Консультация для педагогов ДОО.
консультация

 Гриценко Наталия Валерьевна

Тема: «Технологии личностно – развивающего образования: концептуальные подходы, технологии поддержки. Сопровождения».

 

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня в дошкольных учреждениях широко используются и объяснительно-иллюстративные методы обучения, и методы проблемного обучения, вопросы, развивающие логическое мышление; моделирование проблемных ситуаций; экспериментирование; опытно-исследовательская деятельность; решение кроссвордов, головоломок, шарад и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

На мой взгляд, дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Не случайно в последние годы интенсифицируются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу реорганизации системы дошкольного воспитания и обучения, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.

В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Современное дошкольное образование отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.

Идея личностно-ориентированного подхода к детям была реализована в деятельности отдельных педагогов и целых коллективов (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили) и основывалась на Концепции развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), гуманизации образования и педагогике сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Цукерман, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и др.).

Этот подход ставит во главу угла не интересы системы образования, педагога или даже самого  ребенка в неком отдаленном будущем, как его понимает система; он сориентирован на конкретные, реальные интересы ребенка и его семьи. Этот подход называют иногда личностно-ориентированным или ориентированным на ребенка, и, поскольку он нацелен на возрастосообразное развитие каждого ребенка, обеспечивает развивающий тип образования, которое строится по своим законам для каждого возраста. В соответствии с данным подходом, обучение и воспитание детей базируется на принципах природосообразности, их развитие происходит посредством приобщения к человеческой культуре, признания уникальности ребенка, веры в его возможности, побуждения к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

По моему мнению, сутью личностно-ориентированной технологии является признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса. При таком подходе происходит смена векторов в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жёстко регламентированного) к учению, как индивидуальной познавательной деятельности, её коррекции и педагогической поддержки. Построение образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого, т.е. личностно-ориентированное.

Меняется функция обучения. Его задача – не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ребенку с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ребенка и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....