ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
статья

Васильева Наталья Владимировна

Статья по теме ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

 «Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет».
                            С. Я. Маршак

Эти слова Самуила Яковлевича, сказанные еще в прошлом веке, очень подходят к новому видению целей и задач дошкольного образования.

Сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные права со своими сверстниками на достойное проживание периода дошкольного детства в социуме среди других детей, не смотря на ограничения в своем здоровье. 

Детский сад компенсирующей направленности, значительно расширяет социальные контакты ребенка с ОВЗ, дает ему возможность общаться с окружающими, играть, учиться, достигать успеха, на практике познать правила, принятые в обществе, то есть полноценно жить. 

Известно, что в ДОУ компенсирующей направленности пребывают дети с ОВЗ различного происхождения. Для успешной реализации программы обучения и воспитания, для детей данной категории разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, которые определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладающее более широким значением.

Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет пять образовательных областей, среди которых важное место отводится социально- коммуникативной области включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

 Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Постоянная непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их выполнению.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. Далее, мы будем рассматривать игровую деятельность, не как отдельное направление в коррекционной работе, а как метод воздействия на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взаимоотношений общественной жизни. Благодаря играм, ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Игровая деятельность включает в себя 4 главных компонента. Каждому присущи свои задачи, решение которых осуществляется в организованной образовательной и непосредственно образовательной деятельности. Так, в сюжетно – ролевых играх для старшего дошкольного возраста выдвигаются следующие задачи: поощрять расширение выбора тем игр; формировать умение развивать сюжет. Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать условия, договариваться о порядке действий, соблюдать ролевые взаимоотношения, способствовать обогащению игры новыми решениями, возникновению новых игр.

Подвижные игры: Продолжать привлекать детей к организации знакомых игр; участвовать в играх с элементами соревнования, народных играх. Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

    Театрализованные игры. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения в игровые действия. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал, вовлекая в различные театрализованные представления.  

    Дидактические игры. Организовывать игры в подгруппах. Закреплять умение выполнять правила игры. Воспитывать творческую самостоятельность в игре.

Все поставленные задачи реализуются через игровые упражнения и игровые ситуации.

В организации игровой деятельности старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие, психические особенности развития ребенка. Всё это отраженно в индивидуальном образовательном маршруте воспитанника с ОВЗ.

На данном слайде представлено перспективное планирование коррекционно – развивающей работы по развитию игровой деятельности у воспитанника подготовительной группы с ОВЗ, на примере сюжетно – ролевой игры. На материале лексической темы, прорабатываются поставленные цели и задачи для осуществления развития сюжетно – ролевой игры. Также обозначены методы и приемы, ожидаемый результат. По завершению изучения лексической темы, подводится итог освоения и принятия учебного материала.

В индивидуальный образовательный маршрут вносятся текущий результат и возможные пути коррекционной работы. Если поставленные цели и задачи реализованы успешно, то коррекционная работа продолжается в соответствии с перспективным планированием. Если же, запланированный объем работы не реализован по различным причинам (болезнь ребенка/воспитателя, частые пропуски занятий), то следует повторить учебный материал на основе следующей лексической темы.

Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей. Через разные виды игр можно решать задачи, которые относятся к разным образовательным областям:

  • «Познавательное развитие» - дидактические, развивающие, строительно-конструктивные игры, игра-экспериментирование
  • «Социально-коммуникативное развитие» - сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные игры
  • «Речевое развитие» - театрализованные игры, игры-фантазирование
  • «Художественно-эстетическое развитие» - дидактические, игры-фантазирования
  • «Физическое развитие» - подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта.

Итоговые результаты показали, что применение средств игровой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей детей, дает положительную динамику в освоении «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой.  У детей значительно улучшается функционально-эмоциональное состояние, обеспечивается формирование коммуникативной деятельности. Высокая мотивация способствует быстрому  усвоению программных задач. В дошкольном возрасте формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности -  учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодествие детей и воспитателя в образовательной области " Социально- коммуникативное развитие"

В презентации описано , как организовать развивающую среду образовательной области" Социально- коммуникативное развитие" , цели и задачи этой области ....

Конспект игровой образовательной ситуации «Поможем Курочке» для детей первой младшей группы. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Игровая ситуация проводится в утреннее время, со всей группой детей. Проводится занятие с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в группе за счет включения максимального количества детей...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «В мире профессий».

Программное содержание:-Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик, водитель, почтальон, художник, пожарный ), закреплять пред...

«Лепбук как форма работы в организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Образовательная область социально – коммуникативное развитие (социализация)

Цель: Освоение лепбука как одной из форм работы организации образовательной деятельности в детском саду.Задачи:   Учиться принимать собственные решения, опираясь на приобретённые ЗУНы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»

Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения  ориентироваться в окру...