Опыт работы на тему: "«Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка»
материал (средняя группа)

Громова Галина Геннадьевна

Цель опыта:  Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».                                                                                                             

Задачи опыта:                                                                                                   

1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.                                                                         

2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.                                            

3.  Развивать  познавательную  активность,  самостоятельность, инициативность.                                                                                                            

4.  Побуждать  детей  самостоятельно,  по  своему  желанию  собирать  и организовывать информацию.                                                                           

5.  Содействовать  лучшему  пониманию  и  запоминанию  изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_gromova.docx88.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка».

Подготовила:

Воспитатель

Громова Галина Геннадьевна

2018 год

Объяснительная записка педагогического опыта по теме:                     «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка».

Срок работы по данному направлению 2 года.

Опыт работы называется: «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка».

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

       Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

       Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.        Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.                        В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.                                        Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, является  новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».                                                                                Цель опыта:                                                                        Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».                                                                                                Задачи опыта:                                                                                        1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.                                                                2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.                                                3.  Развивать  познавательную  активность,  самостоятельность, инициативность.                                                                                                4.  Побуждать  детей  самостоятельно,  по  своему  желанию  собирать  и организовывать информацию.                                                                        5.  Содействовать  лучшему  пониманию  и  запоминанию  изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так важно научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.                ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение ценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

  • Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение  образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка с взрослыми и сверстниками  с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.                                                        В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Результатом такого поиска для меня стала  тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

                

ОБОСНОВАНИЕАКТУАЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь я  столкнулась с такой проблемой как итоговое мероприятие т.е. в конце каждой тематической недели  должен представляться  какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).                                        Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка-лэпбук.  При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку  нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.                                   Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Это актуально для нашего детского сада, так в старшей разновозрастной группе находится три возраста детей. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Организационные формы работы с детьми и родителями.                                В    группе  создана  копилка  «умных книжек  –  самоделок», это и индивидуальные,  созданные родителями и детьми. Лэпбук семьи Курмелёвых «Зима», лэпбук семьи Плотниковых «Весна».                                                Были разработаны уникальные лэпбуки различной тематики педагогами и детьми: «Математика», «Профессия повар», «Профессия пожарный», «Защитники отечества», «Правила дорожного  движения» и т. д.                        Рассмотрим   этапы создания лэпбука.                                                        1. Выбор темы. Тема может быть как общей  , так и более конкретной . Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда  они сами  подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей. Дети 5-7 лет обычно активно участвуют в обсуждении тем и направлений будущего пособия.                                                                2.Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.                                                3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам воспитатель, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.                                                4.Создание лэпбука  в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимать посильное участие в этом процессе: вырезывать, приклеивать, складывать элементы в соответствующие кармашки. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность,  чувство ответственности за собственную работу.                                                                                        Пример плана лэпбука «Правила дорожного движения»:                                1. Игра «Собери знак»                                                                                2. Творческое задание «Нужные машины»                                                 3. Загадки                                                                                                 4. Стихи о правилах дорожного движения                                                 5. Фликеры                                                                                         6. Блокнот «Дорожные знаки»                                                                 7. Развивающие пазлы «Дорожные знаки»                                                 8. Карточки «Транспорт в картинках»                                                         9.   Макет светофора                                                                         10.Умные вопросы и ответы «зачем и почему»                                         11.Пазлы «собери грузовик»                                                                 12.Кроссворды по ПДД                                                                 13.Правила дорожного движения для юных велосипедистов                         14. Лабиринт                                                                                         15. Раскрась знак                                                                 16.Настольная игра «Счасиливого пути».                                                        В  перспективе я  планирую  начать работу  по изготовлению  индивидуальных лэпбуков  исходя  из  интересов  детей, когда  каждый  ребенок  в  течение  определенного  времени  изготавливает  свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате   получится  целая  выставка лэпбуков.  Лэпбук  может  стать творческим продуктом  детской  исследовательской или  проектной  деятельности.  Такой подход  будет  способствовать  реализации  принципа индивидуализации,  на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт адресован воспитателям ДОУ, старшим воспитателям ДОУ, руководителям кружков, родителям воспитанников ДОУ. Данный опыт  может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично – узкими специалистами ДОУ в процессе организации  проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.                                В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать  воспитанникам  уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.   В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Всё, что создано умом,

Всё, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».

Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка...

Доклад по теме "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка в приобщении к здоровому питанию"

Организация качественного и безопасного питания в детском саду и семье как условие сохранения здоровья дошкольников....

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...

Мастер-класс по теме: «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей»

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональн...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка".

Мастер - класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка"...