Мастер-класс "Маленькие гении учатся читать по кубикам зайцева"
материал

Сокоренко Оксана Александровна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_genii_uchatsya_chitat_po_kubikam_zaytseva.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕНИИ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ ПО КУБИКАМ ЗАЙЦЕВА»

                                                               Из опыта работы воспитателя

 МДОАУ ЦРР детский сад «Фантазия»

                               г.Пыть-Ях

                                                                          Сокоренко Оксаны Александровны

                                          Многие великие люди  научились читать в два-три года.

                                            Я задаюсь вопросом: «Научились они читать  потому, что

                                          родились великими, или стали великими потому, что их

                                             раньше научили читать?»

Кто-то считает, что учить чтению сложно и скучно. Но я считаю, что научить чтению детей можно быстро и весело. Вы спросите как? Дети любят играть во взрослых, а мы, взрослые, должны хотя бы попытаться быть немножко детьми.

Чтобы вам сопутствовал успех, попробуйте просто жить с детьми в том мире, который им по-настоящему интересен. Игра! Вот что нужно вашему малышу! Дети больше всего на свете любят играть и готовы это делать сутки напролёт. Играя, ребёнок учится общаться с миром, он как бы делает «разведку» в большую жизнь.

Моя педагогическая деятельность проходит в МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»

г. Пыть-Ях. На протяжении двадцати лет я занимаюсь воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. Я пытаюсь вложить в воспитание детей всю душу, научить их всему, что знаю, хочу быть им другом и помощником. Особенно меня привлекает тема раннего обучения детей чтению через игру. Единственная действительно игровая методика, настоящая игра, которая может научить малыша читать – это кубики Зайцева.

Кубики Зайцева – уникальная игра-пособие по обучению чтению малышей от двух лет. Состоит она из набора картонных кубиков со складами, комплекта обучающих таблиц, компактдиска и книги автора с подробными рекомендациями.

Тщательно изучив эту методику, я решила применить её на практике с детьми своей любимой группы детского сада на индивидуальных занятиях в свободное время. Я рассказала детям о «говорящих» кубиках. Вместе мы составили письмо с просьбой прислать нам набор кубиков. Несколько недель всей группой мы ждали ответа из далёкого Санкт-Петербурга. И вот оно, извещение о получении посылки. Всей группой мы радовались, когда собрали первый, а потом и все остальные кубики. Детей интересовало, кто же им прислал такой удивительный подарок. Мне пришлось разыскать портрет автора на обложке книги Н. Зайцева «Письмо. Чтение. Счёт».

Обучение по этой методике построено по складовому принципу, известному ещё со времён Л. Н. Толстого. Он называл этот способ обучения «народным». Л. Н. Толстой говорил: «…по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в три-четыре урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный не более, как в десять уроков.»

Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т, ПО-ДЪ-Е-З-Д. по складам ребёнок начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам легче и естественнее научить его читать.

 Если дети с осторожностью относятся ко всему новому, начните играть с кубиками Зайцева, как с обычными, строительными. Я предлагала девочкам строить из «железных» (серых) кубиков «железный замок», а мальчикам – «деревянный теремок» из «деревянных» (жёлтых) кубиков. Можно разделить «стройматериалы» по их «голосу». Одни строят из маленьких звенящих «железных», а другие из больших гремящих «деревянных».

Хотелось бы посоветовать играть в кубики хотя бы один раз в день. Время, затраченное на игру, может быть разным: от пяти до двадцати минут. Если ребёнок просит повторить её ещё и ещё раз – не отказывайте ему и себе в этом удовольствии.

Необязательно играть в одно и то же время. Делайте это, когда есть настроение. Лучше один день пропустить совсем, чем сделать игру принуждением. Постарайтесь научиться поворачивать кубик и произносить склады быстро. Если у вас не получается поворачивать – пойте по таблицам. Послушать, как поёт складовые попевки автор методики Н. Зайцев можно на диске.

 За время практики мне и моим детям полюбились попевки на русскую народную мелодию «Ах, вы, сени, мои сени», песен «Подмосковные вечера», «Бравые солдаты». Если вам не нравятся предлагаемые мелодии, придумайте свои или пойте на мотив какой-нибудь известной песни.

Дети очень любят смотреть, как составляют их любимые слова. Этот этап называется «пишу указкой или кубиками по таблицам». Рекомендую «писать» первые слова из двух-трёх кубиков (имена детей, членов семьи, клички животных, названия предметов ближайшего окружения).

«Учимся «писать» самостоятельно» - вот девиз следующего этапа! Попросите малыша найти на полочке кубик, где живёт «песенка водички» (СА – СО-СУ-СЫ-СЭ-С) и «песенка ветерка» (ША–ШО-ШУ-ШИ-ШЕ-Ш). Из этих кубиков можно сложить имя товарища – СА-ША.

Хорошо бы в групповой комнате, приёмной и даже спальне подписать предметы мебели, настольные игры, как предлагает Н. Зайцев. Дети быстро запоминают изображение слова и легко находят его в складовых карточках. Даже двух-трёхгодичные дети безошибочно находят свой стул или стул товарища, подписанный его именем. Буквы должны быть крупные и заглавные. Уже в средней группе я предлагала детям читать слова-надписи на вазонах комнатных растений.

Не забывайте хвалить детей! Если в конце дня ребёнок в раздевалке обнаружит приклеенную к его шкафчику карточку с волшебной надписью «молодец» или «умница» да к тому же прочтет его – это уже победа!

Я уверена, что мои занятия по кубикам Н. Зайцева помогли хорошо подготовить детей к школе. В этом году мои выпускники отправились в новую дорогу знаний – школу. Из двадцати девяти детей читающих было двадцать четыре ребёнка. Из них пятнадцать детей читали бегло, пять – отдельные слова, остальные читали по складам, причём у шестерых из них родным языком не был русский.

Я давно и по достоинству оценила методику Н. Зайцева. Мне самой интересно работать по ней, придумывать, творить. Однажды, когда я похвалила ребёнка за то, что он самостоятельно сложил и прочёл несколько слов, он мне сказал: «Это дядя Зайцев с фотографии молодец. Он прислал нам такие умные кубики!» Ну что ж, добавить нечего! Устами младенца глаголит истина.

Дорогие педагоги! Пробуйте, творите, играйте! Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кубики зайцева

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Отс...

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.

Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....

Конспект занятия «Путешествие с Диной» обучение грамоте (по кубикам Зайцева)

Воспитатели МОУ гимназии «Шанс»Дамирова Надежда Ибрагимовна, Чикиш Евгения Анатольевна   КонспектЗанятия по развитию речи и обучение грамоте(по кубикам Зайцева)«Путешествие с Диной»Подг...

Консультация для педагогов и родителей. "Играя с кубиками Зайцева, учимся читать"

В данной консультации раскрою основную идею технологии Н.А. Зайцева, расскажу о первых играх с "кубиками Зайцева" для детей 3 - 5 лет....

Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.

Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....