«Способы развития творческих способностей дошкольников» (консультация для родителей)
консультация

Беркутова Татьяна Александровна

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в наше время, когда человек начинает цениться по его способностям.

 Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не так часто. Развитие творческой личности не происходит само, а требует особого внимания. Лучшая подготовка к будущему – формирование у малыша внутреннего комфорта, бесстрашия перед новыми шагами, ощущения полноты жизни. Конечно, надо учить и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества. Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения, выбрать, чем будет заниматься, самому спланировать свой день, придумать какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном отношении к жизни, в своих творческих проявлениях.

 Чаще всего мы стараемся представить мир радостным и постоянным: вот он сам, вот и любящие его родители и т.д. Но мир состоит из противоречий, противоположностей: рядом с радостью - горе, рядом с жизнью – смерть и т.д. Ребенок, привыкший видеть только одно хорошее или плохое теряется в новой неожиданной ситуации, не может найти выход.

 Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них – проявление творческого воображения. Это основа для развития личности как отношения к нашей изменчивой жизни.

 Конечно же, развитие творческого воображения начинается с игры. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу.

 Чтобы понять в каком возрасте,  и в какие игры играть с детьми, необходимо понять, что характерно для воображения ребенка в каждом возрасте.

 Первые проявления воображения обычно наблюдаются в 2-3 года. Именно тогда ребенок начинает кормить куклу камешками – котлетой, меряет температуру палочкой – градусником, т.е. пользуется игрушками-заместителями. Поэтому и игры, в которые можно поиграть с малышами, должны научить их хоть чуть-чуть оторваться от видимой реальности. Например, игра «Что такое» (разные кружки, палочки разной длины, фигурки различной формы и т.д.). Воображение детей 4-5 лет более устойчивое, образцы - более развернутые. Он по-прежнему отталкивается от действительности, но его образы более полные, насыщенные деталями. Значит, и игры должны быть направлены не только на то, чтобы, оттолкнувшись от действительности, создать новый образ, но и наполнить его деталями, связать отдельные представления между собой.

Игра «Сочиняем сказку».

 ( 2-3 кружка разного цвета на каждого играющего. «Кто это» и сочиняем про них сказку. Лучшие записать в «Книгу сказок».

 К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. Здесь родители и детский сад усиленно готовят ребенка к школе, и фантазия и творчество нередко остаются в стороне. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т.д.).

 Игра «Переделанная сказка»

Цель: учить составлять сказки, используя элементы реконструкции.

Показываем изображения Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Детям нужно придумать сказку о доброй Бабе Яге и злом Кощее Бессмертном.

 В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные. Но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.

 Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.

 Вот несколько игр по возрасту.

3 года

 1. «Какая игрушка».

 2. « Угадай, кого загадали» ( несколько игрушек, описать вид или местоположение).

 3. « Сложи картинку».

 4. « Что плавает, что тонет?».

 5. « Камушки на берегу» (волшебник заколдовал и превратил в камушки то, что было на берегу. Чтобы расколдовать, надо догадаться, что здесь было. После ответов выбрать один из вариантов и дорисовать камушек).

4-5 лет

 1. «На что похоже?»

 2. «Волшебная мозаика»

 3. «Поможем художнику» (Дорисовать вместе с ребенком схемы изображения человека, придумать про него историю, как его зовут, куда идет, что там случилось).

 4. «Превращения» - заколдованные и расколдованные картинки.

 5. «Заметить необычное» - на прогулке.

 6. «Наоборот» (лед-вода, артист-зритель).

 7. «Кто кем будет?» ( Диалектическое мышление).

 8. «Кто кем был?»

 9. «Волшебное зеркало». 

6-7 лет

 1. «Чего на свете не бывает?» (рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни).

 2. «Говорящие рисунки» (по пиктограммам сочиняют сказку).

 3. «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места).

 4. «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т.д.)

 5. «Найди недостающий предмет или слово».

 6. «Какой из предметов лишний?»

 7. «Исключи слово».

Таким образом, вышеуказанные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.

Желаем творческих успехов!!!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley1.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №103”

«Способы развития

творческих способностей дошкольников»

(консультация для родителей)

                                                                                                    Подготовила:

                                                                     воспитатель высшей

                                                                     квалификационной категории

Беркутова Т.А.

                                                  Саранск 2019 г


                  Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в наше время, когда человек начинает цениться по его способностям.

 Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не так часто. Развитие творческой личности не происходит само, а требует особого внимания. Лучшая подготовка к будущему – формирование у малыша внутреннего комфорта, бесстрашия перед новыми шагами, ощущения полноты жизни. Конечно, надо учить и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества. Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения, выбрать, чем будет заниматься, самому спланировать свой день, придумать какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном отношении к жизни, в своих творческих проявлениях.

 Чаще всего мы стараемся представить мир радостным и постоянным: вот он сам, вот и любящие его родители и т.д. Но мир состоит из противоречий, противоположностей: рядом с радостью - горе, рядом с жизнью – смерть и т.д. Ребенок, привыкший видеть только одно хорошее или плохое теряется в новой неожиданной ситуации, не может найти выход.

 Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них – проявление творческого воображения. Это основа для развития личности как отношения к нашей изменчивой жизни.

 Конечно же, развитие творческого воображения начинается с игры. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу.

 Чтобы понять в каком возрасте,  и в какие игры играть с детьми, необходимо понять, что характерно для воображения ребенка в каждом возрасте.

 Первые проявления воображения обычно наблюдаются в 2-3 года. Именно тогда ребенок начинает кормить куклу камешками – котлетой, меряет температуру палочкой – градусником, т.е. пользуется игрушками-заместителями. Поэтому и игры, в которые можно поиграть с малышами, должны научить их хоть чуть-чуть оторваться от видимой реальности. Например, игра «Что такое» (разные кружки, палочки разной длины, фигурки различной формы и т.д.). Воображение детей 4-5 лет более устойчивое, образцы - более развернутые. Он по-прежнему отталкивается от действительности, но его образы более полные, насыщенные деталями. Значит, и игры должны быть направлены не только на то, чтобы, оттолкнувшись от действительности, создать новый образ, но и наполнить его деталями, связать отдельные представления между собой.

Игра «Сочиняем сказку».

 ( 2-3 кружка разного цвета на каждого играющего. «Кто это» и сочиняем про них сказку. Лучшие записать в «Книгу сказок».

 К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. Здесь родители и детский сад усиленно готовят ребенка к школе, и фантазия и творчество нередко остаются в стороне. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т.д.).

 Игра «Переделанная сказка»

Цель: учить составлять сказки, используя элементы реконструкции.

Показываем изображения Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Детям нужно придумать сказку о доброй Бабе Яге и злом Кощее Бессмертном.

 В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные. Но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.

 Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.

 Вот несколько игр по возрасту.

3 года

 1. «Какая игрушка».

 2. « Угадай, кого загадали» ( несколько игрушек, описать вид или местоположение).

 3. « Сложи картинку».

 4. « Что плавает, что тонет?».

 5. « Камушки на берегу» (волшебник заколдовал и превратил в камушки то, что было на берегу. Чтобы расколдовать, надо догадаться, что здесь было. После ответов выбрать один из вариантов и дорисовать камушек).

4-5 лет

 1. «На что похоже?»

 2. «Волшебная мозаика»

 3. «Поможем художнику» (Дорисовать вместе с ребенком схемы изображения человека, придумать про него историю, как его зовут, куда идет, что там случилось).

 4. «Превращения» - заколдованные и расколдованные картинки.

 5. «Заметить необычное» - на прогулке.

 6. «Наоборот» (лед-вода, артист-зритель).

 7. «Кто кем будет?» ( Диалектическое мышление).

 8. «Кто кем был?»

 9. «Волшебное зеркало». 

6-7 лет

 1. «Чего на свете не бывает?» (рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни).

 2. «Говорящие рисунки» (по пиктограммам сочиняют сказку).

 3. «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места).

 4. «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т.д.)

 5. «Найди недостающий предмет или слово».

 6. «Какой из предметов лишний?»

 7. «Исключи слово».

Таким образом, вышеуказанные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.

Желаем творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...

Консультация для родителей "Способы развития творческих способностей дошкольников"

В консультации раскрыта проблема о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, представлены творческие задания по возрастам...

"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.

quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....

Консультация для педагогов и родителей "Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей"

В материале рассказывается о том, какие нетрадиционные техники рисования можно использовать при работе с разными возрастными группами, о  значении и пользе нетрадиционного рисования....

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (консультация)

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (консультация)...