Проект по развитию творческих способностей детей средствами: мозаичная аппликация, помпонотерапия, художественная литература
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ильенко Наталья Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvsport_proekta_skazochnoe_tvorchestvo.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

проекта в области развития творческих способностей*

1. Наименование проекта

Сказочное творчество

2. Сведения о руководителе проекта

Ермоленкова Надежда Васильевна,

Ильенко Наталья Викторовна

Ф.И.О. руководителя проекта

214013, ул.Черняховского, д.32, кв.49

214013, ул.Черняховского, д.24 в, кв.2

адрес проживания с указанием индекса

8-908-281-07-03, 8-904-361-95-76

мобильный телефон

donih@mail.ru

Vasilisa41670@mail.ru

адрес электронной почты (обязательно)

адреса социальных сетей

3. География проекта

(перечислить субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект)

Город Смоленск

4. Срок реализации проекта

10 месяцев

продолжительность проекта (в месяцах)

август

начало реализации проекта

май

окончание реализации проекта

5. Краткое содержание проекта

(не более 0,3 страницы)

Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей; разработан для детей подготовительной к школе группы.

Позволяет детям развить творческое начало средствами: обрывная аппликация, «помпонотерапия», художественная литература.

6. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

(не более 1 страницы)

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект

Подготовительная к школе группа детского сада

8. Основные цели

и задачи проекта

ЦЕЛЬ: творческое развитие детей подготовительной группы средствами: обрывная аппликация, художественная литература, «помпонотерапия».

ЗАДАЧИ:

  • повысить интерес детей к аппликации, в частности к обрывной;
  • развивать художественное восприятие в процессе ознакомления с техникой «помпонотерапия», как средств выразительности;
  • формировать умение создавать образ в аппликации, используя  средства обрывной аппликации и бросовых материалов;
  • повысить интерес детей к произведениям детской литературы;
  • развитие творческих способностей детей

9. Календарный план реализации проекта (этапы)

(последовательно перечислить мероприятия проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)

п/п

Мероприятие

Сроки

(дата, месяц, год)

1й этап (с 1 августа по 15 августа)

Формулировка проблемы и цели проекта, предполагаемых итогов реализации проекта

Определение нормативно-правовой базы проекта:

С 1 августа по 15 августа

2й этап (с 16 августа по 31 августа)

Разработка проекта

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, учебной деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Определение принципов реализации проекта

  • Педоцентризма (когда обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания, в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка знания этого возраста)
  • Доступности понятий (на каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания)
  • «спирали» (когда дети из года в год углубляют и расширяют научные представления и понятия)
  • Междисциплинарности и интеграции (позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое)
  • От простого к сложному

с 16 августа по 31 августа

3й этап (с 1 сентября по 15 мая)

Выполнение проекта по трем блокам:

БЛОК   I.   «Осень»

Игровая деятельность

-Дидактические игры: «С какого дерева листочек», «Сложи картинку»; «Чудесный мешочек»; «Найди лишнее»; «Соберем грибы»; «Где мы растем»; «Ботаническое лото», «Что растет на дереве?» «Угадай растение по описанию».

Сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «Магазин» «Сбор урожая», «Путешествие в лес», «Овощной магазин», «Готовимся к зиме», «Садоводы-огородники»,

Подвижные игры: «Собери урожай»; «Овощи и фрукты»; «Съедобные и несъедобные грибы»;«С какого дерева листочек»; «Солнышко и дождь».

Познавательное развитие: знакомство с культурными растениями, их видами, с грибами, обобщение знаний на темы: фрукты, овощи, ягоды, осенние явления природы, приметы, месяцы.

Занятия: «Наша клумба», «У нас на даче», «Расцвел цветок на клумбе», «Ромашка», «Корзинка с фруктами», «Яблоко», «Ой, грибы, грибы, грибы…», «Грибы», «Грибная полянка», «Мухомор», «Кисть рябины», «Листопад», «В осеннем лесу»

Викторина «Что мы знаем об осени?»

Речевое развитие

Разгадывание и придумывание загадок на осеннюю тему, конкурс стихотворений об осени, беседы по художественным произведениям.

Ознакомление с художественной литературой:

«Аленький цветочек», «Сказки о цветах», «Как появляется цветок», В. Бахревский «Сокровенный цветок», А. Толстой «Иван да Марья»

«Дети земли», «Фруктово-овощные сказки». Сутеев «Под грибом», А.Н. Толстой «Грибы», «Куда спрятались грибы?»

Осеннее музыкальное развлечение: «Спор осенних красок».

Физическое развитие

Физкультурный досуг «Веселые старты осенних месяцев»

Работа с родителями

Родительский клуб «Радость творчества»:

  1. Консультации: «Гуляем и учимся», «Совместный творческий досуг»
  2. Встреча с родителями: мастер-класс «Осенние мотивы», обрывная аппликация и помпонотерапия.
  3. Круглый стол. Развитие творческих способностей ребёнка.
  4. Психологический тренинг. Практикум.                          

Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

БЛОК 2«Зима»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».  

Подвижные игры:

«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки». Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».  

Познавательное развитие

проведение опытов и экспериментов со снегом. Наблюдения во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».  

Занятия: «Первый снег», «Деревья в снегу», «Снегопад», «Ёлочка - красавица», «Лесная гостья», «Снеговик», «Зайчик», «В зимнем лесу», «Рукавичка», «Шапочка», «Шарфик», «Зимняя оджда»

Викторина «Праздники на Смоленщине»

Речевое развитие

М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме.

Художественно-эстетическое развитие:

Изготовление коллективной картины «Зимняя сказка»

Музыкальный праздник: «Новый год», праздник «Колядки», «Рождество».

Физическое развитие

Разучивание с детьми зимних народных подвижных игр.

Работа с родителями

Подготовка к выставке «Морозные узоры».

Работа клуба «Радость творчества».

Консультация. Практикум.

Волшебные краски зимы. Обрывная аппликация.

Беседа. Игра.

Художественная литература и дети.

«Помпонотерапия» - что это такое?

БЛОК   3.   «Весна, лето»

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Природа и человек», «Наоборот», «Три предмета», «Кто в домике живет», «Отгадай растение», «Придумай сам!».

Сюжетно-ролевые игры: «Фермеры», «Школа», «Детский сад», «Магазин».

Познавательное развитие

Работа с альбомами: «Насекомые на нашем участке», «Цветы на нашей клумбе», «Мы сажаем огород»

Занятия: «Расписные писанки», «Одуванчик», «Весенний луг», «Расцвел в саду цветочек аленький», «Цыпленок», «Цветик-семицветик», «Букет для мамы», «Мышка», «Кот и мыши», «Петушок», «Радуга», «Солнышко», «Радуга-дуга»  

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Пчелки на разведках», В. Бианки «Голубые лягушки», Н. Павлов «Находка»

«Май – цветень», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», Н. Павлова «Под кустом», Е. Тимошенко «Ёлочки – метёлочки», «Март – утро года», Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей», «Птицы». Э. Шим «Солнечная капля», «Март, апрель, май», Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Апрель – водолей», А. Онегов «Перелеска», «Ветреница», «Хохлатка», «Медуница», «Мать-и-мачеха», Н. Павлова «Летом», В. Александров «В рощах секретных»

Работа с родителями:

Консультации:

Зачем нужно развивать творческие способности?

Использование ресурсов окружающего мира для создания творческих работ с детьми.

Работа родительского клуба:

Презентация. Мастер-класс.

Каждого из нас по-прежнему ждут золотые сады детства

Открытое мероприятие с детьми.

Мама, папа, я – творческая семья!

Круглый стол.

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование из бросового и природного материала.

Создание коллективной работы по третьему блоку «Радуга-дуга»

Музыкальный праздник «Весенние первоцветы»

Физическое развитие

Физкультурный досуг «Веселые старты»

Работа с родителями

Родительский клуб «Радость творчества».

Презентация. Мастер-класс.

Каждого из нас по-прежнему ждут золотые сады детства

Открытое мероприятие с детьми.

Мама, папа, я – творческая семья!

Круглый стол.

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба)

4й этап. Подведение итогов.

Презентация проекта (с 16 мая по 30 мая)

1. Презентация проекта на городском методическом объединении.

2. Интегрированное занятие «Наше лето»

3. Круглый стол для родителей «Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба)».

4. Оформление выставки детских работ.

5й этап. Определение задач для новых проектов.

С 1сентября по 30 ноября

1 декабря – 28 февраля

1 марта – 15 мая

16 мая – 31 мая

10. Результаты проекта

(описать позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта (по его завершении и в долгосрочной перспективе)

В результате работы по проекту у детей:

-развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;

-обогащается опыт составлений композиций и использование нетрадиционных методов аппликации;

-ребенок осознает себя в реальном мире;

-развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;

-дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт

-развиваются творческие способности детей.

11. Количественные показатели проекта

(обосновать количественные показатели проекта)

Основной показатель работы проекта - соблюдение главного условия развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Творческие способности в коллективной деятельности помогли сформулировать собственную точку зрения, воспитывали в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учили культуре общения, носили комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формиовали у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих товарищей делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Родительский клуб пополнился новыми участниками. Родители с удовольствием участвовали во всех мероприятиях с детьми и без них.

Результаты стартовой и итоговой диагностики

Показатели

Подг.к шк.группа

Начало года

Конец года

Обрывная аппликация

15%

47%

29%

69%

«Помпонотерапия»

1%

31%

27%

53%

Художественная литература

8%

25%

16%

70%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования

Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы"группа 2 младшая группаПерс...

Проект по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет по средствам нетрадиционной аппликации

Проект расчитан на три месяца, способствует у детей развитию воображения, фантазии, самостоятельности. Вызывает интерес к данному виду деятельности....

«Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования».

Описываются основные формы организации,принцыпы и методы  организации деятельности,а также предлагаются несколько вариантов нетрадиционных техник рисования....

Проект «Фестивальное движение как средство развития творческих способностей детей через проектирование культурных практик художественно-эстетического направления»

Развитие творческих способностей дошкольника  через культурные практики художественно-эстетического направления....

Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»

Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной аппликации

     Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной аппликации «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, о...