Картотека прогулок (июнь)
материал (старшая группа)

Прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_iyun.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

Старшая группа

ИЮНЬ

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями 

Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время; формировать представление о летних месяцах. 
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? Как вы догадались, что лето? Перечислите характерные признаки лета. Почему летом стало теплее? Что делает человек летом?

Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья и грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод на поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год витаминов запасу!

Сколько месяцев длится лето? Как называется первый летний месяц?   (Июнь)
 Существует очень много пословиц и поговорок об этом месяце:

- В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко;

- В июне первую ягоду в рот кладут, вторую домой несут.

- Если в июне ночи теплые, тогда  можно ожидать изобилия плодов.

Июнь – первый месяц лета. В июне  самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав, пестрых лугов. Это время, когда начинают спеть ягоды. В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В июне начинается сенокос, в полях зреет пшеница, рожь, ячмень и овес. Много дел и у птиц, в гнездах появляются птенцы.

Дидактическая игра: «Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным словом.

Цель: научить составлять предложения с заданным словом.

Трудовая деятельность: Рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Подвижные игры: «Третий лишний».  

Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту.

«Совушка».

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Самостоятельная деятельность  с выносным материалом по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за летним дождем

Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. 
Ход наблюдения

Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. У детей спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.
Загадка: С неба пришел, в землю ушел.  (Дождь)
Закличка:          Дождик, лей, лей, лей, никого не жалей

– Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней, чтобы травка зеленей,

Вырастут цветочки и зеленые листочки!

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».

Цель: развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. 
Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Цель: формировать навыки коллективного труда. 
Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Цель: уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять разнообразные движения.
Индивидуальная работа: Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Прогулка 2

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; дать детям представление о состоянии погоды летом; закрепить названия сезонной одежды.
Ход наблюдения.

За летним тёплым солнцем выгляни скорей в оконце

И подставь свои ладошки, чтоб поймать зайчат лукошко.

На травинке дремлют мошки и улитка греет рожки,

Из-под листиков букашки тянут к солнышку мордашки.

Любит солнце паучок, червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы, научись любить и ты!

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло.  Летом  оно греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе). Воспитатель предлагает отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.

Воспитатель задает детям вопросы: Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что лето уже наступило? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит? Для чего нужно в жаркую погоду одевать головные уборы ( панамы, кепки)? Во что одеты люди летом? Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?

Исследовательская деятельность: Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Упражнение  на развитие мелкой моторики рук: «Выложи узор»  

Воспитатель предлагает выложить узор из камешков на песке.

Цель: развивать фантазию.

Трудовая деятельность: Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижные игры: «Солнце и луна».

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

«Вышибала».  

Цель: тренироваться в бросании и ловле мяча. 

Игры с песком: «Нарисуй облака и солнце».

Цель: развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук

Индивидуальная работа: «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Вечерняя прогулка

Наблюдение  за полынью

Цель: познакомить с полынью. Разобрать ее строение, поговорить о пользе. 
Ход наблюдения 

Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами. 
Боpька вместо молочка съел полыни гоpькой.

Закpичала Таня: "Кинь! Выплюнь гоpькyю полынь!”
Дидактическая игра: «Что где растет?»

Цель:  закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. 
Подвижные игры: «Спящая лиса».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«
Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка 3

Наблюдение за насекомыми (бабочка) 

Цель: расширять знания детей о внешнем виде бабочки,  образе жизни, ее значении.
Ход наблюдения.

Я у желтой бабочки, тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне, кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик? Может, одуванчик?
Может, желтой краской, тот соседский мальчик?
Или это солнышко, после скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал? Бабочка, скажи мне!
Воспитатель предлагает понаблюдать как красиво, весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. Рассмотреть внешний вид бабочек, части тела, узнать, чем они питаются.
 Подводит детей к выводу, что бабочки отличаются по величине и окраске крыльев.

У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. У них две пары крыльев. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной  пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. У бабочек 6 ног при помощи, которых они держатся на цветах и передвигаются по ним. У них есть усики и хоботок, свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.

Воспитатель загадывает детям загадки о бабочках:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Не птичка, а с крыльями.
Над цветами летает, нектар собирает. (Бабочка)
Дидактическая игра: «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь.
Трудовая деятельность: Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.

Подвижные игры: «Бабочки».  

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка».

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Индивидуальная работа: «Прыгни дальше».

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за тенью

Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени. 
Ход наблюдения 

В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.
Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день  встретить тетушку Тень! 

Под зеленой листвой  повстречались с тобой.

Мы плясали в тени, мы смеялись в тени.
Хорошо в жаркий день встретить тетушку Тень!
Дидактическая игра: «Скажи ласково». 
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Трудовая деятельность: Сбор крупного мусора на участке.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры: «Совушка» 

Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;
«Попади в круг».

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.
Индивидуальная  работа: Развитие движений. 
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Прогулка 4

Наблюдение за летним дождем

Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. 
Ход наблюдения

Жарко солнышко пылало,  млела знойная земля. 

Ночью туча набежала, ждали дождика поля. 

Рады, рады все травинки,  и колосья, и цветы, 

Что веселые дождинки  звонко льются с высоты. 

Дождик шумный и прохладный,  песня, полная чудес! 

На рассвете дышит жадно  напоенный влагой лес.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать  за первым летним дождем. Летний дождик тёплый, крупный. Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Птички не поют, спрятались от дождя. Воспитатель предлагает прислушаться, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.
 Спрашивает у детей, полезен ли дождь для растений? Предлагает понаблюдать за растениями сада, огорода после дождя.

Воспитатель задает детям вопросы: Откуда берется дождь? Куда деваются лужи? Зачем нужен дождь? Обращает  внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой.

Исследовательская деятельность: Предложить детям бросить в лужу камушек, что произошло с камушком? Почему он на дне лужи? Затем предложить опустить в лужу бумажный кораблик. Почему кораблик остался на поверхности лужи?

Цель: формировать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».

Цель: развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. 
Трудовая деятельностьПодметание веранды. Цель: учить правильно, пользоваться вениками.

Подвижные игры: «Передай – встань».

Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

«Найди мяч».  Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Игра с песком и водой: «Выкладываем и печатаем на песке»

Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Индивидуальная работа: "Весёлые прыжки"
Цель: упражнять в прыжках через скакалку.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за продолжительностью дня

Цель: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом
Ход наблюдения 

Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари?

Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла. 
Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)
Трудовая деятельность: Уборка скошенной травы.
Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Подвижные игры: «Горелки», «Волк во рву». 
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Прогулка 5

Наблюдение   после дождя и появления радуги на небе

Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».
Ход наблюдения

Дождик кончился, и солнышко взошло. И на небе чудо произошло,
Протянулась в небе радуга-дуга, серые и тучные пронзая облака.
Переливаясь разными цветами, под солнечными яркими лучами,
Радует она всех нас всегда, и небо украшает радуга-дуга!

Воспитатель предлагает  детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказывает, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть. 

Воспитатель загадывает детям загадки:
Что за чудо – красота! Расписные ворота

Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти.  (Радуга)  

Что за чудо-коромысло,  после дождика повисло? 
Очень яркое, цветное,  а красивое какое! 
Разноцветны ворота  что зовутся...   (Радуга)

Воспитатель задает детям вопросы: Когда появляется радуга? На что похожа радуга, когда появляется на небе?

Дидактическая игра: «Радуга»

Цель: закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.
Трудовая деятельность:  Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры: «Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве. 

«Волк во рву».

Цель: учить прыжкам.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка

Изучаем деревья и кустарники

Цель: вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).

Ход наблюдения

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух. Рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья - круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.
Загадки: Стоит Федосья, распустила волосья. (Береза)

Хоть зима, хоть весна, вся в зеленом... (сосна).

Дидактическая игра: «Найди дерево».

Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижная игра: «Палочка-выручалочка».

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа: Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):  «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 6

Наблюдение за дождевым червем. 

Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания. 
Ход наблюдения

Я смотрю на  червяка. Вижу мягкие бока,
Хвостик загнут, как крючок. Что за милый червячок!
Только где же голова? Где же глазик или два?
Червячка вокруг кручу, глазки я найти хочу.
Может, лучик ярким был, и червяк глаза закрыл?

Червяк длинный, похож на веревочку, у него нет ног, головы, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Черви приносят большую пользу растениям: они перекапывают землю, рыхля ее, перемешивая, что очень важно для корневой системы травянистых растений.

Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку: Кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить?

Воспитатель загадывает детям загадку:

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Обращает внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. 
Дидактическая игра: «Кто больше назовет действий» - дети подбирают глаголы, характеризующие действия дождевого червя.

Цель: активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельностьВыкопать норку для червяка. 
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, чувство сострадания и готовность прийти на помощь. 
Подвижные игры: «Ловишки».

Цель: развивать бег, ловкость. 

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Индивидуальная работа: Пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. 

Игра с песком и водой
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за ветром.

Цель: повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.
Ход наблюдения

Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый. С детьми вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.) 
Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет.
               Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь!  (Ветер)
Дидактическая игра: «Подуй как ветер».

Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у. 
Трудовая деятельность: Сделать примитивный флюгер, самолет.

Цель: вызвать интерес к созиданию.
Подвижные игры: «Выше земли».

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

«Жмурки».

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа: Развитие движений: «Обгони ветер» - бег на ускорение. 
Цель: вырабатывать и регулировать скорость бега.

Прогулка 7

Наблюдение за пауком

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

На кусты туман набросил золотистые шелка,

На опушке, возле сосен, слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна вместе с ветром пролететь.

Воспитатель обращает внимание детей на блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть трогает паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину - сеть, ловит в нее насекомых. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину.

Предлагает детям понаблюдать и  ответить на вопросы: Как выглядит паук? Как он передвигается?

Где живет и чем питается? Как паук ловит насекомых? Есть ли враги у паука? Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде:

Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых.

Если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой.

Какие загадки, стихи, сказки,  песенки про паука вы знаете?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Исследовательская деятельность: Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)

Трудовая деятельность:  Уборка территории участка.

Цель: учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе

Подвижные игры: «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики».

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Самостоятельная деятельность

Цель: Учить детей сооружать нужные для игры постройки (дом, пароход и т.д.); использовать в играх природный материал (песок, воду и т.д.). Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Вечерняя прогулка

Наблюдение за птицами

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. 
Ход наблюдения

Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Стихотворение С.Д.Дрожжина «Птичка»:

Весело на воле пташечке летать,

Над цветами в поле песни распевать;

А на гибкой ветке, в сумраке лесном, 

Ждут певунью детки в гнездышке родном.
Дидактическая игра: «Звукоподражание» -  воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Цель: закрепить произношение отдельных звуков. 
Трудовая деятельность: Подмести участок.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственности доводить начатое до конца.
Подвижная игра: «Веселый воробей».

Цель: научить выполнять движения по тексту игры.
Индивидуальная работа: Прыжки через скакалку, резинку. 
Цель: совершенствовать прыжки на одной и обеих ногах через препятствие.

Прогулка 8

Наблюдение за одуванчиком

Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

Ход наблюдения

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится, в беленькое платьице,
Пышное, воздушное, ветерку послушное.

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

В   начале июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым, стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы:  Как выглядит одуванчик? Как распространяются его семена?

Почему говорится, что у одуванчика два платья? Какое у него другое платьице? Из чего состоит белое платье? Знаете ли вы, для чего нужны одуванчику пушинки-семена?

А когда он отцветает - непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" - улетает ... ! (Одуванчик)

На зелёненькой траве  летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели лёгкие пушинки.
Знают девочки и мальчики: облетели -…(Одуванчики)

Трудовая деятельность: Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры: «Совушка».  Цель: учить действовать по сигналу. 

«Пятнашки».  Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Индивидуальная работа: «Смелые ребята». Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за небом и облаками

Цель:  разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков. 
Ход наблюдения 

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.
Загадки:  Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

Белые лошадки на синем поле. (Облака на небе)
Дидактическая игра: «Скажи ласково.

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Трудовая деятельность: Сбор крупного мусора на участке.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. 
Подвижная игра: «Попади в круг».

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.
Индивидуальная работа: Спрыгивание с крыльца на двух ногах. Цель: развивать прыгучесть.

Прогулка 9

Наблюдение за муравьями

Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Муравей — трудяга, редкий, все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки, труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится - муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится! Лодырь — никому не нужен
!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий, очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Как выглядят муравьи? Как они передвигаются? Куда ползут муравьи? Что несут?  Чем питаются?

Как называется муравьиный дом? Много ли дорожек вокруг муравейника? Из чего муравьи строят свой дом? Какие враги есть у муравьев?

Воспитатель предлагает понаблюдать за движением цепочки, передвигающихся к муравейнику. Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Исследовательская деятельность: Опыт с муравьями: на тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

Трудовая деятельность: Уборка территории участка.

Цель: учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе.

Подвижные игры: «Ловишки».

Цель: развивать бег, ловкость. 

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Самостоятельная деятельность

Цель: Учить детей сооружать нужные для игры постройки (дом, машину и т.д.); использовать в играх природный материал (песок, воду и т.д.). Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за насекомыми (комар). 

Цель: познакомить с комаром, его образом жизни, условиями для жизни. 
Ход наблюдения

На вид комарик небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Кусают комарихи. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.
Приговорка:         Ванька, Ванька-комарок,  улети на свой дворок!

Там твой дедушка – кушает репушку,

Там твоя бабушка – кушает оладушки.

Тебя ожидают, кусочки доедают!

Загадка: Самого не видно, а песню слышно.(комар)
Дидактическая игра: «Звукоподражание» - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.

Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.

Цель:  воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. 
Подвижные игры: «Не сбивай и поймай», «Поймай комара».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно. 
Индивидуальная работа: развитие движений. 
Цель: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.

Прогулка 10

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов.

Цель: учить  детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.

Ход наблюдения

Наша клумба - загляденье! Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье, всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!
 Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых. Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось, просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась, к нам цветы разрисовать.

Воспитатель обращает  внимание детей на  цветы, растущие на клумбах,  предлагает узнать, какие из цветов знакомы детям, знакомит с новыми. Спрашивает, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помогает детям выделить основные части растений,  назвать: «Стебель, листья, цветок». Объясняет, что есть  цветы, которые  растут только одно лето,  их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.

Воспитатель задает детям вопросы: Для чего сажают цветы? Как называются цветы, растущие на клумбе? Какие мы с вами посадили цветы весной? Какие цветы вам больше всего нравятся? Какие цветы вы еще знаете? Для чего нужны растениям листья, корень? Можно ли их срывать с клумбы?

Что нужно для того, чтобы красивые были цветы?  Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность: Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Дидактическая игра: «Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. (Поле из васильков. – Васильковое поле. Запах луга. – Луговой запах. И т.д.)

Трудовые поручения: "В гостях у Золушки". Дать детям палочки и предложить прорыхлить землю вокруг цветов.
Цель: воспитывать трудолюбие, привлекать к рыхлению почвы.

Подвижные игры: «Прыгалки».

Цель: учить детей прыгать через скакалку.

«Цветы». 

Цель: закреплять знания о цветах, совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Индивидуальная работа: Пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за почвой.

Цель:  выявить свойства почвы. 
Ход наблюдения 

Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы. Например: 
    «В долг зерном берет, караваем отдает»; 
    «Никого не родила, а все матушкой зовут».
Почему землю называют «чудесной кладовой»?
Сделать небольшую ямку на территории детского сада и постараться посчитать, сколько корешков вы там обнаружите: много или мало? С помощью таких корешков земля поит и кормит деревья, травы, кусты. Она для них – настоящая столовая. 
Э. Мошковская. «Давайте оставим немного земли»

Улице надо в костюм нарядиться.

Жить без костюма? Нет! Не годится! 

Будет в асфальте она щеголять,

Выйдут машины, будут гулять,

Мы нарисуем цветы на асфальте!

Только знаете что, давайте…

Давайте оставим немного земли,

Чтоб забыть ее мы не смогли!
Дидактическая игра: «Что где растет»

Цель: закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Трудовая деятельность: Рыхлить почву.

Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра: «Не оставайся на земле».

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Индивидуальная работа: Развитие движений. Пройти по бордюру песочницы.
Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 11

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с лекарственным растением — подорожником; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Ты найдёшь его всегда, вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут, подорожником зовут.
Он невзрачный и простой, но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи, да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт, боль, обида пропадёт!

Воспитатель знакомит детей с лекарственным растением - Подорожник.  Это многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам.  Растение имеет корень, стебель, листья, прикорневую розетку. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Лечебные свойства имеют листья подорожника. Отваром из листьев промывают глаза, чистый свежий листок подорожника прикладывают к ранам, ожогам, укусам насекомых. Листья подорожника  можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте.

Воспитатель задает детям вопросы: Как называется растение, которое мы рассмотрели? Из каких частей состоит? (корень, стебель, листья, соцветие) Где чаще всего растет подорожник? Где лучше его собирать? Какая часть подорожника считается лечебной?

Исследовательская деятельность: Воспитатель предлагает детям рассмотреть, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (у подорожника жилки выпуклые, выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). 

Дидактическая игра: «Узнай и назови».

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Трудовая деятельность: Уборка крупного мусора на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Индивидуальная работа: Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за песком

Цель:  выявить свойства песка, определить сходства и отличия между песком и почвой.
Ход наблюдения 

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой – рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.

Загадка:         Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.

Как намочишь ты его, Так построишь хоть чего. (Песок)

Дидактическая игра: «Что я построю из песка». 
Цель: научить составлять предложения на заданную тему.
Трудовая деятельность: Копать песок.

Цель: воспитывать трудолюбие и усердие.
Подвижная игра: «Не оставайся на земле».

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. 
Индивидуальная работа:  Развитие движений. Пройти по бордюру песочницы.
Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка 12

Наблюдение за работой дворника

Цель: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.

Ход наблюдения

Встанет дворник на заре,  все очистит во дворе, 
И кусты обрежет сам. Красота на радость нам!

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на работу дворника. Работа дворника начинается рано утром. В работе дворника используются разные орудия труда.  

Какое время года?  Как изменилась работа дворника летом? Какие орудия труда нужны дворнику? Почему профессия называется — дворник?

Воспитатель загадывает детям загадки:

Стоят в один ряд  острые пальчики, 
Цап - царапки. Подбирай охапки. (Грабли) 
Много дружных ребят
 на одном столбе сидят. 
Как начнут они резвиться –
 только пыль вокруг клубится. (Метла)

Дидактическая игра : "Кому что нужно для работы?".

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи — орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Упражнение "Назови одним словом".

Цель:  закрепить обобщающие слова.

Трудовая деятельность: Помощь дворнику.

Цель: распределять работу с учетом сил и возможностей каждого ребенка. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "Собери из веточек веник".

Подвижные игры: «Дружные ребята».

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«Беги к флажку».

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Скороговорка:        Краб крабу сделал грабли. 
Подал грабли крабу краб: 
"Сено граблями, краб, грабь!"

Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за жуками.

Цель: познакомить с жуком, его образом жизни, условиями для жизни. 
Ход наблюдения 

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Помочь детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.
Загадка:         Черен, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит – воет, а сядет – землю роет.  (Жук)

Стихотворение В.Л. Гаазова «Жуки»:

Есть огромный жук-олень, носить рога ему не лень.

Ими он врагов пугает, съесть себя не позволяет.

Жук с названьем «носорог»: видишь крепкий сильный рог?

Для врагов он устрашенье, для жука же – украшенье.
Дидактическая игра: «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. 
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. 
Трудовая деятельность: Посадка семян лекарственных трав.
Цель: учить правильному посеву семян.
Подвижные игры: «Жуки». 
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

 «Змейка».
Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
Индивидуальная работа: «Веселые прыжки». 
Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Прогулка 13

Наблюдение за птицами

Цель: продолжить знакомить детей с птицами. Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения

Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,  эта птичка – воробей. 
Эта птичка – совушка, сонная головушка. 
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко. 
Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развесёлый чиж. 
Ну, а эта – злой орлан. Птички, птички – по домам!

Воспитатель  отмечает, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В июне покидают свои гнезда птенцы многих видов птиц. Из скворечника вылетают птенцы - скворчата, молоденькие воробьи выбираются из укромных уголков, из дупел и искусственных птичьих домиков вылетают птенцы синицы. Малыши выбрались из гнезда. Но на этом работа родителей не заканчивается. Взрослые птицы кормят и охраняют своих детей. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Воспитатель обращает внимание детей, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Воспитатель задает детям вопросы: Какие птицы прилетают к нам на участок? Какого они размера?

Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят летом? Как птицы заботятся о своем потомстве? Каких птиц вы еще знаете? 
Дидактическая игра: «Звукоподражание» -  воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Цель: закрепить произношение отдельных звуков. 
Трудовая деятельность: Подмести участок.

Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу. 

Подвижные игры: «Гуси-лебеди».

Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.

«Птички и клетка».

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять в беге в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения

Индивидуальная работа: Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Вечерняя прогулка

Наблюдение за водой

Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают. 
Ход наблюдения 

Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана - холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут.

Загадка:         Мною можно умываться, я умею поливаться,

В кранах я живу всегда. Ну конечно, я... (вода).

Дидактические игры:  «Тонут – плавают».

Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь.

«Какая вода?»

Цель: научить подбирать относительные прилагательные.

«Песенка воды» -  дети протяжно произносят звук с, правильно артикулируя. 
Цель: закрепить произношение звука с. 
Трудовая деятельность: Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве. 
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижная игра:  «Море волнуется».

Цель: развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. 
Индивидуальная работа: Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку.

Цель: определить разницу ощущений при прикосновении к траве и песку.

Прогулка 14

Наблюдение за прохожими

Цель: обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Предложить рассмотреть одежду друг друга. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

Ход наблюдения

Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком, ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы, а  Маринка веселится.

Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? Почему все сняли тёплую одежду и стали одеваться легко? Как изменилась температура воздуха с приходом лета? Вспомните, как люди одевались  зимой, весной? Чем отличается зимняя одежда от летней одежды? Солнце, какое, как оно светит? Для чего люди носят головные уборы (панамы, кепки)?

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на прохожих, на изменение во внешнем виде людей. Предлагает посмотреть на одежду друг друга, во что одеты дети.

Загадывает детям  загадки (Одежда):

Меня на голову надень, и бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама. Я - шапка летняя. (Панама)

Что же летом на ногах? - Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки, я надену... (Босоножки)

Кто мало кушает конфет, и не любит тортики,
Летом будет очень стройным, и наденет... (Шортики)

Зимой наденешь шапку, шубку, а летом что? -
Футболку ... (Юбку)

Дидактическая игра: «Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Беги к флажку».

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

«Горелки».

Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.

Индивидуальная работа: Упражнения с мячом.

Цель: продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать быстроту бега.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения

Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат,  почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).  Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение?  Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Вот листок растет какой – весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит, подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги – не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают и совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный – лечит многие болезни!
Дидактическая игра: «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Подвижные игры:  «Раз, два, три - беги».
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка»

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
Трудовая деятельность: Сбор природного материала
Цель: формировать трудовые умения.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка 15

Наблюдение за насекомыми

Цель:  расширять знания и представления об особенностях и внешнем виде насекомых, дать понятие взаимосвязи насекомых и растений.

Ход наблюдения

Насекомых на дороге мы увидим очень много,

Коль умеешь ты считать, их всегда легко узнать.

Если только лапок шесть насчитал ты ровно,

Будь тогда уверен – это насекомое!

Летом  солнце посылает на землю много  тепла и  света. Бурно растут растения, цветут цветы, появляется большое количество насекомых. Воспитатель обращает внимание детей на встречающихся насекомых: мошек, жуков, муравьев, клопов, божьей коровки, ос, пчел.

Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед. 
Людям всем она мила, а зовут ее ... (Пчела.)
Очень маленький на вид, надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Он работник настоящий. Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом, из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
А на ней кружочки - черненькие точки. (Божья коровка)

Каких насекомых вы еще знаете?  Где живут насекомые? Как передвигаются насекомые? Чем питаются? 

Воспитатель рассказывает  детям о  взаимосвязи  насекомых и растений: одни опыляют растения, без них растения не дадут семян и плодов, другие дают нам шелк, некоторые из них помогают нам избавиться от надоедливых насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Исследовательская деятельность: Понаблюдать с детьми за жуками: божьей коровкой, жужелицей, клопом солдатиком. Учить детей различать их по внешнему виду. Рассмотреть жуков через увеличительное стекло сравнить их окраску, строение.

Трудовая деятельность: Помощь малышам, подметание дорожек на их участке.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры: «Медведи и пчелы».

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.   

«Ловишки».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, тренировать быстроту и выносливость.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за крапивой

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Красиво выглядит крапива, а поступает некрасиво:

Чем к ней нежнее прикасаются, тем хитрая больней кусается.

О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.

Трудовая деятельность: Работа на экологической тропе: уборка мусора.
Цель: приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Подвижные игры: «Кто самый меткий?».

Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость.

«Чье звено скорее соберется?»

Цель: учить бегать на скорость.

Прогулка 16

Наблюдение за цветением черемухи

Цель: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после окончания цветения). 
Ход наблюдения

Обсудить аромат черёмухи. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

Стихотворение В.Жуковского «Черемуха»
     И вся благоуханная, роняя лепестки,
     Цветет, цветет черемуха в овраге у реки.
     С утра до поздних сумерек со всех концов земли
     К цветам её торопятся тяжелые шмели.
Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…»

Цель: развивать  память, помочь вспомнить особенности жизни дерева.

Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок»,  третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т.д. 
Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. 
Подвижные игры: «Спящая лиса». Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».  Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за разными видами транспорта

Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения

Дом по улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Воспитатель задает детям вопросы: Как выглядит автобус? Что находится внутри автобуса? Для чего нужны поручни? Какие автобусы ездят по нашему городу? Как едет автобус?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

На остановке столпотворенье:
Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу —
Всем поместиться в автобус охота.
Только обидно, что в транспорт бензиновый,
Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора. 

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Подвижные игры: «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок».
Цель: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию;

воспитывать смелость.

Индивидуальная работа: Развитие прыжков.

Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

Прогулка 17

Наблюдение что цветет летом?

Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
Ход наблюдения 

Рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай. 
Загадка: Весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы)
Дидактическая игра: «Опиши цветок».

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному. 
Трудовая деятельность: Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. 
Подвижные игра: «Садовник и цветы».

Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции. 
Индивидуальная работа: развитие движений. 
Цель: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью».

Цель: расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; закреплять умение находить нужную машину по описанию.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.

Что за зверь по мостовой мчит, как ветер удалой.

По зову больных рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, — везу больного я лечиться!

И всех, кто вызовет меня, к врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

Какая это машина? Как вы догадались? Для чего нужны такие машины? Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке.

Цель: добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитывать взаимопомощь.

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.

Индивидуальная работа: Метание мяча вдаль.

Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.

Прогулка 18

Наблюдение  за кипреем

Цель: познакомить с кипреем. Разобрать его строение, поговорить о пользе. 
Ход наблюдения

В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.
Стихотворение Е.Серовой:

На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей!

Крепки, статны и румяны встали братья-великаны.

Славный выбрали наряд – куртки пламенем горят.
Загадка:         Вырос Ивашка - красная рубашка, зеленые ладошки, зеленые сапожки.

В гости приглашает, Чаем угощает. (кипрей)

Дидактическая игра:  «Опиши цветок» 
Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность:  Сбор природного материала
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».

Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за божьей коровкой

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку к пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро коровка вредных тлей,

И цветок душистый спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы:

Всех жуков она милей, спинка алая у ней,

А на ней кружочки — черненькие точки. (Божья коровка.)

Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют?.

Подвижные игры: «Пингвины с мячом», «Не наступи».

Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Прогулка 19

Наблюдение за сверканием молнии во время грозы

Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать

 понятия «молния», «гроза».

Ход наблюдения 

Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.
Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:
Нельзя подходить близко к окнам. Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество. На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает и воспламеняет их. 
Загадки: Раскаленная стрела  дуб свалила и ушла. (Молния)

Трах-тарарах! Бредет баба на горах, кочергой бренчит, на весь мир ворчит. (Гроза)

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять и мудрецам не узнать. (Гром)
Дидактическая игра «Слоги» -  дети составляют различные слоги.

Цель: развивать быстроту реакции. 
Трудовая деятельность:  Очистка участка от веток и камней.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры:  «Мы — шоферы», «Послушные листья». 
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание. 
Индивидуальная работа: Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

Вечерняя прогулка

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения. 

Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат,  почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).  Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение?  Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Вот листок растет какой –  весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,  подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги –  не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают  и совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный – лечит многие болезни!
Дидактическая игра. «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях леса и луга.
Подвижные игры: «Раз, два, три - беги».
Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка».

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
Трудовая деятельность:  Сбор природного материала
Цель: формировать трудовые умения.
Индивидуальная работа:  Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка 20

«Что такое воздух»

Цель: познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

Ход наблюдения

Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет,
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным…

Воспитатель задает детям вопросы: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух)

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?  Воспитатель предлагает детям поднести свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания). Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Воспитатель загадывает детям загадки:

Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это? (Воздух)

Дидактическая игра: «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его.

Цель: научить подбирать относительные прилагательные                                            

Трудовая деятельность: Подметание дорожек на участке.

Цель: учить правильно, пользоваться вениками. Развивать  трудолюбие, интерес помогать взрослым.

Подвижные игры: «Четыре стихии»
Цель: развивать внимание, память, ловкость.
«У кого мяч»

Цель: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).                            

«Кто дольше простоит на одной ноге».                                                                                  

Цель: учить быстро, действовать при потере равновесия

Игра с песком и водой.
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Вечерняя прогулка

Продолжить наблюдение за подорожником

Цель: продолжить знакомство с подорожником. Разобрать почему индейцы назвали подорожник «следом белого человека». 
Ход наблюдения. 

Сегодня мы с вами рассмотрим  растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Рассмотрите султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались (белые люди на обуви с грязью принесли семена)? 
В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали это растение следом белого человека. 
Загадка:  

Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

Его бьют сапогом, его бьют колесом,

Ему всё нипочём.
Дидактическая игра:  «Опиши растение».

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.
Трудовая деятельность: Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры:  «Совушка», «Веревочка». 
Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа:  Катание на велосипедах: ехать по прямой; по извилистой дорожке; с разной скоростью.
Цель: развивать двигательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека летних прогулок (июнь) в средней группе по ФГОС

Материал будет интересен воспитателям для работы с детьми 4 - 5 лет....

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК НА ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК НА ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ...

Картотека летних прогулок (июнь) в средней группе детского сада по ФГОС

Картотека летних прогулок (июнь)в средней группе по ФГОС  Июнь Прогулка  1Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно ...

Картотека прогулок на июнь средняя группа

Картотека прогулок на июнь средняя группа...

Картотека прогулок на июнь старшая группа.

Картотека прогулок на июнь....

Картотека прогулок на июнь. Разновозрастная группа ЗПР

Данная картотека прогулок  предназначена для детей с задержкой психического развития....

Картотека прогулок на июнь. Старшая группа

Картотека прогулок на июнь. Старшая группа...