умственному развитию детей, в процессе которой дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем их мире. Большое значение для для здоровья детей имеет правильно организованный дневной сон, к которому нужно выработать у детей положительное отношение . Следует также правильно организовать досуг детей: игры, музыкальные занятия, чтение книг, рисование, лепка и др. Заканчивается день в саду передачей детей родителям и  при необходимости беседой с ними.

Группа детей раннего возраст комплектуется детьми в возрасте  от2-х до 3 –х лет.Каждая группа должна иметь чистые, достаточно просторные помещения с необходимым оборудованием для проведения всех режимных элементов. Должны быть комнаты для игр, для сна, туалетная и приемная. В умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин. В групповой комнате –столы и стульчики для приема пищи, а также следует иметь удобные места для различных видов деятельности: полочки с книгами, игрушками, шкафы ит.д. Мебель должна соответствовать росту детей и быть безопасной.

Участок детского сада  должен быть спланирован и оборудован в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. На участке должно быть много зелени. Желательно, чтобы каждая группа  детей раннего возраста имела отдельный участок, отгороженный от других групп кустарником. На участке выделяются места для подвижных игр и развития движения детей, для игр с песком , водой и  творческих игр с различными игрушками. На участке должны быть заборчики для лазания, бревно для упражнений в равновесии, горка, инвентарь для прыжков и метания. Игровые площадки должны заканчиваться дорожками для катания на велосипеде.

8.Заключение.

Всестороннее комплексное развитие детей раннего возраста  в дошкольном учреждении зависит от личности воспитателя и его компетентности. Основу  стиля общения составляют: понимание, принятие и признание личности ребенка. Понимание означает умение видеть ребенка изнутри, способность видеть мир с двух точек зрения: своей и ребенка, то есть уметь читать мотивы его поведения. Принятие означает  положительное отношение к ребенку, его индивидуальности. Признание – это  право ребенка в решении проблем. Ребенок всегда должен иметь совещательный голос.

Современное воспитательное воздействие должно полностью исключать риск нанесения ребенку душевной травмы.

Девизом воспитателя должно стать:  «Не навреди», «Верь в силы ребенка», «Сохрани»

Доброжелательность, юмор, умение прощать и вступать в позицию  ребенка,

Обеспечить психологическую защиту перед неудачей, насмешкой-все

это создает  атмосферу контакта взрослого и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

Создание комфортных условий в адаптационный период (ранний возраст)

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям...

Закономерности периода раннего возраста.

Раннее детство - это период интенсивного физического и психического развития.Причём быстрый темп развития осуществляется на неблагоприятном фоне-недостаточной морфологической и функциональной зрелости...

Особенности развития и воспитания детей в период раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...

Обмен опытом «О проведении мероприятий в летний оздоровительный период» (ранний возраст)

Летняя оздоровительная работа была организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровьесберегающего режима, предупреждение заб...

Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Возрастные особенности. Период раннего возраста (от 1 до 3 лет) Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становлени...

Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть....