"Картотека театрализованных игр и игр драматизаций"
картотека

Ручкина Анна Сергеевна

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_teatralizovannyh_igr_i_igr_dramatizatsiy.docx117.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека  театрализованных игр и игр-драматизаций»

Подготовила: Ручкина А.С.

воспитатель

Театрализованная игра

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Формировать умение  детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества  нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.  

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Театрализованные игры для детей старшей группы.

Игры на мышечное напряжение и расслабление

Паровозики

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед  т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

        Великаны и гномы

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Загадки без слов

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

 Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

 Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Телефон

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Пантомима

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Моя Вообразилия

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения. Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:

Рак:           Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка-белогрудка Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

—  Только в лес мы пришли, появились комары.

—  Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

—  На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

 Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

—  Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса

. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

—  Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

 И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

—  На болоте две подружки, две зеленые лягушки

 Утром рано умывались, полотенцем растирались,

 Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

 Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

 Она ведь исключительно удобно расположена!

 И только тот, кто начисто лишен воображения, —

 Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

 Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1)  Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а)  вежливый японец,

б)  собака своему хозяину,

в)  мать младенцу,

г)  младенец матери,

д)  кот на солнце.

3)  Сесть, как:

а)  пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в)  обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д)  наездник на лошади,

е)  невеста на свадьбе.

«Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку,

б)  лису,

в)  принцессу,

г) волшебника,

 д)  бабушку,

е)  фокусника,                                                        

ж) больного с зубной болью.

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Звонкий день

(на мотив «Ах вы, сени» )

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик - внук

Взяли балалайки….

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Лисичка подслушивает

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Танец розы

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

1.   Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2.  Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3.   Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Цветочек

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

Веревочки

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

Пальма

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

Штанга

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

Самолеты и бабочки

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Радиограмма

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Веселые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Игры–драматизации для детей всех возрастных групп

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.

Ход игры

Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей.

-Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Малыши встают и идут осторожно и медленно. Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит:

-Вдруг раздался страшный звон, игр

Убежали мышки вон!

Дети убегают на свои места.

Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.

«Зайка» А. Барто (мл.гр.)

Воспитатель выбирает активного ребёнка чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т.д.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Малыша, выполняющего роль зайчика, усаживают на стульчик лицом к остальным. Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение:

«Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок»

Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т.д.

Воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика и пригасить его потанцевать.

«Мячик» А. Барто (мл.гр.)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонит в речке мяч.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение, девочка Таня изображает горе, жалость, отчаяние, показывает, как она хочет, но не может достать мяч (мяч лежит на полу в обруче-озере).

Кто-нибудь из детей помогает Тане достать мячик (например, палочкой или сачком)

«Бычок» А.Барто (мл.гр.)

Выбирается ребёнок на роль бычка.

Ход игры

Дети сидят. Ребёнок, выполняющий роль бычка, идёт по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение:

-Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска качается,

Сейчас я упаду!»

Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена, помогите, пожалуйста, бычку, снимите его с доски».

Дети подходят к бычку, берут за руки с двух сторон и приводят к ребятам.

«Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.-

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

«Курочка-рябушечка» сл.нар. (ср.гр.)

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.

Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем водичка?

— Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.

Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.

«Матросская шапка» А. Барто (ср.гр.)

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Ход игры

Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение:

«Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан»

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл.нар. (ср.гр.)

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

Игры-драматизации:

1. Игра-драматизация «Дунюшка»
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.
«Дунюшка»
Дунюшка, вставай, уже день занимается. 
Пусть занимается, у него до вечера много дел. 
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Матушка, да я уже за столом сижу!
Ход игры.
Дети распределяют роли и инсценируют потешку .(Действующие лица – мама и дочка): 
Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается». 
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел». 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисанька из кухни».
Песенку «Идёт кисанька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её. 
«Идёт кисанька из кухни».
Идёт кисанька из кухни,
У ней глазаньки опухли.
О чем, кисанька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисаньку сказал…
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на шее бант. Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. 
Дети читают стихи:
Идёт кисанька из кухни,
У ней глазаньки опухли.
О чем, кисанька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает детям):
Повар пеночку слизал
И на кисаньку сказал…
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. 

3. Игра-драматизация "Патаха с имбирем"
Воспитатель читает потешку "Патаха с имбирем":, дети заучивают потушку.
"Патаха с имбирем"
Патаху с имбирем
Варил дядя Симеон,
Тетушка Арина
Кушала - хвалила!
А дедушка Елизар
Все пальчики облизал!
Аленушка молода
Калачей напекла,
Калачи горячи - 
На окошко мечи,
Прилетели грачи,
Утащили калачи!
Апчхи!!!!!!
Вот тебе и калачи!
Ход игры.
(Действующие лица – Алёнушка, дядя Симеон, тетушка Арина, дедушка Елизар, грачи Петрушка):
Дядя Симеон: 
«Патаху с имбирем
Варил дядя Симеон»,
Тётушка Арина: 
«Тётушка Арина
Кушала - хвалила!»
Дедушка Елизар:
«А дедушка Елизар
Все пальчики облизал!»
Аленушка :
«Аленушка молода
Калачей напекла,
Калачи горячи - 
На окошко мечи»
Грачи:
«Прилетели грачи,
Утащили калачи!
Апчхи!!!!!!
Вот тебе и калачи!»
(все плачут)
Петрушка:
« Это что же за народ? 
Слезы горькие он льет?»
Аленушка:
« Да, противные грачи, утащили калачи.»
Петрушка: «Можно жить без калачей, был бы чай погорячей!»
4. Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер)
Дети сидят полукругом. Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г.Остера , затем дети заучивают его:
Если вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь под диван,
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы. 
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать. 
Ход игры.
Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории , дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули .
Вреднуля: 
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны. 
Жаднуля: 
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать. 
Пачкуля: 
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны. 

5.Игра-драматизация 

"Три товарища" А.Осеевой
Педагог читает детям рассказ А.Осеевой «Три товарища»:
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Ход игры.
Педагог предлагает инсценировать его, распределить роли.
Педагог: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке». 
Коля: «Почему ты не ешь?»
Витя: « Завтрак потерял..». 
Коля: «Плохо. До обеда далеко ещё! («откусывает» большой кусок белого хлеба)
Миша: « А ты где его потерял?»
Витя: « Не знаю…» ( Витя говорит тихо и отворачивается). 
Миша: « Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть» 
Педагог : «А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: 
Володя: « Бери, ешь!» 
Педагог: «Ребята, как вы думаете, кто из мальчиков оказался настоящим товарищем и почему?»
Ответы детей

6.Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер).
Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер):
Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету.
— Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я
немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.
— Ладно, — согласился котёнок Гав.

Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта.
И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать.
Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный
запах.
— Так вот откуда пахнет котлетами... — сказал кот и просунул в щель
когтистую лапу.
«Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать...»
— Где моя котлета? — спросил щенок.
— Я её спрятал! — сказал котёнок Гав.
— А её никто не найдёт?
— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я
её съел.
Ход игры.
Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку:
Воспитатель:( зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок.
Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая)
Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок.
Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.)
Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.
Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.
Щенок кладёт котлету слева.
Щенок (пугливо озираясь). Гав!
Воспитатель: Позвал он котенка.
Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.
Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем.
Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо!
Щенок убегает . Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками.
Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает )
Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок. 
Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок.
Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!
Щенок. Гав!
Воспитатель: Заволновался Щенок.
Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра?
Котенок. Я ее спрятал!
Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?
Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.
Воспитатель: Уверенно сказал Котенок.
Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)
Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит .
Возможен и другой вариант этой инсценировки — на двух исполнителей (без слов воспитателя).
Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.
Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки. 
Выбегает Щенок., Кланяется.
Появляется Котенок. Кланяется.
Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны
Щенок ( держит котлету в лапках, озирается , кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку ,выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.


7. Игра-драматизация «Жадина»(Э.Мошковская)
Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Жадина», дети заучивают стихотворение
«Жадина»

Пёс шагал по переулку, 
Он жевал большую булку. 
Подошел Щеночек, 
попросил кусочек. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал - 
не дал. 

Подошла Кошка-мяушка, 
попросила Кошка мякушка. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 

Прискакала Лягушка, 
Пошептала на ушко, 
Попросила Лягушка горбушку. 
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Подошла Курочка, 
Попросила Курочка корочку. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 

Подошла Уточка, 
Постояла минуточку, 
Попросила Уточка чуточку, 
Только попробовать! 
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал 
и сказал: 
- Я бы дал! 
У меня самого 
Больше нету ничего! 
Ход игры.
Воспитатель предлагает инсценировать стихотворение Э.Мошковской «Жадина» 
Воспитатель:
Пёс шагал по переулку, 
Он жевал большую булку. 
Щеночек:
Подошел Щеночек, 
попросил кусочек. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал - 
не дал. 
Кошка-мяушка, :
Подошла Кошка-мяушка, 
попросила Кошка мякушка. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Лягушка: 
Прискакала Лягушка, 
Пошептала на ушко, 
Попросила Лягушка горбушку. 
Пёс :
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Курочка:
Подошла Курочка, 
Попросила Курочка корочку. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Уточка
Подошла Уточка, 
Постояла минуточку, 
Попросила Уточка чуточку, 
Только попробовать! 
Пёс :
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал 
и сказал: 
- Я бы дал! 
У меня самого 
Больше нету ничего! 

8. Игра-драматизация «Друзья» (Е.Стеквашова).
Педагог читает детям стихотворение Е.Стеквашовой «Друзья», дети совместно с педагогом заучивают его:
Друзья.

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть. 
А закончились конфеты 
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг. 
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта? 
Я и сам люблю конфеты.
Ход игры.
Педагог: давайте выберем мальчика, который будет играть главного героя, остальные будут ему помогать в инсценировке.
Выходит мальчик , прижимая к груди конфеты, «ест» конфеты. К нему подходит группа детей
Мальчик с конфетами: 
Как начну конфеты есть,
Мальчик с конфетами показывает на окруживших его детей
Мальчик с конфетами: 
У меня друзей не счесть. 
Мальчик с конфетами кладёт конфеты позади себя
Мальчик с конфетами: 
А закончились конфеты 
И друзей в помине нету.
Мальчик с конфетами: 
«Друзья» разбегаются
Мальчик с конфетами: 
За конфету каждый друг
. (подбирает конфеты)
Мальчик с конфетами: 
Так и рвет ее из рук.
«Друзья» стараются вырвать конфеты из рук 
Мальчик с конфетами: 
Ну зачем мне дружба эта? 
(машет рукой)
Мальчик с конфетами: 
Я и сам люблю конфеты.(прижимает конфеты к груди)
Педагог: Как вы думаете почему герой стихотворения не хочет отдавать конфеты «друзьям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность". Конспект игры - драматизации по русской народной сказке "Крылатый, мохнатый да масляный" в подготовительной к школе группе. Автор: Журавлева Л.А., воспитатель МДОУ детский сад №3 "Белочка" г. Воскресенска Московской обл.

Программное содержание: 1. Развивать музыкальные способности детей, театрализованное творчество. 2. Создать доброжелательную, теплую атмосферу раскрепощения внутренних сил каждого участника игры - дра...

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций

Методические приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста на основе театрализованных представления и игр драматизаций...

Театрализованные игры и игры драматизации в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал  содержит информацию  о  важности  театральных игр  и игр  дрматизаций  в  развитии речи  детй старшего дошколного возраста  с ОНР. Описаны...

Картотека театрализованных игр и драматизаций

Картотека театрализованных игр и драматизаций. В данном материале подобраны игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей, речи....

театрализованные игры и игры -драматизации

картотека театрализованнх игр и игр -драматизаций для дошкольников...

Картотека театрализованных игр и игр – драматизаций с детьми дошкольного возраст

Картотекатеатрализованных игр и игр – драматизаций с детьми дошкольного возраст для развития творческих способностей....

«Театрализованные игры и игры – драматизации 4-5 лет"

laquo;Театрализованные игры и игры – драматизации 4-5 лет"...