Дополнительная программа Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет
материал (средняя группа)

Болденко Виктория Валерьевна

Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительно образовательная программа

Песочная студия «Занимательные пальчики» для детей 4 - 5 лет

Разработал воспитатель: Болденко Виктория Валерьевна

Содержание.

1. Пояснительная записка….…….......................................................................3

2. Цели и задачи………………............................................................................6

3. Учебно–тематический……….……………………….....................................7

4. Содержание программы…………………………..........................................11

5. Годовой календарный учебный график …………………...........................15

6. Организационно – педагогические условия реализации программы........15

7. Планируемые результаты................................................................................15

8. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоения программы, условия реализации программ.............16

9. Список литературы……………………………………………………………17

Пояснительная записка

        С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то. Арт-терапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.

      Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании. Эффективна песочная терапия для детей, подростков и даже взрослых людей. Принцип современной песочной терапии был предложен выдающимся психологом – К.Г. Юнгом, а потому долгое время это направление развивалось в основном благодаря исследованиям и усилиям последователей юнгианской школы. Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния.

       Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

       Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

         Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

        Нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. 
     Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению моторного и когнитивного развития ребенка и содействовала снятию стрессового состояния.         

     Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством.

      Сегодня же,  песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика,  наряду с такими, как сказка-терапиярисование, работа с пластилином и глиной, музыка-терапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.

        Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

         Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

       Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.

       Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!

       Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

 

2.  Цели и задачи программы:

Цель: Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком, развитие эмоционально-личностной сферы и  мелкой моторики рук, по средством песочной игротерапии.

Основные задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Обучающие:

  • обучать ребенка положительному само отношению, принятию и других людей;
  • учить выражать свою любовь;
  • обучать рефлексивным умениям.
  • учить выстраивать композиции на песке.
  • закреплять представление об окружающем мире.
  • овладеть техникой песочного рисования.
  • обучать основам цвето- свето-видения и.

Развивающие:

  • развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
  • развивать тактильные тонкие ощущения, мелкую моторику.
  • развивать у детей интеллектуальные способности.
  • развивать творческие способности учащихся.
  • развивать познавательные психические и процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
  • развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
  • развитие наглядно-образного, творческого критического и мышления.
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
  • воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
  • воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
  • воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.
  • воспитывать эстетический и художественный вкус.
  • корректировать нежелательные черты характера поведения.

3. Учебно-тематический план.

Тема

Цели и задачи

Результат

Тема блока:

Октябрь

«Песочная страна».

1. «Правила песочной страны»

2. «В гостях у песочной феи»

3. «Мы волшебники»

4. «Следы на песке»

Цель: знакомство с песочницей и способами игры с песком.

- обучать ребенка положительному само отношению, принятию и других людей;

- развитие наглядно-образного, мышление.

- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

Развивать интерес  к играм с песком. Воспитывать аккуратность.

Знакомство с техникой рисования на песке.

«Необыкновенные следы жителей Песочной страны»

Дети уверенно чувствуют себя с другими сверстниками, не отвлекаться во время работы педагога.

Самостоятельно могут рассыпать писок на столе кулачком, рисовать пальчиками на песке.

Умеют проводить четкие следы при помощи обеих рук

Тема блока:

Ноябрь

Знакомство с цветным песком

Арт-курс по рисованию песком

1. Радуга песка

2. Магия песка

Превращение обычного песка во все цвета радуги

- развитие наглядно-образного, творческого критического и мышления

Понимают,  как окрашивать песок,

3 « Во саду ли в огороде»        

4 «Волшебный лес»

 

Ознакомление с окружающим миром Развитие  мышления, речи, моторики.

Знакомство с техникой рисования цветным песком.

развитие наглядно-образного, творческого критического и мышления.

Умеют различать овощи и фрукты,

 Могут самостоятельно высыпать лишний песок в отдельную чашу

Тема блока:

Декабрь

«Транспорт»

1.Виды транспорта

2. Сказочный транспорт

3. «Песочный ветер»

4. «Новогодняя сказка»

- Закреплять представление об окружающем мире.

- Знакомство с техникой рисования цветным песком.

развитие наглядно-образного, творческого критического и мышления.

воспитывать эстетический и художественный вкус.  

Могут самостоятельно высыпать лишний песок в отдельную чашу

Пользуются кистью и самостоятельно наносят клей, проявляют творческие способности

Тема блока:

Январь

«Зимние фантазии»

1. «Зимний лес»

2. «Узоры на стекле»

3. «Угадай что спрятано в песке»

4. «Лесные жители»

- Закреплять представление об окружающем мире.

- Знакомство с техникой рисования насыпания фона

- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

Развивать интерес  к играм с песком. Воспитывать аккуратность.

Знакомство с техникой рисования на песке.

 - Могут работать над собой, быть целеустремленными.

- развиваются творческие способности

Тема блока:

Февраль

«Морские жители Песочной страны»

1. «Подводный мир»

2. «Волшебные рыбки»

3. «Белые кораблики»

4. «Подарок для папы»

Продолжать закреплять умение рисовать с использованием изученных техник рисования песком.

Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

- развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.

Показать способ насыпания песка щепоткой, рисования Создание условий для художественно продуктивно деятельности с использованием нетрадиционных материалов

Дети уверенно чувствуют себя с другими сверстниками, не отвлекаться во время работы педагога.

Самостоятельно могут рассыпать песок на столе кулачком, рисовать пальчиками на песке.

Умеют проводить четкие следы при помощи обеих рук

Тема блока:

Март

«Здравствуй, весна!»

1. «Мама – солнышко мое»

2. «Домашние животные и их детёныши»

3. «Домашние птицы»

4. «Животные в лесу»

- Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы

- Воспитывать эстетическое восприятие.

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

- Закреплять представление об окружающем мире.

Могут самостоятельно высыпать лишний песок в отдельную чашу

Пользуются кистью и самостоятельно наносят клей, проявляют творческие способности

Тема блока:

Апрель

«Важные профессии»

1. «Птицы, летите, на крыльях весну несите!»

2. «Космическое царство»

3.«Полицейский»

4. «Врач»

- Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно.

-  Дополнять рисунок декоративными элементами. Воспитывать любовь к птицам.

 - Продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика)

- Закреплять представление об окружающем мире

Могут декорировать рисунок разными декоративными элементами

Самостоятельно могут рассыпать писок на столе кулачком, рисовать пальчиками на песке.

Тема блока:

Май

«День победы»

1. «Праздничный салют!»

2. «Мир на земле»

3. «Весенние цветы»

4. «Ваза с фруктами»

Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая,- День Победы». Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

Продолжать знакомство с приемами рисования, насыпания и декорации

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.

Могут самостоятельно высыпать лишний песок в отдельную чашу

Пользуются кистью и самостоятельно наносят клей, проявляют творческие способности

Тема блока:

Июнь

«Лето красное»

1. «Радуга дуга»

2. «Летние фантазии»

3. «Гроза»

4. «Летние цветы»

Продолжать знакомство с приемами рисования, насыпания и декорации

Совершенствовать умения в рисовании.

- Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.

- развитие наглядно-образного, творческого критического и мышления.

- развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.

- развивать тактильные тонкие ощущения, мелкую моторику.

Дети уверенно чувствуют себя с другими сверстниками, не отвлекаться во время работы педагога.

Самостоятельно могут рассыпать песок на столе кулачком, рисовать пальчиками на песке.

Пользуются кистью и самостоятельно наносят клей, проявляют творческие способности

Тема блока:

Июль

Летние фантазии

1. «Воздушные шары»

2. «Ягодное царство»

3. В гостях у сказки»

4. Морские жители»

- Закреплять представление об окружающем мире.

- Знакомство с техникой рисования насыпания фона

- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

Развивать интерес  к играм с песком. Воспитывать аккуратность.

Знакомство с техникой рисования на песке.

Самостоятельно могут рассыпать песок на столе кулачком, рисовать пальчиками на песке.

Пользуются кистью и самостоятельно наносят клей, проявляют творческие способности

Тема блока:

Август

«Что нам лето подарило»

1. «Весёлые мордашки»

2. «Овощи и фрукты»

3. «Любимые игрушки»

4 По замыслу»

- развитие наглядно-образного, мышление.

- воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,

Развивать интерес  к играм с песком. Воспитывать аккуратность.

- Закреплять представление об окружающем мире.

- Закреплять умение работать с техникой рисования насыпания фона

Самостоятельно выстраивают композиции на песке, пользуются знакомым техниками насыпания песка. Без труда пользуются кистью и клеем, могут рассказать о своей работе.

4. Содержание программы.

Данная программа направлена:

  • на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный незаменимый и способ психологической с детьми работы.
  • Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику дошкольного образовательного учреждения работы.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической с детьми работы.

- Игра как с песком процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «терапии само» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает своей детей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом дополнительный акцент, на тактильную чувствительность.

- Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному гармоничному и развитию познавательных процессов.

Программа является эмоционально – развивающей,

Методы и приемы песочной терапии:

1.  Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Релаксация.

6.Концентрация.

7. Функциональная музыка.

8.Сказкотерапия.

 Формы работы:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д. 

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказка-  терапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) 2 раза в неделю по 30 мин, в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла: 
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком; 
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. 
Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не 
устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и 
игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, 
активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
▪ поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы;
▪ ценить его инициативу и мнение;

5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- категорически нельзя бросаться песком;

- не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
     Каждая встреча с детьми, состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. 
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психо -гимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. 
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. 
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.
Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин) в зависимости от физического состояния воспитанников.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

Годовой календарный график.

Продолжительность учебного года

1.10. 2017 – 31.08.2018

Продолжительность образовательного процесса

49 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2018 – 11.01.2018

Педагогическая диагностика

25.05.2018 – 31.05.2018

Количество занятий

В неделю 2

В месяц 8

В год 88

6. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Дополнительно образовательная программа «Занимательные пальчики» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 88 часа. Групповая форма работы. Дополнительной платной услугой может воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут фотовыставка кружка «Занимательные пальчики», выставка детских работ из цветного песка.

7. Планируемые результаты

     •   Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

  • Освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
  • Умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.
  • Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
  • умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

      • Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

8. Оценочные и методические материалы.

Формы контроля: наблюдение.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок освоил тот практический материал, который должен был освоить.  Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Участвуя в программе «Занимательные пальчики», учащийся постепенно сможет овладеть знаниями, умениями и навыками, относящимися к изобразительному творчеству, как к предмету деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

Параметры диагностики:

  • Внимание и память
  • Плавность, изящество, точность движений при работе с песком
  • Насыпание песка
  • Работа кулачком
  • Работа мизинцем
  •  Работа ладонью
  • Работа пальчиками

Понятие основ композиции

Критерии оценки параметров

Внимание и память – способность не отвлекаться во время работы педагога на демонстрационном столе, наблюдать движение рук и пальцев педагога, последовательность движений и приемов. Если ученик повторяет все движения педагога на своем столе правильно, не испытывая никаких затруднений и не отвлекаясь, то это 8 высокий уровень. Если ученик несмотря на то, что внимательно наблюдал за педагогом запомнил только основные приемы и не может работать в деталях и ему необходимы подсказки со стороны преподавателя, то это средний уровень. Если ученик путается в основных приемах из-за невнимательности во время демонстрации – это низкий уровень

Плавность, изящество, точность движений при работе с песком – способность повторять точно движения руками и пальцами педагога во время его работы на демонстрационном столе, при этом от плавности и изящества движений зависит красота и изящество линий и посыпаний. Если движение рук и пальцев при работе песком изящны и плавны, и ученик не испытывает никаких затруднений в работе, то это высокий уровень. Если из-за недостаточной координации ребенок не всегда может плавно двигать руками и пальцами во время работы песком – средний уровень. Если ученик испытывает большие затруднения в движениях во время работы с песком – низкий уровень

Насыпание песка – один из основных приемов работы песком, при котором получатся ровный, однородный слой песка для работы по нему пальцем, ладонью, кулачком. Если ученик не испытывает затруднений в насыпании ровного слоя песка, то это высокий уровень. Если ровный слой песка при насыпании получается не всегда, то это средний уровень. Если ученик испытывает сложности и ему необходима помощь педагога – это низкий уровень

Работа кулачком – один из основных способов работы песком, который дает возможность снимать слои песка, образуя гладкую поверхность. Если ученик не испытывает никаких затруднений в работе кулачком, то это высокий уровень. Если иногда испытывает некоторые трудности – средний уровень. Если ученик испытывает трудности постоянно и ему необходима помощь учителя – низкий уровень.

Работа мизинцем – Один из основных способов работы песком, который дает возможность снимать тонкие слои песка. Если ученик не испытывает трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень.

Работа ладонью - Один из основных способов работы песком, который дает возможность снимать широкие слои песка. Если ученик не испытывает трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень.

Работа пальчиками - Один из основных способов работы песком, который дает возможность создавать на поверхности песка линии. Если ученик не испытывает трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень.

Понятие основ композиции – элементарные знания, позволяющие разместить в определенном формате элементы композиции, понятие симметрии по массам, ритма, динамики, уравновешенности, статики в композиции. Если ученик не испытывает трудностей в работе над композицией, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет правильно оценивает формат, делает незначительные композиционные ошибки – средний уровень. Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень. Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл.

Список литературы

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.

 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003г.

4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г.

5. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2007г.

6.Войнова А.Рисование песком.-Феникс,изд-е 2, 2014

7.Жеребненко О.А., Кузнецова Л.Б.Волшебство на песке.Методическое пособие по использованию песочных столиков в работе ДОУ для педагогов и психологов.- Белгород,2014.

8. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.

 Интернет - ресурсы:

1. http://www.sandpictures.ru

 2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru

6. http://www.sandproject.ru

7. http://www.jlady.ru/interesno/risovanie-peskom.html

 8. http://www.sandproject.ru/

9. http://tobemum.ru/poleznoe/risuem-peskom-na-stekle/

Приложение:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 
«Дружные братья»

 1.Ну-ка, братцы за работу, 
Покажи свою охоту 
Большаку дрова рубить, 
Печи все тебе топить 
А тебе воду носить, 
А тебе обед варить 
А тебе хлеба месить.

2. Руки сжаты в кулак. 
Разгибать большие пальцы
Разгибать указательные пальцы
Разгибать средние пальцы
Разгибать безымянные пальцы 
Разгибать мизинцы

3. «Этот пальчик»

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 

Поочередно загибать пальцы в кулачок

4.  «Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

Игра"Тень"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два

ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй

ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия

первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за

красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра"Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети

стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники

считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок

без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и

формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой,

заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения

чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок

внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот

себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого

описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным,

дополняет.

Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое

настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать

остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с

каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и

желания дошкольника.

Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются

на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь,

потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок

должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и

глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную

самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито,

спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две

шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза,

в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой

шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего

и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие

эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг

другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его

повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в

жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть,

радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям

изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя,

медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя.

Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается

музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут

танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются

на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры,

простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы;

другой ребенок должен отгадать, что это. 
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ 
▪ Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;
▪ 
Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построим песчаный город, «Секреты».
▪ 
Для развития зрительно- моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).

▪ Для формирования кинетической основы двигательного акта.

Например:
▪ «Кошечка» Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.

▪ «Шалтай-Болтай» Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.

Упражнения для кончиков пальцев.

▪ «Молоточки».
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

▪ «Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.

   Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.

 ▪ «Мы играем»

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

  Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.

 ▪ «Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.

  Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 ▪ «Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?

   Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 ▪ «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

   Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...

Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» художественной направленности для детей 5-7 лет

Отличительная особенность данной Программы заключается в широкой интеграции театрализованной деятельности с речевым развитием детей.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...

Дополнительная программа музыкальной студии «Цветики – самоцветики»

Дополнительная программа музыкальной студии «Цветики – самоцветики»...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

ПРИКАЗ от 17.03.2023. № 36/1-ОД. О подготовке и проведении итогового мероприятия по дополнительной программе театральной студии "МХАТик". Показ театрализованного представления "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК", по мотивам сказки В. П. Катаева.

ПРИКАЗ   от 17.03.2023. № 36/1-ОД. О подготовке и проведении итогового мероприятия по дополнительной программе  театральной студии "МХАТик". Показ театрализованного представле...

Дополнительная программа "Песочная арт-терапия"

laquo; Самая лучшая игрушка для детей - куча песка»К.Д. Ушинский. Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Песочная арт-терапия»  социально-педа...