Доклад на тему: Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
материал

Самохина Наталья Александровна

Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад Л 41 "Золотая рыбка"

Адрес: г. Рубцовск, ул. Красная, 89

Телефон: 8 (38557) 4-21-84

E-Mail: ds41-zr@yandex.ru

Доклад на тему:

Роль наглядности в процессе формирования элементарных

 математических представлений у дошкольников.

Подготовила:

 Воспитатель

 подготовительной

 группы №9

 «Солнышко»

 Самохина

 Наталья Александровна

                                               г. Рубцовск, 2017

   

    Роль           наглядности        в        процессе        формирования

элементарных математических представлений у дошкольников.

     В процессе формирования элементарных представлений. У дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

     При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых

дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или

иным методам, конкретные условия и т. д. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

     Наглядные методы при формировании элементарных представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. При формировании элементарных представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.

     Первоисточником знаний детей о действительности является

ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования

представлений и понятий. Характер этих представлений, их точность и

полнота зависит от степени развития у детей сенсорных процессов.

     Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных.

     К. Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками и это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста.

     Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет,

форма, величина, количество), их пространственным расположением.

     Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучении дошкольников имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

     В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает

дидактический материал. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед необходимостью решать ее самостоятельно.

     Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. Это относится как к количеству используемого материала, так и к тому, насколько полно материал выполняет свои дидактические функции.

     Каждая дидактическая задача должна находить свое конкретное

воплощение в дидактическом материале, иначе снижается образовательная ценность. Но важно помнить, что неоправданное обилие материала

затрудняет целесообразность действия ребенка с ним, создает только

видимость содержательной деятельности, за которой не редко стоит лишь

механическое подражание действиям педагога или сверстников.

     Особое значение имеют выбор дидактического материала в

соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного

содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение), кроме этого, дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Целесообразность использования дидактического материала

определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.

Требования к наглядному материалу.

     Наглядный материал должен соответствовать определенным

требованиям:

     - предметы, изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;

     - необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

     - наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном

количестве;

отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

     Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

     Наглядность не должна использоваться только для активизации

внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.

     При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, 4

прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

     Способы использования наглядности в учебном процессе различные демонстрационный, иллюстративный и действенный.

     Демонстрационный        способ        (использование        наглядности)

характеризуется тем, что сначала воспитатель показывает, например геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее.

     Иллюстративный способ предполагает использование наглядного

материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателем.

     Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель

подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически

выполняет деление.

     Для        действенного        способа        использования        наглядного

материала характерна связь слова воспитателя с действием. Примерами этого может быть обучения детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять.

     Очень важно продумывать место и порядок размещения используемого

материала. Демонстративный материал размещается в удобном для

использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы

внимание детей не отвлекалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Консультация для педагогов "Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических предсталвений у детей дошкольного возраста"

Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Доклад на тему: «Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»

laquo;Роль художественной литературы в формировании шахматных навыков у дошкольников»...