Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»
материал

Вишнивецкая Наталья Викторовна

 

Администрация муниципального образования городского округа  «Воркута»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты

169907, Республика Коми,  г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail:mdou53@bk.ru

«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй  сьöмкуд учреждение Воркута к.

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание 

«Поощрение и наказание детей в семье»

 

 

 

 

Воспитатели: Вишнивецкая Н.В.

                                                                                                                            Иванова М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута 2018 г.

                                                        

                                                                                     

                                                                                    

 

Родительское собрание 

«Поощрение и наказание детей в семье»

Цель: Оказание педагогической помощи родителям в решении проблемы поощрений и наказаний детей в семье.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нормативно - правовыми актами, призванными защищать права детей.
  2. Провести профилактическую работу и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.
  3. Повысить сплоченность группы родителей.

Материалы и оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  памятки для родителей: «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех».

Предварительная работа: Анкетирование родителей, направленное на выявление проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

 

Ход собрания:

 1. Выступление воспитателя группы:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, обсудим вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Также обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия.

Сейчас мы с вами совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.

Историческая справка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

 В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

Ø  Декларация прав ребёнка (1959).

Ø  Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.

Ø  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Ø  Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

Ø  Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Ø  Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».

Ø  Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.

Ø  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.

Ø  Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

 

Просмотр мультимедийной презентации.

 

2.      Выступление воспитателя группы «Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье»

 

Просмотр мультимедийной презентации.

 

Противники наказаний утверждают: детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, т.к. в проступках ребенка в большинстве случаев виноваты его родители, имеющие свои недостатки, которые проявляются в поведении ребенка.

Однако, нет идеальных детей, как и нет идеальных родителей.

- Предлагаю рассмотреть и обсудить ситуации:

Двое ребятишек, выясняя отношения, подрались. Виноваты оба, но одного отец наказал, другого его отец похвалил. Дети помирились, рассказали друг другу о последствиях и остались в недоумении: чей отец прав? Их драка - проступок или молодецкий поступок?

Ребенок совершил проступок и наказан запретом на просмотр по телевидению интересного фильма. И вместе с ним фильм не смотрит вся семья. Совестливый ребенок этим огорчен вдвойне.

Ребенок сознательно сбил с ног только начавшего ходить младшего брата.

(Это подлость. За бессовестные, подлые поступки наказывают серьезно не лишением мороженого, здесь гневная реакция родителей уместна и закономерна.

Бессовестность - ржавчина души. Бессовестность приводит к подлости. Подлость - это издевательство над малым, слабым, больным и старым; это унижение другого, клевета и оговор, травля).

Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки - радость всей семьи, плохие - огорчение для всех ее членов.

Конечно, наказание наказанию рознь. Но что, же делать, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, и нет желаемой пользы? Обычно родители начинают угрожать, кричать на ребёнка, давать подзатыльники, и хвататься за единственное "спасительное" средство - ремень! Не убедив ребенка в его вине, родители своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным.

Недопустимы физические наказания. Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта: ребенок подчиняется, просит прощения, покоряется. Но в этом случае его сознание и связи с внешним миром нарушены, так заставляет его вести инстинкт самосохранения, страх. Физические наказания, вызывают торможение в коре головного мозга, возникает явление "затмения". Именно этим объясняется крик: "Я больше не буду!", а не пониманием этой ошибки. "Под влиянием болевого сигнала" перестраивается работа всех органов организма. Физическое наказание может стать признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.

Не должно быть ярости. В ярости - страх, отвращение, ненависть, враждебность. Он будет бояться своих родителей, а кого боятся, того ненавидят. Ярость приводит к чрезмерности наказания, что впоследствии порождает у родителей муки совести. Сначала наказали, а потом плачут, целуют. Теперь в глазах ребенка виноваты родители, он становится в позу обиженного. Все это – анти-воспитание.

Безнаказанность.

Нередко ребенка не наказывают за проступок.

1. Не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность.

2. Не наказывают, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме пакостей ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания порождает депрессию или ожесточение. (Ребенок спрашивает мать: "Ты меня любишь?")

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Каждый ребенок и проступки его индивидуальны. Отсюда и меры воздействия по этим проступкам также должны быть строго индивидуальны.

Одинаковое наказание и совершенно разные результаты. Подчеркиваем, при выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребят. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя. Это может быть замечание, легкое выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие - будь то посещение театра, кино, катка, цирка и т. п. Наказание будет эффективным, если их разнообразить по форме.

Правила наказания:

Ø  Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?

Ø  Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывайте.  Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"!

Ø  Наказание никогда не должно вредить здоровью.

Ø  Наказывают не за поведение, а за один поступок. "Салат" из наказаний не для детей.

Ø  Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

Ø  Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.

Ø  Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Наказывая ребенка, помните:

Ø  Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.

Ø  Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима.

Ø  Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.

Ø  Наказание должно быть последовательным.

Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет.

Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.

Любые проступки ребенка следует предупреждать.

Когда ребенка не следует наказывать?

Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.

Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это - то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий. Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность.

Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают горластого за громкий голос, и вообще детей за шум.

Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.

 Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.

Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.

Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Скромного или потерявшего веру в себя и свои силы полезно подбодрить, самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и любознательны, другие - потому что тщеславны и самолюбивы, третьи - из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует! По своему действию похвала похожа на наркотик, а поэтому привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Похвала - профилактика против проступков. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители похвалы:

Ø  - не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

Ø  - не хвалить больше двух раз за одно и то же;

Ø  - без особого к тому повода;

Ø  - не хвалить из жалости;

Ø  - не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Если ребенок получает поощрение незаслуженно, оно теряет воспитательную ценность и приносит серьёзный вред.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание. Существует словесная или духовная и материальная формы поощрений.

Словесное поощрение выражается в виде одобрения словами: "хорошо", "правильно", "молодец и т. п.: Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове - и он почувствует вашу признательность. Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите: - Молодец! Умница!

Скажите: "Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, может быть пойти в парк)".

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Другая форма благодарности (материальная) - подарок. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Неправильное его использование приводит к безнравственным проявлениям у ребенка.

Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарков-подношений.

И еще одно правило - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: "Сделай то-то, а за это получишь то-то". Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее. В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Главное - это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

- Уважаемые родители! Предлагаем Вам из предложенного информационного материала составить Памятку заботливому и понимающему родителю.

- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, хочу поблагодарить присутствующих за участие в родительском собрании, и предлагаю Вам ознакомиться со стендом, на котором представлена «Декларация  прав  ребёнка», а так же предложить Вам памятки:  «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение

 

Памятка

«Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

Ø  Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

Ø  Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».

Ø  За один раз  - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

Ø  Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Ø  Наказан – прощён.

Ø  Наказание без унижения.

Ø  Ребёнок не должен бояться наказания.

 

Памятка

«Пять видов психологического насилия»

1.      Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.

2.      Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные  унижения, подчёркивание недостатков.

3.      Угрозы, запугивание.

4.      Изолирование – установление  ограничения  контактов  со  значимыми  для ребёнка людьми – бабушкой, отцом.

5.      Развращение – поощрение саморазрушающего поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального  поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobraniya.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа  «Воркута» 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты

169907, Республика Коми,  г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail:mdou53@bk.ru

«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй  сьöмкуд учреждение Воркута к.

Родительское собрание  

«Поощрение и наказание детей в семье»

Воспитатели: Вишнивецкая Н.В.

                                                                                                                            Иванова М.Г.

Воркута 2018 г.

                                                       

                                                                                     

                                                                                    

Родительское собрание  

«Поощрение и наказание детей в семье»

Цель: Оказание педагогической помощи родителям в решении проблемы поощрений и наказаний детей в семье.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нормативно - правовыми актами, призванными защищать права детей.
  2. Провести профилактическую работу и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей.
  3. Повысить сплоченность группы родителей.

Материалы и оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  памятки для родителей: «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех».

Предварительная работа: Анкетирование родителей, направленное на выявление проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

Ход собрания:

 1. Выступление воспитателя группы:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, обсудим вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребёнка. Также обсудим некоторые проблемные ситуации, поговорим об основных методах воспитательного воздействия.

Сейчас мы с вами совершим краткий экскурс в историю возникновения проблемы защиты прав и достоинств ребёнка.

Историческая справка

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

 В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

По необходимости разработки мер по охране прав ребёнка был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребёнка.

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
  • Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
  • Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.
  • Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

 

Просмотр мультимедийной презентации.

  1. Выступление воспитателя группы «Наказания и поощрения – основные методы воспитания в семье»

Просмотр мультимедийной презентации.

Противники наказаний утверждают: детей следует воспитывать так, чтобы потребность в наказаниях не возникала. Они считают, что наказывать детей несправедливо, т.к. в проступках ребенка в большинстве случаев виноваты его родители, имеющие свои недостатки, которые проявляются в поведении ребенка.

Однако, нет идеальных детей, как и нет идеальных родителей.

- Предлагаю рассмотреть и обсудить ситуации:

Двое ребятишек, выясняя отношения, подрались. Виноваты оба, но одного отец наказал, другого его отец похвалил. Дети помирились, рассказали друг другу о последствиях и остались в недоумении: чей отец прав? Их драка - проступок или молодецкий поступок?

Ребенок совершил проступок и наказан запретом на просмотр по телевидению интересного фильма. И вместе с ним фильм не смотрит вся семья. Совестливый ребенок этим огорчен вдвойне.

Ребенок сознательно сбил с ног только начавшего ходить младшего брата.

(Это подлость. За бессовестные, подлые поступки наказывают серьезно не лишением мороженого, здесь гневная реакция родителей уместна и закономерна.

Бессовестность - ржавчина души. Бессовестность приводит к подлости. Подлость - это издевательство над малым, слабым, больным и старым; это унижение другого, клевета и оговор, травля).

Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки - радость всей семьи, плохие - огорчение для всех ее членов.

Конечно, наказание наказанию рознь. Но что, же делать, когда наказание вынуждено, когда исчерпаны многие способы, и нет желаемой пользы? Обычно родители начинают угрожать, кричать на ребёнка, давать подзатыльники, и хвататься за единственное "спасительное" средство - ремень! Не убедив ребенка в его вине, родители своими словами и действиями в какой-то степени подталкивают его к дальнейшему плохому поведению. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, ребенок становится, нервным, агрессивным и неуравновешенным.

Недопустимы физические наказания. Физическое наказание создает лишь иллюзию разрешения конфликта: ребенок подчиняется, просит прощения, покоряется. Но в этом случае его сознание и связи с внешним миром нарушены, так заставляет его вести инстинкт самосохранения, страх. Физические наказания, вызывают торможение в коре головного мозга, возникает явление "затмения". Именно этим объясняется крик: "Я больше не буду!", а не пониманием этой ошибки. "Под влиянием болевого сигнала" перестраивается работа всех органов организма. Физическое наказание может стать признаком серьезных сдвигов нервных процессов в сторону патологии.

Не должно быть ярости. В ярости - страх, отвращение, ненависть, враждебность. Он будет бояться своих родителей, а кого боятся, того ненавидят. Ярость приводит к чрезмерности наказания, что впоследствии порождает у родителей муки совести. Сначала наказали, а потом плачут, целуют. Теперь в глазах ребенка виноваты родители, он становится в позу обиженного. Все это – анти-воспитание.

Безнаказанность.

Нередко ребенка не наказывают за проступок.

1. Не наказывают, если любовь родителей слепа и безответственна. И тогда воспитывается вседозволенность.

2. Не наказывают, если ребенка не любят или равнодушны к нему. Если не любят, кроме пакостей ничего и не ждут, берегут себя от волнений, от стресса, которым сопровождается наказание, а отсутствие наказания порождает депрессию или ожесточение. (Ребенок спрашивает мать: "Ты меня любишь?")

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? Каждый ребенок и проступки его индивидуальны. Отсюда и меры воздействия по этим проступкам также должны быть строго индивидуальны.

Одинаковое наказание и совершенно разные результаты. Подчеркиваем, при выборе наказания всегда следует исходить из индивидуальных особенностей, вкусов, интересов ребят. В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя. Это может быть замечание, легкое выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие - будь то посещение театра, кино, катка, цирка и т. п. Наказание будет эффективным, если их разнообразить по форме.

Правила наказания:

  • Наказывая, подумай: Зачем? Для чего? Задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: нужно ли его за это наказывать?
  • Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывайте.  Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай"!
  • Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  • Наказывают не за поведение, а за один поступок. "Салат" из наказаний не для детей.
  • Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.
  • Наказан - значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.
  • Наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Наказывая ребенка, помните:

  • Совершив проступок, вы должны отреагировать, ребенок сам ждет наказания, а если наказания не последовало, он дезориентирован.
  • Если ребенок заслуживает наказания, оно должно быть неизбежным, безнаказанность недопустима.
  • Наказание не должно быть судом скорым и несправедливым. Однако и не следует затягивать его.
  • Наказание должно быть последовательным.

Метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет.

Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает.

Любые проступки ребенка следует предупреждать.

Когда ребенка не следует наказывать?

Ребенка не следует наказывать из-за болезни или усталости.

Не наказывается ребенок, если его темперамент не устраивает взрослых. Ребенок холерического темперамента может вызывать недовольство резкостью, прямолинейностью, решительностью, настырностью и упрямством, но наказывать его за это - то же самое, что наказывать рыжего за то, что он рыжий. Сангвиника не наказывают за неугомонность, а флегматика за медлительность.

Нервного ребенка не наказывают за плаксивость, возбудимость, как не наказывают горластого за громкий голос, и вообще детей за шум.

Не наказывают ребенка и во время еды. Наказание, выговор за столом могут быть восприняты как попрек куском хлеба.

 Не следует применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать ребенка прогулки.

Никогда нельзя использовать как наказание труд или умственную работу.

Всегда, в любой ситуации уважайте в своем ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера.

За что же следует поощрять детей?

Если ребенок хорошо учится, добросовестно трудится, примерно ведет себя, его можно похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только конечные результаты, но и затраченные им усилия, усидчивость. По уровню своих способностей дети бывают разными. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. При этом родители должны быть особенно внимательны к детям, которым что-либо трудно дается. А ведь их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше всего нуждаются в поощрении, одобрением.

Скромного или потерявшего веру в себя и свои силы полезно подбодрить, самоуверенного и заносчивого надо поощрять очень осторожно. Одни старательно учат уроки, потому что трудолюбивы и любознательны, другие - потому что тщеславны и самолюбивы, третьи - из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Естественно, что одинаково оценивать и поощрять их успехи не следует! По своему действию похвала похожа на наркотик, а поэтому привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Похвала - профилактика против проступков. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители похвалы:

  • - не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • - не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • - без особого к тому повода;
  • - не хвалить из жалости;
  • - не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Если ребенок получает поощрение незаслуженно, оно теряет воспитательную ценность и приносит серьёзный вред.

Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание. Существует словесная или духовная и материальная формы поощрений.

Словесное поощрение выражается в виде одобрения словами: "хорошо", "правильно", "молодец и т. п.: Приветливо улыбнитесь, одобрительно взгляните на ребенка, погладьте по голове - и он почувствует вашу признательность. Хорошо, если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш ребенок обычно ест неаккуратно, а сегодня очень старается, похвалите его, скажите: - Молодец! Умница!

Скажите: "Вот как ты хорошо сегодня сам убрал свои игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (или показать кукольный театр, может быть пойти в парк)".

Всё это хорошая форма поощрения. Но всякий раз обдумайте ваше обещание и давайте его только в том случае, если действительно сможете выполнить его.

Другая форма благодарности (материальная) - подарок. Это один из наиболее уязвимых вопросов в практике семейного воспитания. Неправильное его использование приводит к безнравственным проявлениям у ребенка.

Конечно, дети должны чувствовать внимание к себе, заботу и любовь родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, обозначенной в кассовом чеке, заплаченной за подарок, и тем более не числом подарков-подношений.

И еще одно правило - поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: "Сделай то-то, а за это получишь то-то". Ребенок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, достижения цели, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее. В процессе воспитания ребенка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребенок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Главное - это любовь мамы и папы к своему ребенку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Ребенок, окруженный разумной родительской любовью, растет чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

- Уважаемые родители! Предлагаем Вам из предложенного информационного материала составить Памятку заботливому и понимающему родителю.

- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, хочу поблагодарить присутствующих за участие в родительском собрании, и предлагаю Вам ознакомиться со стендом, на котором представлена «Декларация  прав  ребёнка», а так же предложить Вам памятки:  «Пять видов психологического насилия», «Семь правил для всех».

 Приложение

Памятка

«Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  • За один раз  - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощён.
  • Наказание без унижения.
  • Ребёнок не должен бояться наказания.

Памятка

«Пять видов психологического насилия»

  1. Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.
  2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные  унижения, подчёркивание недостатков.
  3. Угрозы, запугивание.
  4. Изолирование – установление  ограничения  контактов  со  значимыми  для ребёнка людьми – бабушкой, отцом.
  5. Развращение – поощрение саморазрушающего поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального  поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Презентация  о поощрении и наказании ребенка в семье затрагивает  актуальную тему в нынешнее время   и содержит вопрос каким же ребенок вырастит если его постоянно наказывать и что с эт...

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Цель: дать родителям возможность задуматьсянад проблемами воспитания детей....

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"...