«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
статья

Павлушина Виктория Владимировна

           Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.  Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи»

             Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

           Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.  Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной .

 Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства.

       В связи с этим на базе нашего ДОУ создан консультационный центр для семей, воспитывающих детей  в возрасте от 0 года до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальное и групповое. В практике работы дошкольных учреждений консультации проводятся воспитателями исходя из запроса родителей или с учётом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут и другие специалисты дошкольного учреждения: психолог, зам. зав. по ВМР, специалисты дополнительного образования.

Педагоги  могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.

Целью создания Консультационного центра является:

 Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Задачи:

  • Оказание всесторонней помощи родителям ( законным представителям) и детям  – 3 лет, не посещающим ДОУ;
  • Оказание помощи родителям ( законным представителям) по различным вопросам, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
  • Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
  • Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.

        Работа консультационного центра поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.

Ожидаемый результат:

Благодаря работе консультационного центра произойдет:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.

Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.

На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).

II этап – общепрофилактический  (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).

IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь

воспитанникам и их родителям, психолога, врача и других специалистов по запросам).

V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).

Совместное обсуждение планов на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.

Формы и методы работы консультационного центра:

Педагоги нашего ДОУ используют различные формы взаимодействия с родителями, чьи дети не посещают ОУ. Их  основной задачей является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для родителей важна максимально полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду. Они с большим желанием готовы посещать открытые занятия, совместные праздники и мероприятия.

Родители желают приобрести определенные навыки в педагогической практике: чем заниматься с ребенком дома, какую литературу о воспитании детей читать, совместные праздники и досуги родителей и детей и с удовольствием сотрудничают с нами.

           Успех совместного сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

   С целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс проводим:

-  консультации для родителей;

-  открытые занятия;

-  оформляем специальные стенды содержащих сведения о возрастных особенностях детей, методах и приемах эффективного взаимодействия  с ребенком;

- приглашаем  на утренники и развлечения;

- посещаем их на дому.

  Весь вышеперечисленный комплекс мероприятий направлен на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к ребенку.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, а их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации .Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребенка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

         На встречах со специалистами можно получит квалифицированную консультацию по следующим вопросам:  

 Заведующий:

  • Информирование граждан об их правах на получение образования, об изменениях в действующем законодательстве в сфере образования

 Медицинская сестра:

  • проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания и организации  сбалансированного питания детей
  • даст рекомендации по профилактике различных заболеваний
  • окажут помощь в составлении режима дня и организации   правильного питания ребенка;
  • научат проводить закаливающие процедуры с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка;
  • дадут советы по вопросам профилактики различных   заболеваний

Инструктор по физическому развитию:

  • проконсультирует по организации двигательной активности ребенка в

домашних условиях

обучит родителей основным приемам профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.

Воспитатели:

  • проконсультирует по организации условий для творческого развития дошкольников
  • обучит детей приемам, способствующим творческому развитию детей и организации досуга дома
  • покажут Вам различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития Вашего ребенка;
  •  проконсультируют Вас по вопросам воспитания, обучения и   развития Ваших детей.

Музыкальный руководитель:

  • проконсультирует по вопросам музыкального воспитания детей
  • окажет практическую помощь в проведении досуговой деятельности с детьми в домашних условиях

 Педагог – психолог:

  • выявить эмоционально-личностные проблемы;
  • определить уровень развития познавательных процессов    

               (внимания, память, мышление, воображение…);

  • проанализировать детско-родительские отношения;
  • проведет диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе.

         Из проведённой  работы можно  сделать следующие выводы о том ,что

работа педагогов с родителями и детьми, не посещающими детский сад  рассматривается как целенаправленный процесс формирования личности.

 Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

  • повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
  • повышение уровня педагогической грамотности;
  • расширение педагогического кругозора;
  • решение проблем воспитания и обучения детей.
  • активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Заключение:

   Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» оказываются наиболее полезными для родителей. Родители, которые неоднократно обращаются в КП, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

        Мы слышим слова благодарности от родителей и видим в их глазах интерес к своему ребёнку, к общению с педагогами, к детскому саду. Родители нуждаются и ждут нашей помощи.