Воспитание бережного отношения к природе через театрализованную деятельность».
материал (младшая группа)

Алисултанова Сальви Каримджоновна

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vike_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

« Воспитание  бережного отношения к природе  через театрализованную деятельность». 

     Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

     «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.    

     В настоящее время, как никогда, остро стоит  вопрос  экологического воспитания дошкольников.  Ребенок, полюбивший  природу,  не  будет  бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа  полна  необыкновенных  чудес.  Она  никогда  не  повторяется, поэтому следует учить  детей  искать  и  находить  новое  в  уже  известном, виденном,  и в этом нам помогает театрализованная деятельность.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным  и  животным  миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у  ребенка,  как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это  связано  с  незнанием дошкольника  правил  взаимодействия  с  объектами  природы.  Поэтому   важно формировать у детей дошкольного возраста представления  о  природе  и  формы отношения к ней.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание  живого,  которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка  на  этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

   Главная задача экологического воспитания в детском саду -  научить  детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить  детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.    

         Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая  предоставляет  большие  возможности  воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу,  ее  законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. 

Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет  закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.

         Чтение литературы, наблюдения  на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях театрального кружка служат  могучим  средством  в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий  о единстве  человека  и  природы,  помогают  развить  творческое  воображение, фантазию, полет  мысли  и  дают  возможность  раскрыть  огромный  потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. 

       В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. 

     Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

        Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

       Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.  

       А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек,  в конечном счете, любовь к Отечеству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  
  3. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.  
  4. Генов Г.В. Театр для малышей. – М., 1968
  5. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
  6. Камшилов М. М. Эволюция биосферы. – М.: Наука, 1979. – 256 с  24.
  7. Киселева О.И. Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М., 2004
  9. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997
  10. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005
  11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004
  12. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М.:  Логос, 2004. – 230 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Ваш ребенок активно участвует в различных постановках, праздниках и представлениях, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. С целью изучения вашего мнения и улучшения педагогическо...

Формирование доброжелательных отношений средствами театрализованной деятельности

Статья о том, как можно формировать доброжелательные взаимоотношения средствами театрализованной деятельности....

Программа "Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием"

Актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включе...

Презентация "Партнёрские отношения семьи и детского сада посредством театрализованной деятельности".

Презентация "Партнёрские отношения семьи и детского сада посредством театрализованной деятельности"...

"Партнёрские отношения семьи и детского сада посредством театрализованной деятельности"

quot;Партнёрские отношения семьи и детского сада посредством театрализованной деятельности"...

Методическая разработка по теме "Формирование у детей гуманистических отношений к природному миру посредством театрализованной деятельности".

Мастер - класс для воспитателей детских садов. тема: "Формирование у детей гумастических отношений к природному миру посредством театрализованной деятельности"...

« Воспитание бережного отношения к природе через театрализованную деятельность».

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно  встает задача формирования у дошкольников основ экологическ...