Готовность ребенка к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)

Орлова Людмила Анатольевна

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебный успехи, его психологическое самочувствие.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Старший дошкольный возраст17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к обучению в школе 

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебный успехи, его психологическое самочувствие.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Обратимся к рассмотрению психических процессов:

Тема

Психологическая адаптация ребенка в группе - это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. 

Внимание

Внимание – один из самых важных психических процессов. Особенность его в том, что если внимание развито и может быть произвольно направлено на деятельность, то оно улучшает и память и мышление и воображение, т.е. все другие психические процессы, обеспечивает хороший результат деятельности.

Развитие свойств внимания в старшем дошкольном возрасте связано с изменением организации жизни. Кроме игры появляются такие виды деятельности, как учебная и трудовая.

Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Память

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Память заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, а это, в свою очередь, необходимое условие формирования восприятия, мышления и речи. Поэтому развитие памяти у дошкольников становится важной задачей, а если в процессе развития памяти задания будут эмоционально окрашены, то ребенку будет легче даваться  запоминание стихов, текста, инструкций.

Эмоциональная сфера

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному развитию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мышление

Развитие мышления  дошкольника неразрывно связано с развитием его речи.  Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы.

Интеллектуальное развитие 

Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и  анализа. К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества , где происходит развитие: абстрактного и логического мышления, способностей и творческого потенциала, обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения.

Воображение

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности. Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности, творчества (игра, рисование, лепка  и т.д).

Восприятие

Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.  Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Развитие речи

Речевое развитие стимулируют расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Что входит в понятие "психологическая готовность к школе": личностная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность....

Доклад "Готовность ребенка к обучению в школе"

Доклад о работе учителя - логопеда по обучению детей грамоте "Готовность ребенка к обучению в школе"...

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В данной статье говорится о том, что готовность к обучению в школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Специалисты, которые занимались диагностикой готовности к школе, установ...

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Консультация для воспитателей и родителей...

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...