Правовое воспитание дошкольников по программе "Детский сад 2100"
статья

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

            Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

            Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Программа по правовому воспитанию дошкольников построена на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100», «Детский сад 2100» (А.А.Леонтьев, Р. Н. Бунеев, А. А. Вахрушев и др.)

Цель правового воспитания дошкольников:

Расширить и углубить  у детей элементарные представления о своих правах и свободах

Задачи:

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
  • Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
  • Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
  • Развитие социальных навыков.
  • Формирование правового сознания детей.

Формы ознакомления дошкольников с их правами

  1. Право ребёнка на жизнь, право ребёнка на имя

«О правах играя», «Загадки наших имен»

Чтение и обсуждение сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»     А. С. Пушкин, «Спящая красавица» Ш. Перро, «3 поросёнка»

Беседа «Что означает твоё имя»

Игры «Узнай по голосу», «Назови ласково»

Творческая работа «Нарисуй своё имя»

  1. Право ребёнка знать своих родителей, на заботу родителей

«Моя семья», «Почему люди такие разные», «Я среди людей» - соц. личностное

Проект «Генеалогическое древо семьи»

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»

Чтение и обсуждение сказок: «Добрый волшебник», «12 месяцев» С. Я. Маршака

Беседа «Расскажи о своей семье», составление рассказов детей «Семья глазами ребёнка»

Отгадывание загадок, заучивание стихов о членах семьи

  1. Право на гражданство

«Моя Родина – Россия»

Рассматривание карты мира, глобуса

Виртуальная экскурсия по улицам города, памятным местам

Оформление альбома «Символика России и моей малой Родины»

Досуг «Ртищево России перекресток»

  1. Право на жильё и его неприкосновенность

«Что нам стоит дом построить»

Просмотр мультфильма «Винни – Пух в гостях у Кролика»

Чтение и обсуждение художественных произведений: «Три поросёнка», «Кошкин дом» С. Я. Маршака

Театрализованная постановка по сказке «Кошкин дом»

Рисование «Дом моей мечты»

  1. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления

«Я самый, самый…» - соц. личностное развитие

Театрализованная постановка по сказке «Волк и семеро козлят»

Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый»

Речевая игра  «Кто больше знает о себе», «Опиши своего товарища, какой он»

Рассказы воспитателя о знаменитых людях: Г. Х. Андерсен, А. С. Пушкин         Чтение и осуждение произведений: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Серая шейка», «Приключения Буратино» А. Толстого

  1. Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников

«Хочу все знать», «Как мы общаемся» - соц. личностное, «Как люди получают информацию» - риторика

Тематические встречи с работниками библиотеки

Экскурсия в библиотеку

Развлечение «АБВГДейка – волшебная страна»

  1. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья

«Я и мое здоровье»

Чтение «Айболит» К. И. Чуковского, «Человек заболел» Михалкова

Экспериментальная деятельность «Огород на окошке»                                                  Речевая игра: «Я не буду болеть, если…», «Витамины в моей тарелке»

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Развлечение «Айболит на новый лад»

Проведение спортивного праздника «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы мороза не боимся»

  1. Право  ребёнка на образование

«Как важно грамотным быть», «От арабских цифр к компьютеру»

Экскурсия в школу

Чтение энциклопедий из цикла «Я познаю мир»

Игры «Восстанови пословицу», «Кто быстрее соберётся в школу»

Интерактивная игра «Скоро в школу»

  1. Право ребёнка на отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством

«Скоро лето»

Драматизация любимых сказок «Бременские музыканты», «Незнайка и его друзья»

Праздник – развлечение «Наши именинники», «В стране детства»

Посещение кружков по интересам и потребностям

Работа с родителями

Анкетирование:

«Знаете ли вы своего ребенка?»

«Оценка родителями своей компетентности»

«Поощрение или наказание»

Оформление наглядного материала в родительском уголке:

«Конвенция о правах ребёнка»

рубрика «Сегодня на занятии»,

выставка детских работ «Я рисую мои права»

Консультации педагога – психолога:

«Четыре заповеди мудрого родителя»

«Искусство быть родителем»

«Наказывая, подумай: зачем?»

Индивидуальные консультации по вопросам правовой культуры:

  • право на жизнь без насилия (о недопустимости физических наказаний в семье)
  • родительские обязанности (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка)
  • права ребёнка – соблюдение их в семье

Ожидаемые результаты:

  • Рост правовой культуры, правосознания детей, обеспечивающих надёжное будущее государству и обществу.
  • Формирует высокие нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
  • Обеспечит ответственное отношение к себе и окружающим, к природе.
  • Позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.
  • Усвоение ключевых понятий: закон, право, правонарушения, свобода, ответственность.

Единообразие подходов к работе с детьми всех специалистов и педагогов, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности  - «игра» – залог успеха в работе по правовому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...