Образовательная программа "Будущий первоклассник"
рабочая программа (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Габдрахманова

Образовательная программа

 «Будущий первоклассник»

По подготовке детей к обучению в школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_budushchiy_pervoklassnik.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №4 города Туймазы

Муниципального района Туймазинский район

Образовательная программа

 «Будущий первоклассник»

По подготовке детей к обучению в школе

                                                               Выполнил:

Воспитатель 1й категории

                                                                              Стаж работы:10 лет

                                                                                 Габдрахманова Ю.Н.

Туймазы,2019г

Содержание

 Пояснительная записка.....................................................................................................3

1. Учебный план.....................................................................................................................4

 2. Содержание курса по подготовке детей к обучению грамоте ....................................5

3. Перспективный план работы курса по подготовке детей обучению грамоте .............................................................................................................6

 4. Содержание курса «В стране математики»...................................................................14

5. Перспективный план работы курса «В стране математики».......................................14

 6. Содержание курса по формированию целостной картины мира «Здравствуй, мир!»............................................................................................................18

7. Перспективный план работы курса по формированию целостной картины мира «Здравствуй, мир!»..................................................................................19

 8. Ожидаемые результаты ..................................................................................................25

 Список литературы ..........................................................................................................26

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

 (В.А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

     В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе - это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

     Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

     Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Ребенок должен увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

    Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается данной программой как одно из условий непрерывного образования ребѐнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.

    Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

    Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Будущий первоклассник» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель программы: реализовать принцип преемственности и сформировать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью: 5 любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение.

Задачи программы:

 1) развивать эмоционально положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;

2) обогащать личный опыт детей через вовлечение их в разнообразные виды детской деятельности и общение;

 3) формировать умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;

 4) работать над развитием интеллектуальных процессов; фонематического слуха, речи; мелкой моторики;

 5) формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации в школе.

1. Учебный план

    В ходе проведения занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на занятии, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием, как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.

Программа рассчитана на восемь месяцев обучения.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 - продолжительность одного учебного часа 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.

Учебный курс

Количество учебных часов в неделю

Количество учебных часов в месяц

Общее количество учебных часов в год

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Подготовка к обучению грамоте

2

8

8

6

6

7

7

8

4

54

«В стране математики»

2

8

8

6

6

7

7

8

4

54

Формирование целостной картины мира «Здравствуй, мир!»

2

8

8

6

6

7

7

8

4

54

Итого:

6

24

24

18

18

21

21

24

12

162

Направления реализации поставленной цели

1) Игровая деятельность

 2) Развитие речи

3) Основы математики

 4) Познание окружающего мира

 5) Психологическая подготовка

 6) Развитие мелкой моторики

 7) Физкультминутки

      Основанием выбора данных направлений является их тесная содержательная взаимосвязь: в процессе разнообразных действий ребѐнок усваивает систему сенсорных, этических, практических эталонов, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях.

Условиями реализации программы являются:

 1) Любовь к детям, чуткое и доброе отношение к ним.

 2) Благоприятный психологический климат.

3) Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

 4) Постоянное повышение квалификационного уровня самих педагогов.

 5) Апробация новых технологий в работе с детьми.

6) Методы и формы организации деятельности.

Методы реализации программы:

 1) Наглядный (показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин и иллюстраций, использование ТСО).

 2) Словесный (рассказ воспитателя, детей; чтение, беседа, объяснение, заучивание, повторение, проговаривание);

 3) Игровой (игры развивающие, дидактические, познавательные, игры на развитие внимания, памяти, воображения и пр.);

 4) Практический (упражнения, исследовательская деятельность и пр.).

2. Содержание курса по подготовке детей к обучению грамоте

        В основе курса лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. В период обучения грамоте ребенок усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов в предложения. Ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря.

Развитие связной речи:

 1) развитие умения отвечать на вопросы, формирование диалогической речи;

2) «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений;

 3) чтение слогов, слов, предложений.

 Лексическая работа:

 1) обогащение словарного запаса детей;

2) создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)

 Развитие звуковой культуры речи:

 1) знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; 7

 2) знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие.

 Развитие фонематического слуха:

1) выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове;

 2) выделение в слове гласных и согласных звуков, твердых, мягких, звонких и глухих согласных звуков.

 Обучение звуко-слоговому анализу слов:

1) звуковой анализ состава слогов и слов;

 2) дифференциация понятий «звук» и «слово»;

 3) соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики рук (штриховка, обведение по контуру и пр.)

3. Перспективный план работы курса по подготовке детей обучению грамоте

№пп

Тема занятия

Программное содержание

1

Звук [а] и буква А.

Знакомить с артикуляцией звука [а]. Формировать умение узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Знакомить с буквой А. Формировать умение узнавать букву А в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

2

Звук [у] и буква У.

Знакомить с артикуляцией звука [у]. Формировать умение узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомить с буквой У. Формировать умение узнавать букву У в словах. Учить составлять и читать слияния АУ, УА. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

3

Звуки [а], [у], буквы А, У.

Формировать умение различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Закреплять знание букв А, У. Учить печатать и читать слияния АУ, УА. Закреплять навык узнавания букв А, У в словах.

4

Звук [о] и буква О

Знакомить с артикуляцией звука [о]. Формировать умение узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Знакомить с буквой О. Формировать умение узнавать букву О в словах. Учить составлять и читать слияния АО, ОА, УО, ОУ. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

5

Звук [и] и буква И.

Знакомить с артикуляцией звука [и]. Формировать умение узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] из слова. Знакомить с буквой И. Формировать умение узнавать букву И в словах. Учить составлять и читать слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

6

Звук [т] и буква Т.

Знакомить с артикуляцией звука [т]. Формировать навык выделения конечного и начального звука [т] из слов. Формировать умение подбирать слова, заканчивающиеся 8 и начинающиеся на звук [т]. Формировать умение делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомить с буквой Т. Формировать умение узнавать букву Т в словах. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой Т, двусложные слова с буквой Т. Знакомить с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы». Развивать конструктивные и графомоторные навыки

7

Повторение и закрепление пройденного.

Закреплять умение подбирать слова на заданные звуки, проводить анализ и синтез слогов из двух звуков, слоговой анализ двусложных слов. Продолжать учить составлять и читать слоги и слова из пройденных букв. Формировать умение различать правильно и неправильно написанные буквы. Закреплять правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

8

Звук [п] и буква П.

Знакомить с артикуляцией звука [п]. Формировать навык выделения конечного и начального звука [п] в словах. Формировать умение подбирать слова, начинающиеся на звук [п]. Учить делить двусложные слова (папа) на слоги. Знакомить с буквой П. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой П, двусложные слова с буквой П. Развивать умение узнавать букву П в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки

9

Повторение и закрепление пройденного.

Закреплять знание пройденных букв и умение читать слоги и слова с ними. Формировать навык звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Совершенствовать навык конструирования и трансформирования пройденных букв из различных материалов.

10

Звук [н] и буква Н.

Знакомить с артикуляцией звука [н]. Формировать навык выделения конечного и начального звука [н] в словах. Формировать навык подбора слов, начинающихся и заканчивающихся на звук [н]. Учить делить двусложные слова (Нина, Ната, нота) на слоги. Знакомить с буквой Н. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой Н, двусложные слова с буквой Н. Развивать умение узнавать букву Н в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

11

Звук [м] и буква М.

Знакомить с артикуляцией звука [м]. Формировать навык выделения конечного и начального звука [м] в словах. Формировать навык подбора слов, начинающихся и заканчивающихся на звук [м]. Учить делить двусложные слова (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомить с буквой М. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой М, двусложные слова с буквой М. Развивать умение узнавать букву М в словах. Формировать понятие о предложении. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

12

Повторение и закрепление пройденного.

Учить различать звуки [н] - [м] в ряду звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданные звуки. Закреплять умение выполнять анализ и синтез слогов из двух звуков, слоговой анализ двусложных слов. Продолжать учить составлять и читать слоги и слова из пройденных букв. Закреплять правило «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

13

Звук [к] и буква К.

Знакомить с артикуляцией звука [к]. Формировать навык выделения конечного и начального звука [к] в словах. Формировать навык подбора слов, начинающихся и заканчивающихся на звук [к]. Учить делить двусложные слова (маки, мука, кати) на слоги. Знакомить с буквой К. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой К, односложные и двусложные слова с буквой К. Развивать умение узнавать букву К в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

14

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа, умение подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формировать умение определять место заданного звука в слове. Совершенствовать умение различать правильно и неправильно написанные буквы, навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

15

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать умение подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков, определять место заданного звука в слове. Формировать навык звукобуквенного анализа (умение вставлять недостающую букву в слово). Совершенствовать умение различать правильно и неправильно написанные буквы, навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами

16

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навык выделения начальных и конечных звуков из слов. Закреплять знания пройденных букв, умение читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

17

Звуки [б], [б'] и буква Б.

Знакомить с артикуляцией звуков [б], [б']. Формировать понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять начальные звуки [б] и [б']. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [б] и [б']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [б] и [б']. Знакомить с буквой Б. Учить читать слоги, односложные и двусложные слова с буквой Б. Развивать умение узнавать букву Б в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки

18

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в различении звуков [б] и [п]. Развивать умение узнавать букву Б в словах. Закреплять понятия о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных 10 звуков. Учить составлять слова из данных слогов (ба-нан,.. бан-ка).

19

Звуки [д], [д'] и буква Д

Знакомить с артикуляцией звуков [д], [д']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять начальные звуки [д] и [д']. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [д] и [д']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [д] и [д']. Знакомить с буквой Д. Учить читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Д. Развивать умение узнавать букву Д в словах, наложенные и «зашумлѐнные» изображения пройденных букв. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

20

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Учить читать слова и предложения с пройденными буквами.

21

Звуки [г], [г'] и буква Г.

Знакомить с артикуляцией звуков [г], [г']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять начальные звуки [г] и [г']. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [г] и [г']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [г] и [г']. Учить определять место звука [г] в словах. Знакомить с буквой Г. Учить читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Г. Развивать умение узнавать букву Г в словах. Формировать понятие о предложении. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

22

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в различении звуков [г] - [г'], [к] - [г']. Продолжать учить узнавать букву Г в словах. Закреплять понятия о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [г].

23

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в различении звуков [к] - [г], [к'] - [г'] в словах. Упражнять в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнять в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнять в чтении предложений с пройденными буквами

24

Звуки [ф], [ф'] и буква Ф.

Знакомить с артикуляцией звуков [ф], [ф']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять звуки [ф] и [ф'] из слов. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [ф] и [ф']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [ф] и [ф']. Упражнять в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Знакомить с буквой Ф. Учить читать обратные и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой Ф. Развивать умение узнавать букву Ф в словах. Закреплять понятие о предложении. 11 Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

25

Звуки [в], [в'] и буква В.

Знакомить с артикуляцией звуков [в], [в']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять звуки [в] и [в'] из слов. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [в] и [в']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [в] и [в']. Упражнять в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Знакомить с буквой В. Учить читать обратные и прямые слоги, слова с буквой В. Развивать умение узнавать букву В в словах. Развивать конструктивные и графомоторные навыки

26

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навык звукового анализа трехзвучных слов. Упражнять в узнавании букв в условиях наложения. Упражнять в определении места звуков [в] и [в'] в словах. Упражнять в различении звуков [в] и [ф]. Формировать навык решения кроссворда

27

Звуки [х], [х'] и буква Х.

Знакомить с артикуляцией звуков [х], [х']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять звуки [х] и [х'] из слов. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [х] и [х']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [х] и [х']. Упражнять в различении звуков [х] и [к] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Упражнять в выделении начальных звуков в словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Знакомить с буквой Х. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой Х. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

28

Звуки [ы] и буква Ы.

Знакомить с артикуляцией звука [ы]. Упражнять в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в различении звуков [ы] и [и] в словах. Закреплять умение делить данные слова на слоги. Знакомить с буквой Ы. Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствовать навык звукового анализа трехзвучных слов. Формировать навык печатания буквы Ы, слогов и слов с ней.

29

Звуки [с], [с'] и буква С.

С. Знакомить с артикуляцией звуков [с], [с']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять звуки [с] и [с'] из слов. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [с] и [с']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [с] и [с']. Упражнять в определении места звука [с] в словах. Упражнять в выделении начальных звуков в словах. Знакомить с буквой С. Учить читать обратные и прямые слоги с буквой С. Упражнять в делении данных слов на слоги. 12 Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

30

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнять в делении данных слов на слоги. Совершенствовать умение определять место заданного звука в слове. Продолжать учить различать звуки [с] и [с'] в ряду звуков, слогов, слов. Совершенствовать навык составления и чтения слов из данных слогов. Упражнять в составлении предложений из данных слов

31

Звуки [з], [з'] и буква З

Знакомить с артикуляцией звуков [з], [з']. Закреплять понятие о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить выделять звуки [з] и [з'] из слов. Формировать навык подбора слов, начинающихся со звуков [з] и [з']. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слогов со звуками [з] и [з']. Упражнять в определении места звука [з] в словах, различении звуков [с] и [з] в словах. Знакомить с буквой З. Учить читать слоги, слова, предложения с буквой З. Закреплять понятие о предложении. Развивать конструктивные и графомоторные навыки.

32

Звук [ш] и буква Ш

Знакомить с артикуляцией звука [ш]. Формировать умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с]. Знакомить с буквой Ш. Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формировать умение конструировать и печатать новую букву.

33

Повторение и закрепление пройденного

Упражнять в составлении и чтении слов с буквой Ш. Учить различать звуки [с] и [ш] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнять в звуковом анализе трехзвучных слов.

34

Звук [ж] и буква Ж.

Знакомить с артикуляцией звука [ж]. Формировать умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове. Знакомить с буквой Ж. Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формировать умение конструировать и печатать новую букву. Совершенствовать навык узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»

35

Повторение и закрепление пройденного.

Учить дифференцировать звуки [з] и [ж] в словах. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов. Развивать навык чтения слов и предложений с пройденными буквами

36

Повторение и закрепление пройденного

Учить дифференцировать звуки [ш] - [с] - [ж] - [з] в словах. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов. Продолжать развивать навык чтения слов и предложений с пройденными буквами.

37

Звук [э] и буква Э.

Знакомить с артикуляцией звука [э]. Упражнять в узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Учить делить данные слова на слоги. Знакомить с буквой Э. 13 Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с новой буквой. Формировать навык печатания буквы Э, слогов и слов с ней. Совершенствовать навык звукового анализа трехзвучных слов. Развивать конструктивные навыки.

38

Звук [j] и буква Й.

Знакомить с артикуляцией звука [j]. Закреплять представления о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Формировать навык узнавания звука [j] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Знакомить с буквой Й. Формировать навык конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

39

Буква Е.

Знакомить с буквой Е. Формировать навык конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствовать навык слогового анализа слов и анализа предложений

40

Буква Ё.

Знакомить с буквой Ё. Формировать навык конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствовать навык слогового анализа слов и анализа предложений.

41

Буква Ю.

Знакомить с буквой Ю. Формировать навык конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствовать навык слогового анализа слов и анализа предложений.

42

Буква Я.

Знакомить с буквой Я. Формировать навык конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствовать навык слогового анализа слов и анализа предложений.

43

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навык чтения слов и предложений с пройденными буквами. Упражнять в узнавании пройденных букв в условиях наложения и «зашумления». Совершенствовать навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

44

Звук [ц] и буква Ц.

Знакомить с артикуляцией звука [ц]. Формировать умение выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т']. Закреплять представления о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Знакомить с буквой Ц. Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Учить конструировать и печатать новую букву. Совершенствовать навык узнавания пройденных букв в условиях наложения и «зашумления»

45

Звук [ч] и буква Ч

Знакомить с артикуляцией звука [ч]. Формировать умение выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т']. Закреплять представления о твѐрдости и мягкости, 14 глухости и звонкости согласных звуков. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Знакомить с буквой Ч. Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Учить конструировать и печатать новую букву. Совершенствовать навык узнавания пройденных букв в условиях наложения и «зашумления»

46

Звук [щ] и буква Щ

Знакомить с артикуляцией звука [щ]. Формировать умение выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с']. Закреплять представления о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Знакомить с буквой Щ. Формировать навык чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Учить конструировать и печатать новую букву. Совершенствовать навык узнавания пройденных букв в условиях наложения и «зашумления»

47

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навык определения места звука в слове, подбора слов с заданным звуком, звукового и слогового анализа слов и предложений. Совершенствовать навык чтения слов и предложений с изученными буквами. Продолжать учить узнавать пройденные буквы в условиях наложения и «зашумления»

48

Звуки [л], [л'] и буква Л.

Знакомить с артикуляцией звуков [л], [л']. Закреплять представление о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Формировать навык узнавания звуков [л] и [л'] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов. Знакомить с буквой Л. Формировать навыки конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней

49

Звуки [р], [р'] и буква Р.

Знакомить с артикуляцией звуков [р], [р']. Закреплять представление о твѐрдости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Формировать навык узнавания звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов. Знакомить с буквой Р. Формировать навыки конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней

50

Повторение и закрепление пройденного.

Упражнять в различении звуков [р] - [р'] - [л] - [л'] - [j] в словах. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, предложений. Совершенствовать навык чтения слов и предложений с пройденными буквами

51

Буква Ь.

Знакомить с буквой Ь. Формировать понятие о том, что эта буква не обозначает звука. Формировать навык печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и 15 предложений с ней.

52

Буква Ъ

Знакомить с буквой Ъ. Формировать понятие о том, что эта буква не обозначает звука. Формировать навык печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней

53

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствовать навыки печатания слов и предложений. Продолжать совершенствовать навыки чтения слов, предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов

54

Повторение и закрепление пройденного.

Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствовать навыки печатания слов и предложений. Продолжать совершенствовать навыки чтения слов, предложений, текстов, разгадывания ребусов и решения кроссвордов

итого

54 учебных часа

4. Содержание курса «В стране математики»

     Курс предназначен для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, развития их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, создает прочную основу для дальнейшего обучения в школе.

Основными задачами являются:

 1) формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

2) увеличение объѐма внимания и памяти;

 3) формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);

4) развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

 5) развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

6) выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

7) формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

5. Перспективный план работы курса «В стране математики»

№п.п.

Тема занятия

Программное содержание

1

Осень Сентябрь.

Вспомнить, как объединять предметы в группы по общему названию; развивать пространственные представления: определять место предмета на рисунке с помощью слов слева, справа, над, под.

2

Утро. День. Вечер. Ночь

Определить содержание знаний и способов практической деятельности детей, прочность и устойчивость знаний.

3

Вчера. Сегодня. Завтра

Формировать умение устанавливать временные отношения между событиями, пользуясь словами вчера, сегодня, завтра

4

Число 1 и цифра 1

Рассказать правило получения числа (один).

5

Число 2 и цифра 2.

Рассказать правило получения числа (два), называем числа по порядку.

6

Число 3 и цифра 3.

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах трѐх.

7

Число 4 и цифра 4.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (три и четыре), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах четырѐх).

8

Число 4 и цифра 4.

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах четырѐх.

9

Представления об углах

Формировать представление детей об углах их образовании

10

Виды углов.

Познакомить и рассмотреть виды углов.

11

Представления о числовом отрезке.

Рассказать о приѐме сравнения чисел на предметной основе, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке

12

Числовой отрезок.

Уточнить о сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

13

Число 5 цифра 5.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (четыре и пять), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах пяти)

14

Число 5 цифра 5.

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах пяти.

15

Пространственные отношения: впереди, посередине, между, сзади, справа, слева, на, над, под

Формировать умения ориентироваться в пространственном отношении используя предлоги

16

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе

Сравнение предметов по количеству с помощью слов столько же, не столько же.

17

Обозначение отношений больше, равно, меньше.

Сравнение чисел с помощью слов больше, меньше

18

Временные отношения: раньше, позже

Установление временной последовательности

19

Число 6 и цифра 6.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (пять и шесть), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах шести).

20

Число 6 и цифра 6.

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах шести

21

Пространственные отношения: длиннее, короче. Представления о точке, линии, отрезке.

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова длиннее, короче. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Повторить состав числа в пределах 6.

22

Зависимость результата сравнения от величины мерки. Представления о ломаной линии и многоугольнике.

Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки.

23

Число 7 и цифра 7.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (шесть и семь), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах семи). Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах семи

24

Отношения: тяжелее, легче.

Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе

25

Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы.

26

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Закрепить у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы. Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

27

Число 8 и цифра 8.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (семь и восемь), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах восьми). Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах восьми.

28

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания на наглядном примере.

Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части. Устанавливаем связь между действием вычитания чисел и операцией вычленения подмножества из множества.

29

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания на наглядном примере.

Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части. Установить связь между действием вычитания 18 чисел и операцией вычленения подмножества из множества

30

Пространственные отношения: внутри, снаружи

Формировать пространственные отношения внутри и снаружи

31

Представления об объѐме (вместимости).

Сформировать представление об объѐме (вместимости), сравнении сосудов по объѐму с помощью переливания.

32

Сравнение объѐма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

Измерить и сравнить размеры предметов с помощью заданных мерок.

33

Зависимость результата сравнения от величины мерки

Измерить и сравнить размеры предметов с помощью заданных мерок.

34

Число 9 и цифра 9.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (восемь и девять), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах девяти).

35

Число 9 и цифра 9.

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах девяти.

36

Число 9 и цифра 9.

Составление математических рассказов с числами в пределах девяти

37

Представления о площади.

Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки

38

Сравнение площади (опосредованное и непосредственное)

Закрепить приѐм сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром

39

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Уточнить представление сравнения фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки

40

Число 0 и цифра 0.

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах

41

Число 0 и цифра 0

Закрепить представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счѐтные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей

42

Число 10 и цифра 10.

Рассказать правило получения следующего и предыдущего числа (девять и десять), называем числа по порядку (отрезок натурального ряда чисел в пределах десяти).

43

Число 10 и цифра 10

Уточнить, из каких меньших натуральных чисел можно составить числа в пределах десяти

44

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Составление математических рассказов с числами в пределах десяти.

45

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Составление математических рассказов с числами в пределах десяти

46

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед

Развивать представления о пространственных фигурах, их свойствах и классифицировать по заданному признаку.

47

Распознавание пространственных фигур

Развивать представления о фигурах, их свойствах и классифицировать по заданному признаку.

48

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр

Развивать представления о фигурах, их свойствах и классифицировать по заданному признаку.

49

Распознавание пространственных фигур.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку

50

Работа с таблицами.

Закрепить представление детей о составе чисел. Развивать логическое мышление.

51

Работа с таблицами.

Закрепить представление детей о составе чисел. Развивать логическое мышление.

52

Отношение: часть, целое, и их взаимосвязь при сложении и вычитании.

Ознакомление с делением целого предмета на две и четыре равные части. Развитие понимания отношения целого и части.

53

Упражнения по желанию детей.

Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры. Закрепить геометрические представления

54

Итоговое

«Письмо из школы для будущих первоклассников». Повторение пройденного материала с целью выяснить его усвоение детьми. Выкладывать решение с помощью цифр и знаков; ориентироваться на листе клетчатой бумаги по клеточкам, закрепить умения конструирования из геометрических фигур, решать математические задачи; воспитывать интерес к математике

итого

54 учебных часа

6. Содержание курса по формированию целостной картины мира «Здравствуй, мир»

    Курс направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде, развития познавательного интереса дошкольников, их умения 20 использовать полученные знания в конкретной деятельности, усвоения правил поведения в природе и обществе.

 Основными задачами являются:

1) приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов;

 2) обучение навыкам свободного ориентирования, правильного использования по назначению и умению ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице;

 3) раскрытие сущностных особенностей предметов;

 4) способствование освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности;

5) развитие наблюдательности, исследовательского подхода к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности;

 6) ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивающее дальнейшее вхождение ребѐнка в современный мир, приобщение к его ценностям;

7) обогащение знаний ребѐнка о свойствах и разновидностях различных материалов, о явлениях природы, полученных детьми ранее;

 8) формирование у детей обобщѐнных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

7. Перспективный план работы курса по формированию целостной картины мира «Здравствуй мир!»

№п.п.

Тема занятия

Программное содержание

1

Воспоминание о лете

Уточнить представление детей о летних месяцах года и их характерных признаках, обобщить представления детей о правилах и нормах проведения в природе, воспитывать любовь к родному языку

2

Береги природу

Познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе

3

Наш общий дом

Учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать способности детей наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему приведѐт несоблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы их проверки, формировать представление о человеке как о части живой природы

4

День непослушания

Учить детей создавать символы и их правильно понимать, формировать умение анализировать своѐ поведение и поведение окружающих, воспитывать произвольность поведения для обеспечения безопасности

5

Путешествие в прошлое

Познакомить детей с правилами поведения в разное время (с древности до наших дней), закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения, закреплять умение анализировать своѐ поведение для обеспечения своей безопасности.

6

Путешествие по улицам города

Обобщить знания и представления детей о правилах поведения на дороге, закреплять умение ориентироваться в пространстве, воспитывать уважительное отношение к окружающим.

7

Я – Гражданин России

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, закреплять культурно – исторические и географические знания об особенностях родного края, воспитывать толерантность и уважение к традициям других народов, закреплять умение соблюдать правила безопасности. Закреплять детей о государственной символике, обобщить их представления о России как о едином государстве, воспитывать любовь к Родине

8

На экскурсию в Москву

Расширять представления детей о столице, городе Москва. Познакомить с самыми известными музеями, театрами, с правилами поведения при их посещении. Приобщать детей к русской национальной культуре, способствовать развитию эстетического вкуса

9

Собираясь в путь

Обобщить знания детей о транспорте, предметах личной гигиены, предметах быта, мебели, посуде, электроприборах; формировать умение анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальное решение умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке, воспитывать чувство коллективизма и сопереживания.

10

Путешествие в Европу

Формировать у детей представление об особенностях природы Европы, формировать у них представления об изобретателях и изобретениях, воспитывать желание заниматься спортом и беречь своѐ здоровье.

11

Путешествие в Азию

Формировать у детей представление об особенностях природы в Азии, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания

12

Путешествие в Азию. В краю рисовых полей

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой; учить детей находить в ближайшем окружении предметы, изобретѐнные другими народами, формировать представление о человеке как о части живой природы

13

Путешествие в Америку

Формировать у детей представление об особенностях природы Южной Америки, Северной Америки продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные джунглей).

14

В гостях у индейцев

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой; познакомить детей со свойствами колеса; формировать представление о человеке как о части живой природы.

15

Маски на лице и в жизни

Обобщить представления детей об устройстве человеческого организма, закреплять умение распознавать и описывать разные эмоциональные состояния.

16

Путешествие в Африку

Формировать представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саван)

17

Что скрывали пирамиды

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой; формировать представление о человеке как о части живой природы.

18

Путешествие в Австралию

Формировать у детей представление об особенностях природы Австралии, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (сумчатые животные). Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой.

19

Полярники и метеорологи

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере антарктических станций, наблюдений за изменениями погоды, таянием ледников); формировать представление о человеке как о части живой природы

20

Путешествие в Антарктиду

Формировать у детей представление об особенностях природы Антарктиды, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные)

21

По морю и по океану

Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (на примере добычи полезных ископаемых, рыбного промысла); формировать представление о человеке как о части живой природы.

22

Путешествие на морское дно

Формировать у детей представление о природе как о едином целом, уточнить и расширить представления о животном и растительном мире океанов.

23

Мой край

Познакомить с глобусом и картой. Расширять представления о родном крае. Знакомить с растениями, животными, птицами родного края. Развитие внимания, памяти, воли. Обогащение словаря: материк, Африка, Антарктида; большая и малая родина. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься и играть сообща

24

На прогулку в зоопарк

Формировать у детей представление о разнообразии растительного и животного мира планеты, развивать способности детей строить предложения, предлагать способы их проверки и умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, развивать творческое воображение детей

25

Почему люди такие разные?

Формировать у детей представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания, закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение, закреплять умение анализировать своѐ поведение и умение соблюдать правила безопасности.

26

Кто стучится в дверь ко мне…

Познакомить детей с различными видами современной связи (почта, телефон, телеграф, Интернет и пр.) Закрепить знания детей о поведении в случае чрезвычайной ситуации и о значении средств связи при ЧП.

27

Орешек знаний

Формировать представление о значении книги в жизни людей, формировать у них представление о мировой культуре и о вкладе России в мировую культуру, способствовать развитию эстетического вкуса, закреплять умение соблюдать правила безопасности в общественных местах.

28

Чудеса, да и только

Формировать представление детей о видовом разнообразии музеев, формировать у них элементарные представления о мировой культуре, способствовать развитию эстетического вкуса, закреплять умение соблюдать правила безопасности в общественных местах

29

Космос

Формировать у них представление о МКС, рассказать о подвиге Ю. Гагарина.

30

Космическое путешествие

Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом; формировать у них представление о строение Солнечной системы, о звездах, планете, спутнике, космонавтике

31

Путешествие в будущее

Закреплять умение сопоставлять, анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение, закреплять умение анализировать своѐ поведение и умение соблюдать правила безопасности.

32

Историческое путешествие

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине – России. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за еѐ достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

33

От Арабских цифр к роботам и компьютерам

Формировать представление детей о значении открытий и изобретений в жизни человека, закреплять у них умение анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности, воспитывать уважение к достижениям человеческой цивилизации.

34

И помнит мир спасѐнный

Закреплять у детей культурно - исторические и географические знания об особенностях родного края, воспитывать произвольность поведения и умение анализировать своѐ поведение, воспитывать любовь к малой и большой Родине

35

Голубая планета

Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом; формировать представление о человеке как о части живой природы

36

Я гражданин мира

Закреплять у детей культурно - исторические и географические знания о Земле, воспитывать любовь к Родине, воспитывать толерантность и уважение к традициям других народов, закреплять умение соблюдать правила безопасности.

37

Кругосветное путешествие

Закреплять умение сопоставлять, анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение, закреплять умение работать в коллективе.

38

Откуда хлеб пришѐл

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

39

Все работы хороши (профессии людей)

Уточнить и расширить представление детей о профессиях; воспитывать уважение к людям любых профессий; познакомить с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, милиционер, военный)

40

Мое сердце

Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно–сосудистой системы. Обучать правилам сохранения здорового сердца, смоделировать работу «сильного» тренированного сердца и «слабого» нетренированного. Формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца. Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

41

Обитатели скотного двора

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; закрепить умение соблюдать правила безопасности при общении с ними; воспитывать любознательность.

42

О тех, кто умеет летать (птицы)

Уточнить и расширить представление детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности при общении к животными; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

43

Лесные обитатели – звери. Обитатели тайги

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы.

44

В окно повеяло весною (весенние пробуждение природы)

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной.

45

Весенние пробуждение природы

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах.  

46

Шестиногие малыши

Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

47

Времена года

Закреплять представление детей об основных признаках всех времѐн года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

48

Земля – наш дом

Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.

49

Весной в деревне

Расширить представление детей о жизни домашних животных весной и о труде людей в селе в весеннее время; развивать речь детей.

50

Правила для пешеходов

Расширить знания детей о правилах поведения на улице: пешеходы должны идти спокойным шагом только по тротуару, по правой его стороне; переходить улицу только при зеленом сигнале светофора; где стоит знак «пешеходный переход». Рассказать об «островке безопасности» (те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине – на «островке безопасности». Прежде чем начать переход, посмотреть в стороны, откуда движется транспорт.

51

Наш северный край

Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера. Осуществлять подготовку руки ребенка к письму, через пальчиковую гимнастику, дидактические упражнения, художественно-творческую деятельность с использованием природного и бросового материала. Развивать познавательную активность детей в процессе речевого общения, интерес к произведениям народов Севера. Воспитывать любовь и уважение к близким людям и бережное отношение к окружающему миру.

52

Наша традиция быть здоровыми

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; подвести к осознанию потребности ребѐнка в знаниях о себе и своѐм здоровье.

53

Вместе легче жить и учиться

Содействовать овладению гуманного отношения к людям, адекватно реагировать на состояние окружающих. Проявлять уважительное отношение к сверстникам, воспитывать культуру общения и доброжелательное, заботливое отношение к людям.

54

Итоговое

Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Формировать основы экологического сознания. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны. Вызвать стремление к охране лесов. Развивать интеллектуальные способности. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих одно и то же явление природы. Обратить внимание на средства выразительности, присущие разным видам искусства

итого

54 учебных часа

8. Ожидаемые результаты:

1. Для детей – выравнивание стартовых возможностей обучения, формирование готовности к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», приобретение социального опыта общения со сверстниками и взрослыми;

 2. Для родителей – удовлетворение потребности доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения, а также объединение усилий образовательной организации и семьи в укреплении здоровья, воспитания и обучения детей;

 3. Для педагогов – создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Список используемой литературы

 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

3. Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249.

 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 года № 26).

 5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010.

 6. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 (7) лет (ч.3, 4).

 7. А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К. Белова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.-М.: Баласс, 2006.

 8. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду, 2003г.

9. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Пальчиковая гимнастка, 2006г. 10. Е.С. Анищенкова. Пальчиковая гимнастика, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Адрес» - Школа «Будущий первоклассник» по реализации образовательной области «Познание» в подготовительной группе с использованием игровых технологий

Цель: Закрепление способности к социальной адаптации.Задачи:Образовательные: Систематизировать и расширять представления детей об адресе, формировать позитивное отношение к обучению в школе. Учит...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по теме "Будущие первоклассники."

Цель: обобщить, ранее,  полученные  знания.Задачи: Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить умение проводить звуковой анализ, умение составлять слова из слогов,  читать про...