Методическое сообщение «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Верехина Елена Васильевна

         Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную её информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса на занятиях, я подбираю материал, включающий в себя элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки. Цель – сделать тематическое занятие ярким, насыщенным и занимательным. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную её информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса на занятиях, я подбираю материал, включающий в себя элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки. Цель – сделать тематическое занятие ярким, насыщенным и занимательным. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

                  Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон) в предметно-развивающей среде детского сада дает возможность расширенного использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация;
  • с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);
  • способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

         В своей работе в НОД  наряду с традиционными методами подачи материала, я использую видеопрезентации. Такие занятия с использованием мультимедийных ресурсов гораздо сильнее воздействуют на механизмы восприятия ребенка, оставляют больше впечатлений, вследствие чего излагаемый материал, довольно сложный для восприятия и запоминания детьми дошкольного возраста, усваивается ими легче и лучше, чем без использования мультимедийных технологий. Видеопрезентация для детей дошкольного возраста имеет свою специфику. В силу того, что у детей не сформирован навык чтения или сформирован слабо, презентация должна включать в себя минимум текстовой информации. Текстовый материал может быть представлен в виде названий слайдов или коротких вопросов к слайду. Основное содержание слайдов должно состоять, прежде всего, из аудиовизуального ряда, видео, подборки фотографий или серии предметных картинок, что в наилучшей степени отвечает наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Благодаря презентациям, дети знакомятся с новыми знаниями — доступный материал, различные анимации легко усваиваются детьми. Для большей эффективности презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Все презентации состоят из красочных анимированных слайдов, что позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

          Мною было составлено мультимедийное методическое электронное пособие, включающее в себя серию познавательных дидактических игр, предназначенных для детей 3-4 лет дошкольного возраста. За основу я взяла русскую народную сказку «Теремок», которую мы с ребятами неоднократно перечитывали и инсценировали. У нас состоялось путешествие в эту сказку. В самом начале занятия я создала проблемную ситуацию для ребят, в которой они должны были помочь каждому герою сказки попасть в теремок, но для этого нужно было выполнить ряд заданий в игровой форме, с которыми ребята успешно и с большим интересом справились. Они помогли мышке добраться до теремка по самой короткой дорожке (выяснив это путем наложения дорожек). Лягушке помогли собрать бусы из геометрических фигур разных по величине (по шаблону), которые она потеряла. Зайке помогли на полянке рассадить цветочки (сначала большие, потом средние и  маленькие). Лисе помогли на двух полках разложить яблочки и грибочки (при этом, посчитали, сравнили чего больше и уравняли). Волку помогли построить теремок (собрали пазл). А медведю помогли правильно ответить на вопросы (когда мы идем в д/с; когда в садике обедают?; когда вам читают книги перед сном?; спать мы когда ложимся?). Помимо того, что ребята сами работали с удовольствием на интерактивной доске(передвигали героев, предметы), мы провели физкультминутки и гимнастику для глаз. Электронное методическое пособие  было использовано мной,  как целое занятие. Но так же его можно использовать частями, как введение нового материала или закрепление пройденного.  Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. Это основной воспитательный момент, который помогает детям более естественно и легко влиться в новую языковую среду. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.

          При создании игр я пользуюсь программами Mimio и PowerPoint. С помощью этих программ можно создать и подготовить мультимедийные презентации и игры, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. С помощью этих программ я могу вносить изменения, дополнения. Если изначально игра состояла из четырех – пяти слайдов, то получив ожидаемые результаты от ребенка, я могу усложнить задание. Разрабатывая игры я применяю метод от простого к сложному. Особенно привлекают детей игры с любимыми героями из мультфильмов. Помогая своим любимым героям, дети не только играют, но и изучают язык, повторяя названия предметов и предложения.

          Применение информационно-компьютерных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения детей, повысить результативность усвоения материала при уменьшении временных затрат. Использование такой информационной технологии побуждает педагогов предусмотреть разнообразные методы и приемы подачи программного материала, позволяет эффективней развивать у детей все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного. Интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее. В работе используются следующие методы обучения:

  • метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками;
  • метод иллюстраций позволяющий показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки);
  • дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми;
  • словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.

         Основой любой современной презентации является наиболее эффективная  форма подачи материала, которая позволяет педагогу подобрать и скомпоновать материал исходя из цели и задач занятия в соответствии с возрастной группой и уровнем развития детей, а также предоставляют педагогу широкие возможности для творческой самореализации.

Инновационные технологии не должны заменять традиционные игры и занятия, но могут дополнять их, делая педагогический процесс многогранным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Сообщение " Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

В сообщении раскрываются преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми раннего возраста....

Педагогический потенциал использования игрового массажа в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающей технологии игровой массаж в практике дошкольного образования....

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...

Использование ИКТ при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста

Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из и...