Семинар-практикум для воспитателей: «Народная игрушка» (Дымковская роспись).
материал

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов (участников семинара-практикума), расширение творческого воображения в процессе освоения дымковской росписи.

Задачи:

- Обучение участников семинара-практикума конкретным навыкам, составляющим основу дымковской росписи;

- Инициировать декоративное оформление – украшать элементами декоративной росписи: кругами,  точками, прямыми и волнистыми линиями

- Развивать творческие способности, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- Воспитывать общественно активную творческую личность, готовую и способную развивать свою профессиональную деятельность.

 

Оборудование: тонкие кисти, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы или слайды с элементами дымковской росписи;

 

Ход семинара-практикума:
 

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы...
А ну, назови-ка меня!  (Дымковская игрушка)

 

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне город Киров.

Когда – то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

 

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

 

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

 

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

 

Традиционные цвета дымковской игрушки: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, черный придают дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту;

черный — ложь;

зеленый — природу;

красный — силу, здоровье;

синий — небо.

Орнамент бывает, как одноцветным, так и многоцветным. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из сусального золота, наклеенные поверх  узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

 

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров.

Покружились, покружились, в мастериц превратились.

 

Проходите к своим местам, у каждой из вас на столе есть свой набор необходимых материалов для росписи дымковской игрушки - краски, кисточки, «тычки».

 

А для подсказки есть вот такие слайды с дымковскими элементами. Сейчас вы создадите свой неповторимый узор игрушки, в стиле дымковских мастериц.

Хочу показать вам, что кисточку нужно держать тремя пальцами: средний палец лежит на металлической части кисточки, сверху – указательный палец, с противоположной стороны между ними – большой. Кисточку нужно держать вертикально по отношению к расписываемому объекту. Движения руки должны быть свободными, легкими и плавными.

На листах давайте попробуем нарисовать сначала элементы дымковской росписи – круг, овал, линию (прямую, волнистую или зигзагообразную, широкую или узкую, длинную или короткую и т.д.).

 

Начинайте рисовать кончиком, затем, плавно опуская ворс кисточки, слегка прижмите его. От силы нажима кисточки зависят размер и форма элемента.

Дайте просохнуть одной краске, прежде чем наносить другую. Также для выполнения орнаментов вы можете использовать несколько печаток – «тычков» разного размера. Для каждой краски необходимо использовать свой «тычок». Печатки – «тычки» можно сделать из бумажных лент, чем длиннее полоска бумаги, тем толще «тычок» или из поролона, с помощью ниток и палочки.

 

При закрашивании круга или овала старайтесь не выходить за контур, движения кисти проводите в одном направлении – слева направо, сверху вниз или по косой. Тоненькой кисточкой наберите гуашь нужного цвета и нанесите на элемент дымковской росписи дополнительную отделку (кружочки, колечки, точки, решеточки и полосы) сначала одного цвета, затем второго и т.д.

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота.

 

Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.

 

Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. Аналогично расписывали  коров, козлов, баранов.

Сначала тонкой кисточкой и чёрной краской аккуратно закрашивают у лошадки нос, копыта, хвост, гриву, а кончиком кисти – рисуют глаза; у птички и уточки – сначала тонкой кистью и красной краской оформляют клюв, затем чёрной краской рисуют глазки. Затем кисточку хорошо промывают и начинают изображать узор, располагая по всей фигуре.

 

 

 

 

Роспись игрушки начинают с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню.

Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра.

Черный говорит о горе, неправде, зле.

Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.

Голубой — цвет неба.

 

белый — символизирует чистоту;

черный — ложь;

зеленый — природу;

красный — силу, здоровье;

синий — небо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-dymka.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей:

«Народная игрушка» (Дымковская роспись).

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов (участников семинара-практикума), расширение творческого воображения в процессе освоения дымковской росписи.

Задачи:  

- Обучение участников семинара-практикума конкретным навыкам, составляющим основу дымковской росписи;

- Инициировать декоративное оформление – украшать элементами декоративной росписи: кругами,  точками, прямыми и волнистыми линиями 

- Развивать творческие способности, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- Воспитывать общественно активную творческую личность, готовую и способную развивать свою профессиональную деятельность.

Оборудование: тонкие кисти, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы или слайды с элементами дымковской росписи;

Ход семинара-практикума:

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы...
А ну, назови-ка меня!  
(Дымковская игрушка)

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне город Киров.

Когда – то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Традиционные цвета дымковской игрушки: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, черный придают дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту;

черный — ложь;

зеленый — природу;

красный — силу, здоровье;

синий — небо.

Орнамент бывает, как одноцветным, так и многоцветным. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из сусального золота, наклеенные поверх  узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. 

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров.

Покружились, покружились, в мастериц превратились.

Проходите к своим местам, у каждой из вас на столе есть свой набор необходимых материалов для росписи дымковской игрушки - краски, кисточки, «тычки».

А для подсказки есть вот такие слайды с дымковскими элементами. Сейчас вы создадите свой неповторимый узор игрушки, в стиле дымковских мастериц.

Хочу показать вам, что кисточку нужно держать тремя пальцами: средний палец лежит на металлической части кисточки, сверху – указательный палец, с противоположной стороны между ними – большой. Кисточку нужно держать вертикально по отношению к расписываемому объекту. Движения руки должны быть свободными, легкими и плавными.

На листах давайте попробуем нарисовать сначала элементы дымковской росписи – круг, овал, линию (прямую, волнистую или зигзагообразную, широкую или узкую, длинную или короткую и т.д.).

Начинайте рисовать кончиком, затем, плавно опуская ворс кисточки, слегка прижмите его. От силы нажима кисточки зависят размер и форма элемента.

Дайте просохнуть одной краске, прежде чем наносить другую. Также для выполнения орнаментов вы можете использовать несколько печаток – «тычков» разного размера. Для каждой краски необходимо использовать свой «тычок». Печатки – «тычки» можно сделать из бумажных лент, чем длиннее полоска бумаги, тем толще «тычок» или из поролона, с помощью ниток и палочки.

При закрашивании круга или овала старайтесь не выходить за контур, движения кисти проводите в одном направлении – слева направо, сверху вниз или по косой. Тоненькой кисточкой наберите гуашь нужного цвета и нанесите на элемент дымковской росписи дополнительную отделку (кружочки, колечки, точки, решеточки и полосы) сначала одного цвета, затем второго и т.д.

В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота.

Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.

Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. Аналогично расписывали  коров, козлов, баранов.

Сначала тонкой кисточкой и чёрной краской аккуратно закрашивают у лошадки нос, копыта, хвост, гриву, а кончиком кисти – рисуют глаза; у птички и уточки – сначала тонкой кистью и красной краской оформляют клюв, затем чёрной краской рисуют глазки. Затем кисточку хорошо промывают и начинают изображать узор, располагая по всей фигуре.

Роспись игрушки начинают с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню.

Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра.

Черный говорит о горе, неправде, зле.

Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья.

Голубой — цвет неба.

белый — символизирует чистоту;

черный — ложь;

зеленый — природу;

красный — силу, здоровье;

синий — небо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Семинар - практикум для родителей «Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него....

Мастер-класс для воспитателей "Народная тряпичная игрушка «Зайчик на пальчик»"

ЗАДАЧИ:- расширить знания педагогов в области народного художественного творчества;-познакомить с видами и способом изготовления тряпичной куклы, как средством развития творческого потенциала и приобщ...

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"

Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"...

Семинар практикум для родителей старших дошкольников "Игрушки, физическая и психологическая безопасность детей"

Конспект семинара для родителей по формированию культуры безопасности дошкольников...

Мастер-класс для воспитателей Народно-прикладное искусство "Дымковская барышня"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29146073","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29146080","attributes":{"alt":"","class"...