Планирование занятий по интересам в рамках реализации ООП «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Бикмакаева Олеся Фягимовна

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми игровыми упражнениями, ситуация поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по сути своей логико-математической.

По мнению Ж. Пиаже, логико-математическое познание окружающего мира представлено включённостью ребёнка в процесс освоения  пространственных признаков (расположение объектов), классификация и сериация, количество. Ребёнок постепенно переходит от указания на  факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности,  равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части, целого.

Особо значимым для этого периода были признания развивающих игр  и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим  средством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2018.docx198.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 «АЛЁНУШКА-1»

ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Утверждено:____________  

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1» г. Ершова Саратовской области»  

Н.Н. Верескун

Приказ № __ от «____» ________ 2018 г.

Планирование занятий

по интересам в рамках реализации ООП

 «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша для детей старшего

дошкольного возраста

Принято на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 35 «Алёнушка-1» г. Ершова

Саратовской области»

Протокол № 1 от 31.08.2018 г.


Руководитель:

Воспитатель логопедической группы

Первой квалификационной категории

Бикмакаева Олеся Фягимовна

г. Ершов

2018 год

Пояснительная записка

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми игровыми упражнениями, ситуация поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по сути своей логико-математической.

По мнению Ж. Пиаже, логико-математическое познание окружающего мира представлено включённостью ребёнка в процесс освоения  пространственных признаков (расположение объектов), классификация и сериация, количество. Ребёнок постепенно переходит от указания на  факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности,  равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части, целого.

Особо значимым для этого периода были признания развивающих игр  и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим  средством.

Сущностные характеристики логика - математических игр:  с детьми 5 - 7 лет

- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнения,  классификацию, сериацию;

- возможность моделировать в играх, доступных ребёнку 5 - 7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельно - практического и эмоционально - ценностного развития детей.

Познавательное  развитие осуществляется в процессе освоения детьми как  средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия и для проявления  активности и самореализации  личности ребёнка в деятельности.

Свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и  умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.

В современных исследованиях подчёркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщённо структурируются свойства связи и отношения  предметов и явлении; на их основе в дальнейшем у ребёнка возникают научные понятия.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей  через разнообразные действия и приёмы.

             Планирование занятий по интересам в рамках реализации ООП «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша разработано на основе пособия «Логико-математическое развитие дошкольников» / Автор-составитель З.А. Михайлова; Е.А. Носова – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

В современной практике детского сада используются два вида этого дидактического материала. За каждым из них закрепилось свое название. Объемный логический материал называют логическими блоками, плоский - логическими фигурами.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства (рис. 1):

- по цвету он может быть красным, желтым или синим;

- по форме –  круглым, квадратным, прямоугольным или треугольным;

- по размеру – маленьким или большим;

- по толщине – толстым или тонким.

СТРУКТУРА НАБОРА.
«ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ»

Блоки различаются:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0428/000ed137-a24f585c/img5.jpg

Технология направлена на развитие логического мышления дошкольников при помощи логических блоков Дьенеша, которое необходимо для формирования математических представлений.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления у детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Использование блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логических операций; строить высказывания с союзами «и», и «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Цели и задачи применения конкретной технологии.

Цели:

- Способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных способностей, речи через игры с блоками Дьенеша.

Задачи:

- Познакомить детей с блоками Дьенеша.

- Учить детей подбирать блоки по 1 свойству:

- Отрицание свойства через его присутствие.

- Введение карточек-схем.

- Подбор блоков по 2-м, 3-м свойствам.

- Подбор блоков по 4-м свойствам.

- Расширять словарный запас.

- Научить дошкольников решать логические задачи на различение по свойствам.

- Научить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.

- Адекватно обозначать словом их отсутствие.

- Абстрагировать и удерживать в памяти 1,2,3 свойства.

- Обобщать объекты по 1,2,3 свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

- Обеспечить целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для освоения математических знаний.

- Повысить интерес и активность детей на занятиях.

- Обогатить формы работы на занятиях по математике, вне занятий, в свободное от занятий время.

Условия применения технологии

1. Перспективное планирование.

2. Участие родителей в изготовлении пособий для игр с блоками Дьенеша.

3. Наличие дидактического материала.

4. Компетентность педагога

Теоретическое обоснование

Теоретический анализ проблемы и практический опыт дают мне основание утверждать, что игра является наиболее синтезивной формой дошкольного развития. Игры с блоками Дьенеша дают возможность совершать мыслительные операции, учат детей самостоятельно подводить к правильному решению. Ребенок идет по логической цепочке, учится делать умозаключения, выводы. Легче усваивается материал по развитию элементарных  математических представлений.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

Образовательная область: Познавательное развитие.

Конструктивно — модельная деятельность.

1. Использует освоенные способы действий в других ситуациях: сюжетной игре, рисовании, конструировании (располагает объекты по порядку, объединяет одинаковые по цвету, форме, величине).

2. Стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции).

3. Обнаруживает стремление объяснить связь объектов, использует простое причинное рассуждение («Потому что ...).

4. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам.

5. Самостоятельно берётся делать что-то по графическим схемам (напр. лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, «записывать » истории, наблюдения.

 

Список детей

п/п

Фамилия, имя ребенка

1.

Дубаев Ярослав

2.

Кудинов Артем

3.

Мухамеджанов Марат

4.

Никитенко Олег

5.

Степанова Аня

6.

Шурыгина Даша

7.

Лужная Ирина

8.

Полина Вика

Формы подведения итогов реализации запланированных занятий по интересам: в виде презентации, видеофильма, выступления на родительском собрании, информация на персональном сайте, сайте детского сада.  

Технологическое пошаговое описание процесса взаимодействия

№ шага

Тема

Методические приёмы

1 шаг

Диагностика

Беседы, игры для выявлений имеющихся знаний. Разработка диагностики.

2 шаг

Разработка перспективного плана. Создание условий через обогащение учебной зоны.

Работа с родителями.

Сбор, изучение и накопление информации по блокам Дьенеша + собственные разработки игр с блоками Дьенеша. Консультация с родителями по изготовлению пособий дидактического материала по блокам Дьенеша.

3 шаг

1 этап.

Выбор блоков по 1 свойству.

Изучение всех четырёх свойств блоков Дьенеша.

Организация образовательной деятельности с дошкольниками через:

- специальные занятия по математике;

- совместную деятельность вне занятий;

- в свободное от занятий время;

- самостоятельную деятельность детей;

- игры;

Организацию работы с родителями:

- проведение открытого занятия с родителями.

2 этап.

Отрицание свойства «не».

Использование карт - схем по отрицанию свойства:

- на занятиях;

- в свободное время;

- в самостоятельной деятельности детей. Схематическая зарисовка (кодирование) блоков детьми.

Организация работы с родителями: Изготовление карточек - схем «не».

3 этап.

Подбор и разбитие блоков:

- по 2-м свойствам
- по 3-м свойствам
- по 4-м свойствам

Игры с использованием пособий и карт-схем:

- на занятиях по математике;

- в совместной деятельности с детьми;

- в самостоятельной деятельности в свободное от занятий время.

Работа с родителями:

Проведение открытого занятия для родителей.

4 шаг

1 этап.

Разработка авторских игр: - «Подбери платье»

Создание условий (оснащение учебной зоны).

Авторские разработки игр.

Консультации с родителями по изготовлению дидактического материала.

2 этап.

Подбор и разбиение «платьев»

По 2-м; 3-м; 4-м свойствам.

Игры с использованием дидактического

материала по авторским разработкам:

- на занятиях;

- в совместной деятельности с детьми вне

занятий;

- самостоятельной деятельности детей

Работа с родителями:

Проведение открытого занятия для родителей.

5 шаг

Оформление итогов.

Проведение итоговой диагностики. Выступление с опытом работы на педсовете, родительском собрании.

6 шаг

Вывод.

Подведение итогов.

Возраст детей: от 5 до 7 лет

Сроки реализации: 1 год. Занятия проводятся 1 раза в неделю, за год - 28 занятий. Длительность 25-30 минут.

  • Занятия проходят 1 раз в неделю – четверг.

Способ диагностики результата:

- Педагогические наблюдения.

- Собеседование с детьми.

- Игры с блоками, картами-схемами.

- Анализ карт - шифровок.

- Отзывы родителей.

- Создать настрой на занятия по математике, вызвать интерес и желание заниматься.

- Содержательно насытить и интеллектуально обогатить работу по развитию логического мышления дошкольников.

Формы работы с родителями по теме:

«Развитие логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша»

 

Месяц

Форма работы

Тема

Сентябрь

Ширма

«Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша». Актуальность темы на сегодняшний день.

Октябрь

Поручения

Игры с родителями

Карта – схемы «Помоги фигурам выбраться из леса». Карточки-домики «Построй дом 2 и 3.

Ноябрь

День

открытых дверей

Игры родителей с детьми по желанию детей на развитие логического мышления.

Декабрь

Беседы, поручения

Карточки-схемы для игр: «Гостиница», «Найди ключ к замку», «Расшифруй код».

Январь

Поручения

Силуэты платья по цвету, наличию кармана и его цвета, наличию воротника и его формы.

Февраль

Открытое занятие, анкетирование, консультация

РЭМП + логические блоки Дьенеша. «Кодирование»,

декодирование.

Март

Поручения, ширма

Фото - газета: «Давайте вместе поиграем!» Карточки - схемы для авторской игры «Ателье».

Апрель

Досуг

Игры на развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша.

Май

Индивидуальные беседы

Результаты диагностирования.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Раздел

Дата

недели

Тема

Задачи

Методические

приёмы

Сентябрь

Знакомство с

блоками

Дьенеша.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

Логические

фигуры

(свойства)

Найди все

Фигуры.

«Цепочка».

«Домино».

Ускорение процесса

развития у

дошкольников

простейших

логических структур

мышления и математических представлений.

Решение логических задач на разбиение по свойствам.

- знакомство со

свойствами

блоков Дьенеша.

- Назвать все

фигуры по заданным свойствам.

- Построить цепочку с

Разными вариантами свойств.

- Участвуют 4

ребёнка; фигуры делятся поровну; каждый ребёнок по очереди делает свои ход, при отсутствии фигуры ход пропускается.

Выигрывает тот, кто первым выложит все

фигуры.

Октябрь

Знакомство и

использование

знаков- символов и цифр.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

знаки —

символы.

«Лепим нелепицы».

«Спасатели приходят на помощь».

Диагностика (закрепление свойств и

знаков -

символов).

Использование

знаков — символов

способствует развитию у детей

способности к моделированию свойств, их

замещению,

освоению операции кодирования и декодирования

информации о

свойствах блоков. Учить анализировать материал по

строчкам или

столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Определять

блоки по: 4

символам формы (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); по: 2 символам размера

(большой, маленький);

по: 3 символам

цвета (красный, синий, жёлтый); по: 2 символам толщины

(толстый, тонкий);

по: 11 знакам -символам с отрицанием этих свойств (если не красный - то

синий или жёлтый и т.д.

Ноябрь

Примеры

упражнений на

освоение знаков

- символов.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Шерлок

Холмс ищет

преступника»

«Кондитерская фабрика».

«Раздел и фигуры».

«Второй ряд».

Научить детей

самостоятельно

выявлять свойства

блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

Освоение способа

декодирования с

помощью карточек со знаками - символами.

- Развивать умение

группировать

блоки по двум -

трём свойствам.

- разделить фигуры так, чтобы у «мишки» оказались все синие, а у «зайки» все

квадратные. выстроить фигуры в один ряд, чтобы во втором ряду были под каждой фигурой другие, описать каждую .

Декабрь

Освоение детьми

средств и

способов познания.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Волшебная

дверь».

«Я работаю волшебником».

«По — моему хотению, по — моему

велению».

«Олимпийские игры».

Освоение детьми

идеи

видоизменения.

Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.

- Детям надо

пройти сквозь

«волшебную» дверь и свойства их блоков изменяться. Описать, что изменилось?

- изменяя

каждый раз игровую

мотивацию, получать разные по свойствам фигуры.

- научить детей группировать

объекты по определённым признакам, находить ошибки  при группировке.

Январь

«Читаем» схемы, следуем

правилам.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Строители дорог».

«Вырастим дерево».

«Фантазёры».

«Сократи слово».

Побуждать детей к самостоятельному

составлению новых правил, игровых задач, проявлению активности и

творчества. Учить работать по

схемам с правилами.

- Построить дорожки        для пешеходов и автомобилей в городе Фигур. Для этого дети изучают схемы, вводят правила игры, которые требуют ориентировки на два свойства блоков.

- выращивать

деревья с помощью логических блоков и палочек.

- стимулировать творческие проявления, сначала дети работают по

готовым правилам, потом составляют их

сами.

- с помощью

правил и схем сократить слово.

Февраль

Анализируем, сравниваем, находим

закономерности

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«У кого в гостях Винни — Пух и пятачок?»

«Угощение для

медвежат».

« Художники».

«Магазин».

Учить детей

использовать

таблицы, которые

требуют анализа, сравнения и

обобщения рядов фигур по трём

свойствам.

Развивать умение

сравнивать

предметы по

одному - четырём

свойствам;

понимание слов:

«Разные»,

«Одинаковые»;

подведение к

пониманию

отрицания свойств.

Развивать умение

анализировать

форму предметов;

сравнивать по их

свойствам;

развивать

художественные

способности (выбор

цвета, фона,

расположения

композиции).

Развивать умения

выявлять и

абстрагировать

свойства; развивать

умения рассуждать,

аргументировать

свой выбор.

-Учить детей решать

логический квадрат,

находить недостающую фигуру и класть её в клетку, где

нарисованы

Винни — Пух и

Пятачок.

- в игре в одну

лапу медведю

даюглюбой блок,

во вторую

подбирают по

правилам.

- «написать

картины» по

эскизам; бумагу,

фон, детали,

блоки дети

выбирают сами;

на контур ставят

тонкий блок, на

окрашенную

деталь - толстый.

Устраивают

выставки.

Дети покупают

три игрушки на

«денежки» - 3

логические

фигуры, у

которых есть хотя

бы одно

свойство, два

свойства.

Март

Разработка

авторских игр.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Подбери

платье»

(по цвету)

Подбор и

разбиение

платьев по (2,

3, 4 свойствам). «Самоцветы». Подобрать по 1

- 4 свойствам).

Расшифровать

свойства

самоцветов с

помощью

знаков - символов и

решением

примеров

Учить детей

сравнивать

предметы по

одному - четырём

свойствам;

пониманию слов:

разные,

одинаковые;

подвести к

пониманию

отрицания свойств;

учить

расшифровывать с помощью знаков-символов, решать примеры каждого задания

Обыграть игровые

ситуации:

В первом

варианте находить платья по 1 - 4

свойствам;

Во втором варианте учить детей, находить

самоцветы по

свойствам, которые нужно расшифровать с помощью знаков

символов и решения

примеров

Апрель

Ориентируемся на знаки символы

отрицания свойств и расшифровываем (декодируем свойства)

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Помоги фигурам выбраться из леса»

«Построй

дом».

«Где спрятался

Джерри?».

«Загадки без

слов».

Продолжать учить детей работать со схемами, со знаками- символами, отрицанием свойств, декодированием

Для поддержания  интереса к игре - воспитатель наделяет фигуры и блоки

различными

образами; дети

находят блоки

по схемам,

знакам -

символам;

помогают блокам

выбраться из

чащи.

- учить детей

подбирать

карточки по

образцу (по свойствам)

- учить детей

анализировать,

читать схему,

кодировать и

декодировать

информацию.

- воспитатель

показывает карточки -

загадки изображающие

свойства блоков,

дети отгадывают,

достают нужный

блок. Выигрывает

тот, у кого больше

блоков.

Май

Развитие памяти, внимания, навыков самоконтроля

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

«Выкладываем дорожки». «Знаменитый Ясновидец». «Составление – паспорта

«Кошки -

мышки».

Учить - анализировать, читать схему; уметь кодировать и декодировать информацию, учить ориентироваться на плоскости. Учить работать в коллективе.

Игра проводится между двумя командами: кто быстрее выложит дорожку из плиток.

- ребёнок пряча блок, кодирует его в таблице.

Воспитатель - отгадывает по

признакам и

символам.

- ребёнок

выбирает блок и описывает его с помощью знаков -символов,

затем записывает

в бланк - заказ.

- дети выбирают жетоны, надевают их и встают в круг.

Читают считалку,

на последних

словах кот

надевает свой

жетон, на нём

информация для

мышей - кого он

будет ловить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский  сад  для детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет

Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в средней группе (возраст 4-5 лет).

Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе. Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме. знания дети получают, не решая многочисленные задан...

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в старшей группе (возраст 5-6 лет).

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. ...

Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в младшей группе (возраст 3-4лет).

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша....

Консультация для педагогов ДОУ тема «Логические блоки Дьенеша» (для детей младшего возраста)

Цель: оказание методической помощи педагогам в реализации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша....

Перспективное планирование по использованию логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста на 2023 - 2024 учебный год

Цель: формирование у детей раннего возраста, предпосылок элементарных математических представлений: цвет, форма, величина, размер предметов посредством развивающих игр (Блоки Дьенеша)....