Статья: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Веретельникова Екатерина Сергеевна

Статья: "Ознакомление с портретом как средство формирования выразительности рисунка старших дошкольников".  Детям дошкольного возраста, даже на пятом году жизни, доступно восприятие живописного портрета. При ознакомлении детей дошкольного возраста с портретом должжны использоваться следующие принципы. Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности. Во-вторых, художественный обаз портрета по содержанию и по форме изображения длжен быть доступен пониманию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств». Приоритетом образовательной программы дошкольного учреждения должно быть разностороннее развитие ребенка.

Закон «Об образовании в РФ» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), предъявляют строгие требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в том числе изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (в том числе изобразительной). Решение задач художественно-эстетического развития, обозначенных в ФГОС ДО, непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов и со стороны методических служб.

Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Особенности овладения детьми дошкольного возраста изобразительными и выразительными средствами рисунка были, предметом исследований как педагогов, так и психологов, начиная с конца XIX - начала XX века до настоящего времени, в нашей стране и за рубежом (К.Риччи, В.М.Бехтерев, А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулша, Г.В.Лабунская, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Мухина и др.). Многие исследователи отмечали огромную роль в развитии детского изобразительного творчества наблюдений (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Д.А.Раева), приемов обследования форм, пропорций, цвета предметов для выразительной передачи их в рисунке (Н.П.Сакулина), метода словесного воссоздания образа перед рисованием (Н.П.Сакулина), овладения детьми техникой рисунка (Т.С.Комарова), использования поэтических произведений (Л.В.Компанцева).

Такие педагоги, как Н.Н.Волков, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова, Н.М.Зубарева, Р.П.Чуднова и др., рекомендовали использовать. произведения изобразительного искусства (живопись, графику) как средство формирования выразительного образа в детском рисунке. Художественное восприятие, т.е. ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, как отмечают Б.С.Мейлах, Г.И.Панкевич, А.Н.Хримли, Н.Н.Волков, Е.Д.Любимова, М.Марков, - это сложный, целостный и активный процесс, носящий оценочный характер и связанный с многообразными актами мышления и переживания. Оно характеризуется пониманием значения средств выразительности (П.М.Якобсон).

Однако для обучения детей умению воспринимать художественно-образный язык изобразительного искусства, умению отыскивать собственные способы выразительной передачи образа в рисунке на основе знаний о художественных средствах живописи необходимо создавать специальные условия. Предпосылки для успешного обучения существуют. Старшие дошкольники пользуются в своих рисунках теми же изобразительно-образными средствами, что и художники (форма, цвет, композиция). Они способны воспринимать эмоциональный настрой произведений, изобразительного искусства, выраженный специальными средствами (Т.А.Репина).

Рисунок – создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Рисунок может быть предназначен для передачи информации. Такой рисунок направлен на мысли человека, когнитивную сферу личности. Рисунок, воздействующий на чувства, а через них и на мысли зрителя, представляет собой художественный образ. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Е.А.Флерина отмечала следующие особенности (качества) детского рисунка: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательность; смелость; гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка; яркость, красочность, декоративность. Детские рисунки показывают, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Выразительность- главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристики таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства. (Григорьева Г.Г.)

Выразительность детского рисунка- это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача и активного эмоционального отношения к нему. Выразительность детского рисунка - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. (Г.В. Лабунская.)

Выразительность- способность художественно реализовывать свои отношения, мысли и чувства. (И.А.Лыкова)

Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению. Овладение техникой понимается не только как основа возникновения образа, но и как средство достижения его выразительности.

Особенности овладения детьми дошкольного возраста изобразительными и выразительными средствами рисунка были, предметом исследований как педагогов, так и психологов, начиная с конца XIX - начала XX века до настоящего времени, в нашей стране и за рубежом (К.Риччи, В.М.Бехтерев, А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, В.С.Мухина и др.). Многие исследователи отмечали огромную роль в развитии детского изобразительного творчества наблюдений, приемов обследования форм, пропорций, цвета предметов для выразительной передачи их в рисунке, метода словесного воссоздания образа перед рисованием, овладения детьми техникой рисунка, использования поэтических произведений, привлечение родителей к творческо-образовательному процессу.

Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. Жанры живописи – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение реального конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а изучение психологии человеческой личности, внутреннего мира, сущности характеров, неповторимости облика, определение и как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Ни один жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.

Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.

Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление осуществляется на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине.

Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.

Детям дошкольного возраста, даже на пятом году жизни, доступно восприятие живописного портрета. При ознакомлении детей дошкольного возраста с портретом должны использоваться следующие принципы. Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности. Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Путь становления творческой личности сложен, труден. На первом этапе важно разбудить познавательную активность ребенка, чтобы он научился сам искать знания. Ум, прирученный с раннего детства к действиям по штампу, по готовому рецепту, теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление и решение. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"

Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...

«Средства формирования выразительной речи у дошкольников»

Материал о том, как правильно формировать у дошкольников речевое дыхание, логическое ударение, паузу, мелодию, темп, тембр....

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...

Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"

Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...

Статья "Элементарная исследовательская деятельность как средство формирования эколого-краеведческих компетенций дошкольников"

Экологические проблемы в современном мире носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Формирование у дошкольников эколого-краеведческих компетенций отражено в Федеральном Государственном...