Образовательный проект познавательно – творческого характера «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)
проект (средняя группа)

Никулина Екатерина Николаевна

Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В нее вкладывалось моральные и нравстренные понятия: доброта, любовь, забота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект кукла-оберег412 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 22» пгт Кавалерово

Кавалеровского муниципального района

Образовательный проект познавательно – творческого характера

 «Кукла – оберег для мамочек» в средней группе общеразвивающей направленности (4 – 5 лет)

Славянские куклы-обереги

Автор проекта: Никулина Екатерина Николаевна, воспитатель

Кавалерово

2019

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта……..…………………………………………………………………...3

2. Структура проекта………………………………………………………………………..4

3. Этапы проекта……………………………………………………………………………………....5

4. Перспективно-тематический план реализации проекта……………………………….7

Используемые источники………………………………………….,……………………………………...15

Приложения:

  • № 1  стихотворения – поздравления к 8 марта
  • № 2 физминутка «Семья»
  • № 3 хороводная игра «Игрушки»
  • № 4 русская народная сказка «Про куклы»

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Кукла – оберег для мамочек»

Девиз проекта

«Оберегай и люби свою маму»

Вид проекта:

  • по срокам

краткосрочный  с 16 февраля 2019 года по 07 марта 2019

  • по составу участников   

групповой

  • по типажу  

познавательно-творческий

Авторы

Никулина Екатерина Николаевна, воспитатель

Участники проекта

воспитанники средней группы, старший воспитатель, родители (законные представители)

Целевая аудитория

4 – 5 лет

Масштаб

в условиях дошкольного учреждения

Правовая основа

Проект реализуется в рамках реализации плана работы  МБДОУ № 22                             пгт Кавалерово на 2018 – 2019 учебный год

2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА

2.1. Актуальность: Что такое кукла - оберег? Это тряпичная кукла, которая сделана не только с душой, но и с особым трепетом и смыслом. В неё вкладывалось моральные и нравственные понятия: доброта, любовь, забота. Современные куклы очень красивые, но их отличает штампы. В большинстве своём  пластмассовые (резиновые) куклы из магазина покупаются детям, не задумываясь, несёт ли кукла познавательный или иной интерес.  В торговых точках огромный выбор кукол, но многие их них даже не имеют сертификата безопасности, да и цена их с каждым годом растёт. Естественно куклы являются неотъемлемым атрибутом игр любого ребёнка, а вот как сделать куклу помощником в воспитании доброго, отзывчивого ребёнка -  задача сложная, но решаемая.

2.2. Проблема Дети очень мало знают о куклах - оберегах, так как в магазинах игрушек они не продаются.

2.3. Цель: Изготовление детьми 4 – 5 лет кукол – оберегов для вручения мам и бабушек в честь  празднования Международного женского дня - 8 марта.

2.4. Задачи проекта:

Образовательные: Рассказать об истории возникновения кукол-оберегов. Познакомить детей с техникой изготовления куклы – оберега.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к праздникам, в частности к 8 марта – Международному женскому дню. Формирование у ребят потребности уважительно и бережно относиться к мамам и бабушкам.

Развивающие: Обеспечивать условия для  развития задатков творческого мышления, фантазии, речи, мелкой моторики.

2.5. Ожидаемые результаты:

У воспитанников будут сформированы умения и навыки в изготовлении куклы - оберега своими руками из платочков и резиночек.

Будут сформированы первичные представления о важности поздравления мам и бабушек в праздничные дни; о том, что мам надо беречь, помогать им по хозяйству.

        

2.6. Ресурсы проекта:

  • кадровые старший воспитатель, родители воспитанников;
  • материально–технические: групповое помещение, музыкальный зал детского сада, мультипроектор (телевизор), ноутбук;
  • финансовые: малозатратный проект.

3. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Направление деятельности

Содержание

I этап – подготовительный

 (информационно-аналитический)

Задача: Сбор и анализ информации. Исследование по теме проекта

  1. Подбор и изучение литературы (периодических изданий)  по вопросам проектной деятельности с составлением картотеки.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о кукле-обереге.
  3. Консультирование со старшим воспитателям по вопросам проектной деятельности.

(методическое обеспечение проекта)

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективно-тематический план по  теме проекта.
  2. Разработка цикла режимных моментов в рамках проектной деятельности.
  3. Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по  теме проекта.
  4.  Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам

II этап – основной

Работа с детьми

Образовательные области по ФГОС ДО:

  1. Речевое развитие: обогащение словаря детей (кукла-оберег, мартиничка).
  2. Познавательное развитие: формирование у детей элементарного представления о кукле – обереге.
  3. Художественно-эстетическое развитие: обучить технике изготовления куклы-оберега из платка.
  4. Социально-коммуникативное развитие: Закрепить умения детей играть в коллективные игры. Напомнить о правилах добрых взаимоотношений в семье и группе детского сада.
  5. Физическое развитие: Продолжить знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Работа с родителями (законными представителями)

Задача: Вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей (законных представителей).
  2. Оформление слайдовых презентаций                          (о куклах-оберегах, по течению проекта).
  3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

III этап –  заключительный

Итоговое мероприятие с детьми

Продукт проекта

 Слайдовая презентация «Как мы делали кукол – оберегов?»

 Приглашение мам и бабушек в группу на поздравление с 8 марта  - 07 марта 2019 года

Изготовление подарка для мам и бабушек в виде куклы – оберега из тканевого платка.

 


4. Перспективно-тематический план реализации проекта «Кукла-оберег для мамочек»

Общая тема

Срок реализации

Вид деятельности

Продукт детской деятельности

с детьми

с родителями

Изготовление пособий (наглядного материала…)

«Ознакомление с историей возникновения

кукол - оберегов»

16 – 22 февраль  2019

Чтение художественной литературы:  

  1. Ольга Иркегулова «Куклу плохо воспитали».
  2. Борис Емельянов «Рассказы о Маме»

Включить родителей в проектную деятельности (помощь в приобретении тканевых платочков с обязательным условием – центр платка должен быть одноцветным, резиночек) 

Подготовить слайдовую презентацию для детей про историю возникновения куклы – оберега.

Подборка стихотворений – поздравлений для мам и бабушек к 8 марта (см. Приложение № 1).

Предложить ребятам с помощью цветных карандашей нарисовать куклу-оберега.

Разучить с детьми физкультминутку «Семья»

Дидактическая игра «Возьми мяч и назови ласковое слово для мамы»

Хороводная игра «Игрушки» (см. Приложение № 3)

Подготовить папку – передвижку «Куклы-обереги»

Подобрать иллюстративный материал по теме проекта

Непрерывная образовательная деятельность по теме «Хоровод» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка)

Изготовить настольно-плоскостную игру

Рассмотреть материал по изготовление кукол (платочки, вата, резиночки)

           «Изготовление  кукол-оберегов»

25 февраля – 7 марта

2019

Чтение художественной литературы:  

  1. Татьяна Январская «Перед куклой стыдно».
  2. Народная русская сказка «Про куклу»(см. Приложение №4)

Попросить родителей сопровождать своих детей на экскурсию в библиотеку на занятие по теме проекта.

Начать составлять слайдовую  презентацию по ходу реализации проекта с фотографиями.

Подгрупповое изготовление кукол – оберегов (по 3 человека)

Дидактические игры:

  • « Найди куклу - оберег»
  • «Кто больше придумает ласковых слов о маме»

Физминутку «Семья» включать в НОД

Подготовить листы отзывов для родителей о реализуемом проекте.

Оформить красивое объявление – приглашение для родителей.

Непрерывная образовательная деятельность: экскурсия в библиотеку на занятие «Куклы - обереги»

Разучивание с детьми стихотворений – поздравлений с 8 марта (см. Приложение № 1)

Фото выставка или слайдовая презентация по итогам проекта.

Приглашение мам и бабушек в группу для поздравления их с 8 марта с вручением кукол-оберегов – 07 марта.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Стихи поздравления с днём 8 марта

С Восьмым марта поздравляю

Маму, бабушку и тетю,

Пусть их счастье окружает

Дома или на работе,

Подарю им всем подарки,

Как люблю их, расскажу,

Обниму их, поцелую,

Свои чувства покажу!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Мой подарок маме

У меня в кармашке.

В глубине кармана

Спряталась ромашка.

Рисовал ромашку

Целый вечер я

Для тебя, мамуля.

Я люблю тебя.

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Ярче солнышко сияет,

Мама улыбается,

Если день 8 Марта

С сюрпризов начинается!

Я сварил на завтрак манку,

Был у мамы просто шок.

И вдобавок спозаранку

Праздничный прочел стишок.

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

В марте есть такой денёк,

Который праздником считается,

Который весь людей привлёк,

Мамин праздник называется.

Поэтому любимым мамам,

И тем, кому расти чуток,

Хотим мы подарить подарки,

И этот красочный стишок!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Утром рано рано встану

И на кухню побегу.

У плиты я рядом стану

И блинов я напеку.

Разложу всё по тарелкам,

Рядом вилки положу.

И поздравить с 8 марта

Свою маму поспешу.

Расскажу ей свой стишок

И вручу от всего сердца

Для неё цветов горшок.

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Из цветной бумаги

Вырежу кусочек.

Из него я сделаю

Маленький цветочек.

Мамочке подарок

Приготовлю я.

Самая красивая

Мама у меня!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Вот пришло Восьмое марта,

Распирает счастье грудь,

Подарить мне маме надо

В этот праздник что-нибудь.

Я умоюсь ей в подарок,

Ей в подарок причешусь,

Влезу в пару лучших тапок

И духами надушусь!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Я подарок маме

Начал рисовать,

Выглянуло солнце

И зовет гулять.

Солнце, солнце, не сердись!

Лучше рядышком садись.

Мамин праздник раз в году,

Нарисую и пойду!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

С 8 Марта поздравить хочу

Я тебя, бесценная мама.

Лучше женщины нет ведь на свете,

Нет в тебе даже тени изъяна.

Что скажу я сегодня тебе?

Улыбаться, светиться от счастья.

Ведь тепло твоей светлой души

Дало силы и мне состояться.

Не болей, не вздыхай никогда,

Интуиции верь лишь упрямо.

Повезло, что судьбою дана

Мне такая волшебная мама.

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Подарит пусть весенний ветер,

Тебе, родная, вдохновение.

Я, мама, шлю 8 Марта

С лучами солнца поздравление.

Желаю радостных улыбок,

Красивых и счастливых снов,

Мгновений светлых, позитива,

Мечты манящей, добрых слов.

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Пусть 8 Марта все смеются,

Пусть потоком поздравления льются,

Нынче дом украсится цветами,

Все стихи и песенки о маме.

Ведь без мамы солнышко не греет,

Без ее улыбки день тускнеет,

Будь счастливой, мамочка, моя,

Пусть улыбка светится твоя!

короткие стихи про маму для детей 3 - 4 лет

Приложение № 2

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре                                      (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?                        
(повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять                            
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;                                  
(указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья!                                      
(загибают поочередно пальцы на руке)

Приложение № 3

Хороводная игра «Игрушки»

Цели и задачи - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение

«Игрушки»


Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,
присаживаемся
Встали,
встаем
Себя показали.

Попрыгали, прыгаем
Потопали
топаем
В ладошки мы похлопали.
хлопаем.

Приложение № 4

Сказка «Про куклу»

        Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.

        По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма,             поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то  ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

        И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во чтобы то не стало, сделать какую-то  гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала, что куклы у нее нет.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой, 2007, № 13. – с.24-26.
  2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. –
  3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с
  4. Славянские куклы обереги vashobereg.ru/kukly/kukly-oberegi 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД по образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Аквариумные рыбки" в старше-подготовительной группе общеразвивающей направленности

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект по образовательной области познавательное развитие для детей средней группы общеразвивающей направленности (4-5) лет на тему «Воздух-волшебник», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района СПб по теме "Воздух-волшебник" с использовани...

Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний  детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет Дикие и...

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Софию Ц., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год

Фамилия, имя ребенка – Ц. София.Возраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – поэтическая, театральнаяФорма работы...

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы общеразвивающей направленности Арину П., имеющую способности к творческой деятельности 2021 – 2022 учебный год

Фамилия, имя ребенка – П. АринаВозраст – 4 годаВид одарённости – художественно – эстетическийСклонности – продуктивные виды деятельности лепка, апплик...