Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
материал (старшая группа)

Белорукова Светлана Михайловна

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная игрушка" в детском саду способствует приобщению детей к миру искусства, развитию художественного вкуса, воспитывает национальную гордость за мастеров русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_narodnaya_igrushka.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Большинство современных игрушек просто поражают своим внешним видом. Роботы-трансформеры, животные-чудовища, люди-мутанты, монстры для мальчиков. И игрушки для девочек с огромными головами  и очень маленьким туловищем, непропорциональными частями тела, с  большими, безумными глазами, с  глупыми лицами, а эти девочки-зомби под названием «Монстер хай»… Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку? А ведь, если задуматься, такие и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка.

Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом, и слепо следуя современным тенденциям, покупают своему ребёнку новомодные игрушки. Мне, как педагогу, не хотелось бы, чтобы наши воспитанники играли в эти игрушки. И поэтому я обратилась к традициям русского народа.             Наши предки в течение многих поколений очень внимательно относились к игровому набору детей. Не только подбирали, но и изготавливали их в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку вообще, не смотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей.

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы, свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому восприятию дошкольников.  Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. 

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-пространственной среды. В нашей группе созданы условия для художественно-эстетического развития: имеются театральный уголок, музыкальный уголок, уголок изобразительной деятельности, в которых содержатся разнообразные материалы, пособия, игры, используются технические средства обучения.

В последнее время появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Это направление заинтересовало нас, так как создание мини-музея в группе способствует развитию познавательного интереса у детей и приобщению родителей к совместной с детьми творческой деятельности. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Во - первых, «мини «напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.

Во - вторых он создан для самых маленьких посетителей  и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей  не отвечает многим строгим требованиям, которые  предъявляются к настоящим музеям.  Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать,  рассматривать, даже взять домой на время.

С целью приобщения детей к миру искусства, знакомства с народной игрушкой, развития художественного вкуса, мы решили создать в нашей группе мини-музей «Русская народная игрушка».  Для начала изучили  научно-педагогическую литературу, интернет - ресурсы, провели  беседы с  родителями воспитанников с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые принесли экспонаты, помогли в оформлении. Для музея мы решили использовать стеллажи и полочки, имеющиеся в группе.

Основными задачами для создания мини-музея народной игрушки стали:

– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к народным игрушкам, музеям и выставкам изобразительного искусства;

– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров; национальной гордости за мастеров русского народа.

Наиболее доступными для восприятия и понимания детьми является народная игрушка - филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская и др., народные игрушки-забавы - матрешка, тарарушки, бирюльки, с которыми дети легко могут действовать.

Мини-музей помогает провести занятия по изобразительной деятельности, а так же по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, развитию речи. Основой для мини-музея послужили коллекции дымковских игрушек и матрешек. В настоящее время в мини-музее «Русская народная игрушка» находятся коллекции филимоновских, богородских, дымковских, каргопольских игрушек, игрушек-забав, разных матрёшек - более 30 экспонатов. Музейные экспонаты и коллекции становятся частью развивающей среды. В нашем музее всегда есть пластилин, глина, скульптурная масса, краски, кисти, не раскрашенные деревянные заготовки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, альбомы и т.п. Посетители музея (и дети, и взрослые) всегда могут не только поиграть с народной игрушкой, но и смастерить ее самостоятельно. Наряду с авторскими работами в мини-музее выставляются игрушки, сделанные руками детей и их родителей.

Музейная педагогика открывает перед педагогами и детьми широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы. В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционные формы – беседа, рассказ – нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. Если дети сориентировались в материале, то роль экскурсовода может выполнять и сам ребенок. Возможен и другой вариант: педагог предлагает детям вместе с родителями подготовить материал по интересующему их разделу и рассказать, что они узнали остальным детям.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает в том случае, когда ознакомление с народным искусством осуществляется на основе собственной деятельности воспитанника.  Важно, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и деятелями, активно включались в работу.

Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. В мини-музее «Русская народная игрушка» для родителей проводятся мастер-классы по лепке и росписи русских народных игрушек, творческие мастерские с показом и презентацией детских работ («Лепим дымковскую барышню», «Лепим и расписываем дымковского козлика», «Ложки расписные», «Кукла Берегиня» и др.), консультации, информационные листки («Ознакомление  дошкольников с народной игрушкой», «Ознакомление старших дошкольников с хохломой», «Волшебный комочек. Лепим из глины», «Изодеятельность, как средство общения» и др.), оформили наглядный материал: фотоальбом «Какие бывают русские народные игрушки», «Наш мини-музей «Русская народная игрушка».

В результате у детей вырос познавательный интерес к народным игрушкам, к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, желание заниматься подобной деятельностью.

Народные игрушки активно используются детьми в режиссерских играх, театрализованных играх, это уникальный дидактический материал.

Невозможно не оценить пользу народной игрушки, а также необходимость ее внедрения во все виды деятельности ребенка. Ребенок, который знаком с народной игрушкой, знаком с историей своего народа, а, следовательно, это патриотичный, нравственно-развитый и социально-адаптированный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшего дошкольного возраста "Красота космоса"

Коспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по худ-эстет. развитию (рисование)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Бантик для золушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование)для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Бантик для золушки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Кленовые листья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(рисование)для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Кленовые листья»...

Формирование художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия- альбома на липучках «Народная игрушка»

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, и поэтому этот период характеризуется большими возможностями художественно-эстетического ра...