Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности"
консультация (подготовительная группа)

Долгачева Лариса Васильевна

Творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства, создание атмосферы доверия, свободы способствует развитию творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности

Развитие творческих способностей детей включает  в себя решение следующих задач:

- создание развивающей  предметно-пространственной среды  в детском саду;

-индивидуальный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность;

-удовлетворение потребности ребенка в эмоциональных, различных переживаниях.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации, отсюда необходимость в создании условий, дающих детям возможность удовлетворить свои потребности и желания быть актерами и режиссерами. Главным требованием к предметной среде является то, что она должна обеспечивать условия для творческой деятельности и зону ближайшего развития. Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, которую  мы сооружаем с помощью мягких модулей, отгородив небольшое пространство. Также   используем  модули как для игр-драматизаций, так и для сюжетно-ролевых игр («Корабль», «Самолет» и др.). Дети используют отгороженное пространство не только для театральной деятельности, но и для общения, строительно-конструктивной деятельности.  

В играх-драматизациях простое действие, конкретные поступки персонажей, лаконичный сюжет, короткие монологи и диалоги действующих лиц позволяют включить в драматизацию многих детей, добиваясь от них четкого и выразительного исполнения своих ролей.

Такие формы работы, как театр игрушек, кукол и картинок, с одной стороны, это настольный театр, где разыгрывается представление с объемными и плоскостными персонажами, с другой стороны, - театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку, очень интересны и полезны. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциальные ширмы, которые, позволяют играть детям в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы.

Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: конусного, настольного, теневого и др.

Большое значение имеют развлечения, которые проводятся один раз в неделю. Они требуют активного участия детей, они читают стихи, танцуют, поют, показывают инсценировки песен и сказок. Взрослые обычно направляют действия ребят, руководят ими. Проводят игры, вносят увлекательные сюрпризные моменты. Такая форма организации наиболее интересна детям и способствует повышению исполнительского уровня детей.

 Особое внимание мы уделяем режиссерским играм: именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение сюжетно-ролевой игры. В режиссерских играх используются сюжетные игрушки, и действие развивается на мини-сцене импровизированного театра. Атмосфера театра присутствует во всем пространстве детского сада (групповая комната, музыкальный зал).

Предметная среда учитывает возрастные особенности и интересы детей, что очень важно для их полноценного психического развития.

Основную свою цель мы видим в развитии творческих способностей дошкольников при воплощении сценического образа, их представлений о средствах его воплощения.

Дети знакомятся с различными видами театра. В беседах предлагаем обсудить вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?». И т.д. Детям предлагаем этюды на развитие выразительности движений («Иди ко мне», «Уходи», «Не покажу» и др.); на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай – Болтай», «Качели», «Спать хочется»); на выражение внимания, интереса, удивления, радости и т.д. («Лисичка подслушивает», «Круглые глаза», «Цветок», «Северный полюс», «Золушка»). Дети играют в игру «Испорченный телефон», «Где мы били, мы не скажем, а что делали, покажем», «День рождения». В течении недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагаются такие виды деятельности, как сочинение сказок, их разыгрывание, рисование ее персонажей.

Например, сочиняя сказку «В чудном лесу», дошкольники должны были использовать настольный театр. В разных местах большого листа бумаги были нарисованы деревья, небольшие фигурки неопределенной формы и отдельные линии. Воспитатель предлагает детям создать «чудесный лес», дорисовывая все незаконченные изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает (в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» - декорация к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывали придуманную сказку об обитателях «Чудесного леса».

Таким образом, можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.

  • Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
  • Содержательное общение педагога и детей.
  • Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
  • Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.

Диагностика уровня развития творческого воображения, способностей детей позволяет сделать вывод: творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства, создание атмосферы доверия, свободы способствует развитию творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности"

Презентация "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности"

В сатье представлена информация об актуальности и целесообразности использования театральной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста. Описаны основная цель, задачи и направления ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6888429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

"Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности"

"Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности"...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...