Проектная работа по гендерному воспитанию в образовательной среде «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»
проект (старшая группа)

Сысолятина Ольга Валерьевна

     Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_gendernoe_vospitanie.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

 

Проектная работа по гендерному воспитанию в образовательной среде

«Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки»

Мусина О.Б. воспитатель

Сысолятина О.В. воспитатель

Мифтахова Г.А. учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 2

                                                г. Нефтекамск,

                                                    2019 год

Проектная работа «Наши храбрые мальчишки, наши нежные девчонки».

Введение 

  Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью.  Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.   Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

     Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

     Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

     Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

     Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

     К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

     Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

Цель проекта:

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерных особенностей.

Задачи проекта:

     1.  Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

     2. Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек. Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

     3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

     4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

Обоснование необходимости проекта: 

Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.  

Идея проекта: 

Помочь под влиянием родителей и воспитателей дошкольникам усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину. Развитие ребенка как личности в социуме и семье, пробуждение чувства мужественности (женственности), повышение значимость семьи в своей жизни, проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, уважения к своему и противоположному полу.

Тип проекта: познавательный, творческий, долгосрочный (сентябрь 2018 – апрель 2019).

Статус проекта: завершенный, цель и задачи реализованы.

Методы и способы проекта: анкетирование, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, выставка работ, совместная деятельность родителей и детей.

Продукт проекта:

  1. Картотека игр по гендерному воспитанию.
  2. Страница в портфолио группы «Играют мальчики, играют девочки».
  3. Анкета для родителей.
  4. Лэпбуки «Моя семья», «Профессии» (женские и мужские).
  5. Мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

Срок исполнения проекта: сентябрь 2018 – апрель 2019

I. Содержание проекта:

1. Предпроектная подготовка

- определение цели проекта и составление плана, исходя из интересов и потребностей детей;

- планирование предстоящей деятельности родителей и детей, направленной на реализацию проекта;

- подбор литературы, иллюстраций по теме проекта, оборудования и материалов.

2. Организация деятельности

Организация деятельности

Содержание работы

работа воспитателей

- организация и проведение мероприятий по плану проекта;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек.

работа с детьми

- беседы «Наша дружная семья», «Профессия моих родителей», «Как я помогаю маме, как я помогаю папе»,

«Дом в котором я живу», «На кого я похож (а)», «Я хозяин, я хозяйка», «Семейные традиции во все времена»;

- рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (Э. Успенский «Я один у мамы сын», А. Барто «Помощница», сказка «Кукушка», «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Кем быть» В. Маяковский, А. Барто «Любочка», А. Барто «Вовка добрая душа»)

- опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?)»

- моделирование ситуаций («Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце»,  «Сказки моей бабушки», «Мой выходной день», «Правила хорошего тона»);

- проведение игр – занятий гендерной направленности («Мальчики и девочки-какие они?»,«Я и ты. Кто мы?»)

- сюжетно-ролевые игры («Джентльмены и леди»,

для мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты», «Мастерская», «Строители»; для девочек «Салон красоты», «Кукольный уголок);

- трудовая деятельность (постираем одежду для кукол, помоем машинки)

- продуктивная деятельность (открытки мамам, папам)

работа с родителями

- анкетирование;

-организация проведения совместного поиска информации в литературных источниках, в интернет ресурсах;

-консультации, папки-передвижки «Гендерное воспитание в семье», «Будущая женщина», «Будущий мужчина»;

-мини-проекты «Играют мальчики, играют девочки»

 (фотовыставка «Как мы играем дома»).

совместная работа педагогов, детей и родителей

- создание и оформление страницы в портфолио группы;

- создание картотеки игр;

- организация и проведение мероприятия «Встреча с интересными людьми»

оснащение предметно-развивающей среды

- пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- игровая зона «Семья», «Умелые ручки»)

- лэпбуки «Моя семья», «Профессии» (женские и мужские).

3. Этап реализации проекта

Анализируя и дискутируя, педагоги  составили план и модель реализации проекта. Составляя алгоритм действий, они распределили обязанности и поручения.

На этапе реализации проекта была проведена работа с родителями и детьми по  совместному поиску и сбору информации по теме проекта.

 Следующим шагом воспитатели привлекают детей к достижению намеченного плана.  Реализуют основные совместные действия: экскурсии, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, сравнение, беседы, обсуждения и т.д.

 Подключая родителей к реализации проекта, проводятся анкетирование, консультации, мини проекты. Подготовка итогового мероприятия.

  1. Рефлексивный этап

Итогами нашего проекта стали:

- страницы в портфолио «Играют мальчики, играют девочки»;

- картотека игр по гендерному воспитанию.

     - Мини- стенд «Почта» для мальчиков и девочек.

II. Ожидаемые результаты

Работа с детьми:

- определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

- осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

- приобретены навыки положительных взаимоотношений с противоположным полом.

Работа с родителями:

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, и уровня собственных знаний в рамках темы проекта.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

III. Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение

Телевизор, наглядный и дидактический материал, книги, журналы, открытки, энциклопедии, слайды и фотоматериалы по теме.

IV. Заключение

     На наш взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает      осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я – мальчика (девочки).

Анкета №1

Уважаемые родители! Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)…………………………………………………………………………………...

Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы) ……………………………………………………………………………………

С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола? ……………………………………………………………………………………….

Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? …………………………………………………………………………………………………

Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? …………………………………………………………………………………………………

Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? …………………………………………………………………………………………………

Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………

Какие черты характера следует формировать у

девочек?………………………………………………………………………………………

Какие черты характера следует формировать у мальчиков?…………………………………………………………………………………

Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? …………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию детей 5-7 лет.

В данной работе помесячно расписаны  задачи и деятельность, которая делится на регламентирующую, совмесную и самостоятельную....

Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников

Перспективныи план работы  по гендерному воспитанию  предназначен для детеи  младшего и среднего дошкольного возраста...

Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"

Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Гендерное воспитание детей образовательная область «физическая культура»

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие,  есть и полоролевые занятия. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет  отличия. Для мальч...

Гендерное воспитание детей образовательная область «физическая культура»

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие,  есть и полоролевые занятия. Структура таких занятий обычна, а содержание имеет  отличия. Для мальч...

Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников Творческое название «Девчонки и мальчишки

Конспект интегрированной совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольниковТворческое название «Девчонки и мальчишки...