Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
консультация

Сушкова Елена Васильевна

Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pps_semi_i_povyshenie_kompetentnosti_roditeley.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мастер-классы для родителей,

организованные как культурные практики

с использованием ИКТ

в контексте ФГОС»

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО

Особенности современного родительства:

- ориентация на материальные ценности и обеспечение материальных условий для семьи;

- стараются быть родителями для своих детей, но не всегда получается, не хватает компетентности, осмысления роли родителя для ребенка и того, что в этой роли делать;

- не всегда понимают, кто их ребенок, каковы его переживания и чувства, каковы его интересы и инициативы.

Представления детей о семье, родителях и доме:

Для детей семья, родители являются самыми важными, значимыми людьми. Именно к ним, в первую очередь, будет обращаться ребенок за помощью.

На первом месте по значимости – родственные отношения (42%):

дети радуются тому, «что есть мама, папа», «есть бабуля, Настя», «есть брат Ваня», «что семья большая», «что есть Кактус – кот такой», «что у меня хорошие родители и брат, он меня не бьет», «что мама и папа любят животных», «что папа умеет играть на трубе», «что дома хорошо» и просто тому «что семья у меня есть».

Материальные и эстетические характеристики, связанные с домом, выделяют

35% детей: «у меня игрушки есть», «цветочки красивые»,  «телевизор большой», «всякие ленточки, бутылочки». 

Отношение близких к ребенку важно для 14% дошкольников:  «что меня любят», «все дружат», «папа с мамой добрые, они меня любят», «моя семья меня уважает», «мне нравится доброта, игрушки покупают»,  «мне нравится, что мне готовят. Мама научилась хорошо готовить», «культурные, любезные папа с мамой».

Совместная деятельность и досуг с близкими привлекает 9% детей:

«ну, мы всегда вместе играем, кушаем, гуляем…», «телевизор смотрим, играем», «когда все вместе пьем чай», «играть с Максимом (брат) хорошо», «когда папа, мама, бабушка и брат – все дома», «они со мной занимаются, играют», «мы вместе гуляем», «мы любим приключения». 

Игры и развлечения, связанные с телевизором и компьютером, занимают в жизни современного ребенка почти столько же места и времени, сколько и традиционные виды детской деятельности.

Опрос: «Зачем нужны родители?»

Для воспитания (40%): «ухаживать за детьми, воспитывать меня», «чтобы воспитывать детишек», «чтобы учили нас, воспитывали, растили», «чтобы ребёнок не был глупый». 

Для удовлетворения материальных потребностей (30%): «Еду покупать, готовить», «чтобы покупать разное», «готовить обед», «кормили», «чтобы зарабатывали деньги, а потом что-нибудь покупали» 

Для удовлетворения эмоциональных потребностей (20%): «что бы было веселее», «что бы обо мне заботились», «чтобы одной не жить», «без родителей скучно». 

Для удовлетворения социальных потребностей (10%): «Защищали ребенка», «чтобы не потеряться»,  «чтобы бандиты не украли меня», «чтобы не потерялись дети». 

Проблема одиночества ребенка в семье: большинство детей отмечают, что родители чаще заняты своими делами без ребенка:

«Они заняты, а я играю одна»

«Я играю в игрушки, мама в Интернете, а папа по делам»

«Они все время работают»

«Они работают, пишут на компьютере письма»

 «Уборкой и Интернетом»

 «Мама и папа больше занимаются с маленьким братом»

«Мама смотрит телевизор, а папа работает, читает, по телефону разговаривает»

«Уборкой, а вечером где-нибудь шастают в гостях» 

По ответам детей выявляется неравномерность трудовых нагрузок на мужчину и женщину: чаще заняты мамы, а папы отдыхают:

«мама готовит еду, а папа смотрит телевизор», «мама шьет, а папа смотрит футбол», «мама готовит еду, убирает, а папа читает газету», «мама шьет одежду, а папа все время свой телевизор смотрит!!!»

Наверное, так воспитываются стереотипы мужского и женского поведения у следующих поколений.

Современная семья значительно ориентирована на материальные ценности, потому и работают родители много, и времени на магазины тратят тоже много. Дети это замечают, и на вопрос Чего не хватает твоим родителям? – чаще всего указывают нехватку материальных благ: «денег», «денег на компьютер», «продуктов», «яблок и апельсинов», «нового дома», «они хотят быть богатыми», «машины, они ее большую хотят», «маме машины не хватает. А у папы все есть».

Современные формы работы с семьей:

- совместная деятельность родителей и детей в ДОУ (занятия, конкурсы, фестивали, досуги, праздники, прогулки, проекты и пр.);

- консультации по родительским запросам (по мотивам изучения родительских вопросов и инициатив в образовании);

- устный педагогический журнал;

- издание тематической газеты (печатный или электронный вариант);

- вебинары и др. формы виртуального взаимодействия:

- мастер-классы для родителей, организованные как культурные практики.

МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ

- Являются действенным средством обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, поддерживает интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.

- Помогают родителям овладеть навыками взаимодействия с ребенком на основе общих интересов, совместной продуктивной деятельности.

- Позволяют родителям выявить свои таланты, распространить лучший опыт семейного воспитания.

- Укрепляют доверительные отношения между педагогами и родителями.

- Знакомят родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения, популяризируют деятельность ДОУ среди населения микрорайона.

Результативность внедрения данной формы работы:

1. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.

4. Происходят качественные изменения содержания и форм сотрудничества между родителями и работниками дошкольного учреждения, повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.

Главный результат - нейтрализация развития неблагополучия семьи. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать пед. процессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимодействие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семейных отношениях.

Для мониторинга результативности проведения мастер-классов, как нетрадиционных форм работы с родителями, в конце года – в мае - рекомендуется провести ярмарку «Семейных талантов» (выставку поделок), организовав ее так, чтобы каждая семья-участник смогла представить свое хобби выигрышно, интересно. Это можно будет считать своеобразным мастер-классом, подготовленный самими родителями.

ПРИМЕРЫ МАСТЕР-КЛАССОВ:

- Пейзаж на осенних листьях

- Открытка своими руками  «Тюльпан» (оригами)

- Новогодняя открытка

- Объемная снежинка

- Основы торцевания

- Торцевание на пластилине  «Букет цветов»

- Основы квиллинга

- Рисование крупой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного у...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Нетрадиционные и эффективные формы взаимодействия с с

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укр...