Дидактическое пособие «ЛОГИКО – МАЛЫШ» - эффективное средство обучения логическому мышлению дошкольников
статья

Андреева Ирина Александровна

Использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования; в статье представлен опыт работы в детской дошкольной организации, описывается преимущества пособия «Логико-малыш» как средства развития логического мышления воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛОГИКО – МАЛЫШ» - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования; автор делится опытом работы в детской дошкольной организации, описывает преимущества пособия «Логико-малыш» как средства развития логического мышления воспитанников.

В настоящее время учебно-дисциплинарная модель воспитания постепенно сменяется личностно-ориентированной моделью, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Одной из задач общего развития ребенка является развитие мыслительных операций, в частности, логического мышления. Новейшие методики и разработки, используемые в дошкольной педагогике, призваны решать задачи всестороннего развития детей. В целях развития логического мышления с детьми дошкольного возраста регулярно проводят занятия с использованием пособия «Логико – малыш».

Применяя в работе данное пособие, можно проводить подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми. При помощи пособия «Логико – малыш» педагог может осуществлять различные методы и приемы обучения, в результате чего становится возможным систематизировать знания ребенка об окружающей действительности. Работа с пособием представляет собой действия с игровыми карточками и планшетом.

Что же представляет из себя планшет? Это пластиковая прочная  основа с подвижными цветными фишками.  Имеется достаточное количество комплектов карточек с заданиями определенной тематики разного уровня сложности, в том числе на развитие логического мышления.

Комплекты карточек разработаны по разным тематикам и для разных возрастных групп детей. В каждом комплекте карточек есть методические рекомендации с пояснениями. Пособие было разработано в Германии и признано одним из лучших дидактических пособий в Европе.

В российском варианте комплекты карточек  отвечают требованиям отечественной школы педагогики и отражают современные подходы в развитии и обучении дошкольников.

Применение в работе с детьми планшета "Логико-Малыш" позволяет:

  • систематизировать и закреплять пройденный материал в игровой форме;
  • оперативно проводить контроль усвоенных знаний и сформированных умений и навыков;
  • развивать логическое мышление, речь, воображение, память и другие высшие психические функции в комплексе.

Пособие имеет прочную основу: пластиковый корпус для карточек и сами карточки, которые изготовлены из плотного картона, что позволяет ребенку свободно пользоваться, не боясь испортить его, как книгу или тетрадь. Результат, к которому придёт ребенок, будет всегда его личным достижением, его индивидуальным осмыслением задания, а не запрограммированным заранее. Допускается и приветствуется творческий подход к выполнению заданий.

Для работы с планшетом «Логико-малыш» не нужны ни карандаши, ни тетради, также не являются обязательными четкие инструкции по выполнению задания. Взрослому (педагогу) достаточно один раз объяснить порядок действий, чтобы после этого дети сами могли ставить перед собой задачу, находить решение и проверять правильность своих рассуждений и продвижений. Результат работы ребенка по выполнению задания представлен дважды: в символическом виде и в готовом рисунке. Это удобно, так как понятно ребенку без объяснений.

К одному и тому же заданию можно возвращаться многократно, каждый раз на новом уровне, пока задание не будет понятно полностью. Ребенок может работать как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Работа с пособием «Логико-малыш» требует от ребенка упорства, настойчивости, терпения. Одна из характерных особенностей работы с карточками заключается в том, что имеется возможность шутить: намеренно допускать нелепости и обыгрывать, высмеивать ошибки.  Педагог может нарочно допустить ошибки, а ребенок помогает их исправить. Ребенка не утомляет шутливая форма работы, и он с большим интересом включается в процесс.

Работа с планшетом может проводиться во время специальных занятий, а также планшет может использоваться и в комплексных тематических занятиях. Ребенок может пользоваться планшетом и в самостоятельной деятельности.

Наборы карточек составлены по следующим принципам:

  • возрастному (имеются возрастные ограничения);
  • тематическому (по разным видам деятельности: ознакомления с окружающим, развитие речи, математика, психология, ОБЖ, работа над звукопроизношением и т.д.).

Приведем некоторые инструкции для работы с планшетом "Логико-малыш":

  1. Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.
  2.  Выберите карточку из комплекта.
  3.  Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).
  4.  Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.
  5. Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом,  выполните остальные задания.
  6. Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.
  7. В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.
  8. Снова проверьте результат на ответной стороне.
  9.  На ответной стороне на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед. Возраст: 3-7 лет.

Умение решать задачи, выполнять упражнения, видеть перед собой цель и способы приближения к ней – вот те умения, которые развиваются во время работы с планшетом «Логико-малыш». Такие занятия являются хорошей подготовкой ребенка-дошкольника к обучению в школе [3].

 

Список литературы:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.:Детство-Пресс, 2004.
  4. Интернет-ресурс https://educontest.net/component/content/ (дата обращения 17.03.2016).
  5. Интернет-ресурс http://fly-mama.ru/posobie-logiko-malysh/ (дата обращения 06.02.2016).

//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....

Г4. Учебно-игровое пособие «Логико-малыш» для комплексного развития логического мышления у дошкольников

АктуальностьНа современном этапе внедрения ФГОС ДО и модернизации  дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования, что вызывает необходимость поиска ...

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников...

Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.

В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафи...