Консультация для педагогов. Нетрадиционные методы обучения рассказыванию.
консультация (старшая группа)

Жосан Ирина Валентиновна

     Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.  Рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Процесс обучения рассказыванию довольно длительный и трудный. Чтобы добиться успеха педагоги используют различные методы и приемы. Я хочу познакомить вас с некоторыми не совсем традиционными приемами обучения рассказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsonnye_metody_obuch_rasskaz_moe.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы обучения рассказыванию

Воспитатель

Жосан И.В.

ГБОУ «Курчатовская школа»

Москва 2019.

     Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.  Рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Процесс обучения рассказыванию довольно длительный и трудный. Чтобы добиться успеха педагоги используют различные методы и приемы. Я хочу познакомить вас с некоторыми не совсем традиционными приемами обучения рассказыванию.

  1. Тренажеры речевой активации.

В основе использования такого тренажера лежит подход использования наглядности, как ощутимому присутствию того, о чем говорим.  В ТРА слово соотносится с предметной картинкой. Ребенок строит предложение. Опираясь на картинки-символы. Таким образом . предложение становится для него зримым, он может увидеть его структуру , изменить его, анализировать то, что предстоит сказать. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь.

  1. Мнемотаблицы и схемы для рассказывания.

 Этот метод используется при составлении описательных рассказов. Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и при этом способствует:

- развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;

- развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т. к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всём, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.

Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

Четвёртый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах) .

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.

Моделирование также используется в старшей группе на занятиях по обучению детей рассказыванию. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи – это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутритекстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Детям объясняются функции заместителей. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

В работе со схемой-моделью выделяют следующие этапы:

- обучение детей умению заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

- обучение изображению предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать и писать;

- самостоятельное заполнение детьми схемы-модели с помощью знаков-символов, использование схемы-модели как план пересказа;

- закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.

Целесообразно использовать схемы-модели в процессе обучения детальному сравнению сходных предметов на основе сопоставления особенностей строения и качества предметов. Занятия по сравнению предметов полезны для развития умения будущих школьников точно использовать слово для характеристики особенностей предмета, развития логики мышления, связности речи при составлении описательного рассказа. Набор предметов для сравнения должен иметь достаточное количество сравниваемых признаков, как различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и пр.) .

  1. Карты Проппа

Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

— повествование;

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе  дети  пробуют сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается, кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

  1. Игровые методы обучения рассказыванию (на основе методик ТРИЗ)

Эти приемы хорошо работают при обучению рассказывания по картине

В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине.

1 этап: "Определение состава картины".

Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

                   2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Игры, которые помогают устанавливать связь между предметами и объектами на картине: «Кто с кем дружит?», «Соединяем, украшаем», «Волшебные схемы»

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Игры, которые развивают умение описывать картину через различные анализаторы (органы чувств): «Вхождение в картину», «Я чувствую руками», «На ощупь», «Я слышу звуки», «Запахи», «Горячее сердце»

4 этап "Составление рассказов-фантазий"

      Игры, которые учат проецировать картину в двухмерном пространстве:

«Живая картина», «Я - режиссер», «Раз, два, три…картина оживи»,  «Кто я на картине?»

Дидактическая игра «Оживи картину» (Ориентация в двухмерном пространстве)

А сейчас предлагаю вам оживить нашу картину. Расскажите, кто вы на картине и найдите свое место   (Выстраиваем картину на ковре)

5этап «Путешествие во времени».

Игры, развивающие творческую, речевую и мыслительную деятельность детей: «Что будет дальше?», «Фантазия», «Будущее», «Прекрасное далеко».

Заключение.

В результате  применения вышеописанных методов при обучении рассказыванию   у детей:

-Снимается чувство скованности;

-Развивается воображение, речевая и общая инициатива;

-Повышается уровень познавательных способностей, что помогает преодолевать застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: Нетрадиционные методы рисования

Интерес  к  рисованию  у  детей  появляется рано. Наблюдая  со  стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши  проявляют  акт...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе занятия изобразительной деятельностью путем нетрадиционных методов. Задачи развития:1. обес...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы профилактики и оздоровления"

Раскрываются нетрадиционные формы и методы оздоровления. Дано определение понятия "гиподинамия". Приведена таблица форм организации двигательной активности в режиме дня. Приведена модельдвиг...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные методы рисования"

Знакомство педагогов с техниками нетрадиционного рисования...

Консультация для педагогов: "Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи у детей"

связная речь является основной для деятельности  современного ребёнка, так как в её основе лежит понимание детьми друг друга....

Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ

Мастер - класс для педагогов Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ...