«Игра, как средство организации образовательной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
статья

Кустова Наталья Юрьевна

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Юрьевна Кустова,

                                                                                                 воспитатель МБДОУ

                                                                                                «Детский сад № 56»

                                                                           г. Зимы

«Игра, как средство организации образовательной деятельности

в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

        Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей видов деятельности (п. 2. 5. ФГОС ДО, основание – ФЗ-273 Часть 6, ст. 12).

        ФГОС рекомендует осуществлять образовательную деятельность с детьми в игровой форме, учитывая возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности, в процессе которой решаются задачи практически всех образовательных областей.

        Все мы когда-то были детьми, самые светлые воспоминания и впечатления из детства у нас связаны с играми. Для детей дошкольного возраста игра является спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает как деятельность, наиболее интересна и занимательна для них.  Большое значение игры для развития ребенка дошкольного возраста доказана и исследователями отечественной педагогики и психологии. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, думает. В процессе игры активно работают все психические процессы: мышление, память, воображение, усиливаются волевые и эмоциональные проявления.

        В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о том, что детей больше привлекают компьютерные игры, которые могут вызывать признаки агрессии и другие негативные явления психического развития дошкольников.  Дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры, использовать в игре предметы-заместители.

Учитывая это и доказанную роль игры в развитии личности ребенка дошкольника, а также современные подходы к организации дошкольного образования, основным видом детской деятельности в организации образовательного процесса мы определяем игру.

Перед нами  стоит цель:

- создание дружного организованного детского коллектива, создание условий для развития игровой деятельности.

В свою очередь ставятся задачи:

  • Учить развивать сюжет, выполняя определенные роли;
  • Тактично руководить игрой с учётом возраста и индивидуальных особенностей развития воспитанников, на принципах партнерского сотрудничества.

В связи с введением ФГОС ДО все проводимые мною мероприятия с детьми строю в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.

 Разрабатывая собственные занятия, стремлюсь пробудить интерес к заданию. При этом организую обсуждения с детьми возможных вариантов игр, обеспечиваю условия для творческой самореализации. В играх сочетаю коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводя приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

         В процессе работы создаю предметно- игровую деятельность, которая способствует развитию в совместной деятельности способов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

В группе оборудован игровой центр, где представлен игровой материал для развития сюжета таких игр, как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» и т.д. Оборудуя данный центр, учитывали то, что материал может пополняться и расширяться с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Например материал для игры «Больница» дети могут использовать как для игры «Аптека», так и для игры «Поликлиника»; игру «Магазин» можно расширить в «Супермаркет», «Овощной магазин», «Магазин мебели» или «Игрушек» и т.д.Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера и т.д.), в изготовлении которых оказывают помощь родители.

         При организации игровой деятельности с детьми учитываются принципы:

  • Психологической комфортности и занимательности, что предполагает учёт интересов, индивидуальных особенностей, полоролевое воспитание дошкольников.
  • Учёт возрастных особенностей, знаний  воспитанников. На каждом возрастном этапе эффективнее влияют разные методы и приёмы руководства  игровой деятельностью, её содержание. У детей формируется социальные опыт, который должен отражаться в их играх.
  • Доступности и полифункциональности игровой среды. Игровая зона ( её наполняемость, разнообразие атрибутов, игрушек-заместителей)  должна оборудована и размещена так, чтобы её использование было наиболее эффективно и результативно для развития дошкольников.

Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребенка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнером-взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми. Так в игре «искупаем куклу», я показываю как нужно купать куклу. Все свои действия я проговариваю: наливаю в ванночку воду, беру мыло, мою куклу, вытираю; использую потешки.

Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Например, в игре «Шоферы» создаю проблемные ситуации: у машины спустило колесо, что нужно делать? Вместе с детьми находим выход из сложившейся ситуации – нужно отогнать машину в автосервис. Появляется новый сюжет развития игры, новые роли.

 В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно- неправильно, ибо к игре они не применимы.

         В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

        У детей  3-4 лет сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Поэтому моя задача объединить детей в игре, научить их играть вместе. Для этого я использую такие коллективные сюжетно-ролевые игры, как «Дочки-матери», «Магазин», «Автобус» и др., в которых необходимо распределять роли и договариваться. В таких играх все роли главные и взаимосвязаны между собой.

         У детей 4-5 лет  появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умение организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. В играх с детьми 4-5 лет участвуя в игре, беру на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений. У детей данного возраста часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.

         Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли , направляю их  внимание на подбор игрушек и т.д.

         В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки,отражается специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх детей всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

Я считаю, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

 Организуя игры с детьми, я развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес.  Например, в группе появляется новый игровой атрибут, костюм, игрушка-заместитель. Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет-заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница»-градусником, в игре «Парикмахерская»-расчёской, в игре «Уличное движение»-жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители. Играя с детьми, я замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии.

         Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка , чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе я стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

        Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка . В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

         Как показала практика – игра – это:

  •  Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Соединение знаний с собственной активностью детей;
  • Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

(по Д.Б. Эльконину)

         

В результате наблюдения за игровой деятельностью воспитанников, я могу сказать, что мы добились определенных результатов: дети научились договариваться перед началом игры, содержание игр стало разнообразнее. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, выполняют правила игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Несмотря на достигнутые результаты, перед нами в перспективе стоят следующие задачи по развитию игровой деятельности детей: развивать у детей самостоятельность и самоорганизацию игр; формировать умение договариваться о теме игры, распределять роли, обогащать содержание игр.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Свою работу я построила по принципам:

 Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.

Второй принцип организации сюжетной игры. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками.

Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно  ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

В нашем ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и используютв играх спортивный инвентарь. Эти игры я организую сама и провожу непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме провожу во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностногоразвития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В игровой ситуации я показываю действия с игрушками, предметами-заместителями, беру на себя главные роли и сама распределяю роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляю возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям. Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр музыкально театрализованной деятельности, где дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.

В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.

Работу по развитию игровой деятельности организую по двум направлениям:

- провожу игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

- побуждаю детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет: наглядность, сюжет, слово.

Экологический центр создан для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом как под моим руководством, так и даю возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под моим руководством, я знакомлю их с окружающей жизнью, обогащаю их впечатлениями, оказываю помощь в организации и проведении игр.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные игры.

Игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

Совместно с детьми придумали правила общения друг с другом. Детям нравится их выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей. Эти правила формируют умение подчинять личное коллективу, умерять свое нетерпение, быть подтянутым, дисциплинированным и при всем этом дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно общаются, двигаются, принимают активное участие в жизни группы.

Игры – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...