Тренинг для педагогов "Психологическое благополучие"
консультация

Нуштаева Ольга Михайловна

Это будет полезно тем, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным общением с другими, с воспитанием, обучением и обслуживанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Психологическое благополучие»

Актуальность

В 1974 г. американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг ввел понятие «синдром эмоционального выгорания». Люди, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным общением с другими, с воспитанием, обучением и обслуживанием (направленность человек-человек) относятся к «группе риска» появления этого синдрома. Этот синдром легче предупредить, чем лечить. Поэтому своевремнная профилактика, формирование стрессоустойчивости воспитателей является важным направлением деятельности психолога в детском саду.

Цель: профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния.

Задачи:

  • обучение приёмам релаксации методом медитативного упражнения «Восход солнца», методом «правополушарного рисования».
  • развитие позитивного мышления
  • совершенствование коммуникативных навыков у педагогического коллектива, формирование положительного отношения друг к другу.

Ход тренинга:

1. Приветствие и настрой на работу: Я рада всех видеть на тренинге, направленного на сохранение и укрепление вашего психологического здоровья. Для начала осознайте свои чувства, эмоции, мысли на данный момент. Напишите на листиках, что вы чувствуете, что ожидаете от тренинга и прикрепите их к нашей доске.

2. Упражнение «Приветствие»: участники здороваются друг с другом во время хаотичного движения по комнате с помощью улыбок, затем, по сигналу, прикасаясь друг к другу только ладонями,затем только локтями, плечами, спинами, коленями. Поздороваться нужно с каждым участником.

3. Знакомство с приёмами правополушарного рисования. Рисование картины «Дерево жизни»

Правополушарное рисование – это способ релаксации и развития творчества, который доступен и детям, и взрослым. Рисуя, не надо задумываться о правилах академческого рисования. Нужно максимально расслабиться,ни очё не думать, когда создаёшь фон  можно и нужно выходить за края листа.

Перед рисованием выполняем с педагогами кинезиологические упражнения на межполушарное взамодействие: «Ухо-нос», «Коза-заяц», «Лезгинка».

Делаем фон: сначала нужно затонировать белой гуашью лист, затем нанести в верхней части листа по кругу множество мазков красного и жёлтого цвета.

Затем нужно эти мазки смешать по кругу. Во второй, нижней части листа нанести мазки (короткие, длинные полоски) в горизонтальном направлении коричневым, желтым цветом и тоже их смешать. Таким образом, получается фон: небо и земля. Дальше мы рисуем дерево: кончиком кисти ствол, примакивание кистью – крону дерева. Получившийся рисунок дерева – это символ жизненной энергии, которая наполняет человека, придаёт ему силу.

4. Рефлексия. Обратная связь.

5. Работа в группах «Способы уменьшения эмоционального напряжения, выхода из трудной ситуации» Объединиться в 3 группы. Каждая группа придумывает сложную ситуацию, вызывающую напряжение, и самостоятельно ищет способы снятия тревоги, приёмы, которые должны облегчить переживания, связанные с ситуацией. Время обсуждения 10-15 минут.

6. Презентация опыта от каждой группы.

7. Информативная часть от психолога: к вышеперечисленным вами методам хочу добавить и другие.

Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции. Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

Физическая нагрузка.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции,  делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

8. Упражнение «Красная дорожка»: участники становятся в 2 шеренги лицом друг к другу. Первый участник проходит с закрытыми глазами между шеренгами, а в это время с двух сторон ему шепчут приятные слова и комплименты (Например, «Ты красивая», «У тебя классно получается…», «Желаю тебе…»).Затем он открывает глаза и возвращается назад между шернгами под аплодисменты окружающих.

9. Упражнение «Восход солнца». Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей,  интеграция души и тела.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу.

9.Обратная связь, рефлексия. Сравнить собственные ощущения и ожидания с теми, которые были в начале тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский тренинг "Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка"

Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми....

методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....

Vетодическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....

методическое пособие на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....

Конференция с элементами игрового-тренинга "Эмоциональное благополучие ребёнка".

Родительское собрание в форме конференции с элементами игрового-тренинга...

методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.

Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....

Тренинг с педагогами по формированию психологического благополучия в коллективе "Начни с себя"

С педагогами 3 корпуса МАОУ детского сада № 210 «Ладушки» был организован психологический тренинг «Начни с себя». Педагог-психолог предложил участникам поразмышлять над вопросо...