Доклад Вишневской Оксаны Константиновны Тема « Вариативность использования проектного метода»
план-конспект занятия (средняя группа)

 Глобальные изменения в  информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методологических, технологических аспектов методической  и воспитательно-образовательной работы в МДОУ.

     Технология сложившейся годами системы методической работы основывалась на массовой передаче знаний, умений, навыков. Если немного преувеличивать, то наша старая методика содержит такие инструкции:  «Возьми то-то и то-то, отмерь от сих до сих, делай так-то и так-то, положи туда-то и туда-то; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, в точности исполняй все до последней мелочи, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай и вообще не умничай…»

     Происходящие  изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с  творческой инициацией, требуют навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у педагогов и у детей универсального умения ставить и решать задачи для устранения  возникающих в жизни проблем — в профессиональной деятельности, в саморазвитии, в повседневной жизни. Акцент переносится на  формирование у воспитателей и у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в методическую работу и педагогический  процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из которых,  в частности, является проектная деятельность.

Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия  творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Положительной оценки в проекте достоин любой уровень  результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т.д.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, мы на занятиях познавательного цикла знакомим их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной  литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим  развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролевоигровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролевоигровые проекты «Любимые игрушки»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»

Представление опыта работы. Предлагается статья о видах проектов (педагогические и детские), также дается консультация в подборке материала по теме нравственно-патриотическое воспитание....

Доклад на тему: "Использование проектного метода в здоровьесбережении"

Доклад на тему: "Использование проектного метода в здоровьесбережении".В системе работы по здоровьесбережению в ДОУ перед педагогами ставится задача  воспитания ребёнка - как субъекта своей здоро...

Доклад: "Использование проектного метода в обучении детей русскому языку"

Использование проектного метода в обучении детей русскому языку...

Вариативное использование проектной деятельности

Презентация "Вариативное использование проектной деятельности"...

Доклад Использование проектного метода в работе с дошкольниками «Круги Луллия» «Экология»

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...