Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации
статья

Атарщикова Светлана Александровна

Использование природного материала при организации игр с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_prirodnogo_materiala_pri_organizatsii_igr.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

 « Использование природного материала при организации игр в дошкольной образовательной организации (из опыта работы воспитателя)»

  Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы народного образования, осуществляет воспитание детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного осознания необходимости добросовестной работы на общее благо.

    Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе) содержаться истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

     Природный материал - кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

    С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи – круглые, коричневые, с бугристой поверхностью, желуди – овальные, блестящие, желтовато-коричневатые.

    Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

   Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением рук он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

    Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

    Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания  -  повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

     Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

     Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания игрушки, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Не так то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишку нужной формы для создания ослика, выбрать и осуществить способ соединения частей игрушки. Под руководством взрослого ребенок учиться устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    В данном виде труда детей  есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

   Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью,  четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела.

Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умения планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование  у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослым, окрыляют детей, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. Так, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становиться эффективным средством гармонического развития детей.

   Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов, различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности. Поэтому в работе с природным материалом, все это надо учитывать.

Игры с природным материалом - снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формочку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Дети с увлечением строят замки и крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады. Действуя, таким образом, с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. Игры с водой проводятся с  младшей  до подготовительной группы. Это могут быть игры в групповой комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают - тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-6 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.  Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий. Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно - сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно - сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений.                                                                                        Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег для цветных льдинок или сделать снежную горку. Игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием - лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки - снежки, зайчика с ушками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуются, что снег липкий, славный получился снеговик! Так малыши усваивают представление о свойствах снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием строительства из снега - лепку из накатанных комьев, так делают фигуры человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая комья дети подходят к пониманию еще одного свойства влажного снега - тяжести. Сооружениям из комьев снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают вместе с педагогом), заделывают отверстия между комьями снежным тестом (в ведре снег смешивается с водой).                                                                                                                                                Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком. Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготовка  снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовление цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и пр. Кроме игр с песком, водой и снегом проводятся  игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, травы, палочек, глины.                                                                                                          Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки. Из плодов ягод рябины, с помощью иголки с ниткой можно изготовить украшения (бусы, браслет). Весной из одуванчиков, летом из полевых цветов, осенью из позолоченных листьев плетут венки на голову. Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок. Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым.  Эти игры не просто дают возможность занять время, но и пробуждают фантазию ребенка.  Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка - куча песка».                                                                              Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Литература.                                                                                                                                          1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старший возраст. -  М. Элизе  Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.                                9. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Бодалева А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М., Изд-во института психотерапии, 2007г.                                                                                                                   10. Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорож-ца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964.                                                                                                                                                          11. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М., 1965.                                                                                                              12. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации".

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. она активирует ребёнка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет...

Статья «Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации»

Статья «Использование природного материала при организации игрв дошкольной организации»...

Использование природного материала при организации игр в детском саду.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Непосредственно через игру дети получают необходимые знания, умения и навыки для дальнейшего развития. Существует множество различных развива...

Использование природного материала при организации игр в дошкольной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действител...

Использование природного материала при организации игр с дошкольниками

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами,...

Использование природного материала при организации игр с детьми дошкольного возраста

статья об использовании природного материала для организации игр...