Организованная образовательная деятельность: Эксперементально – исследовательская деятельность ««Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Латышова Людмила Николаевна

Цель:Дать представление детям о лаборатории и углубить их знания о свойствах таких материалов, как металл, дерево и пластмасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_svoystv_dereva_zheleza_i_plastmassy_.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области « Школа – интернат №3 для обучающихся с            ограниченными возможностями здоровья»

Организованная образовательная деятельность: Экспериментально – исследовательская деятельность ««Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»».                                                                 Группа №1 (подготовительная подгруппа)                           Подготовила и провела воспитатель Л.Н. Латышова

Астрахань

Цель: Дать представление детям о лаборатории и углубить их знания о свойствах таких материалов, как металл, дерево и пластмасса.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. познакомить детей с понятием «лаборатория»;
  2. познакомить с такими свойствами дерева, металла и пластмассы как плавучесть, горючесть;
  3. выяснить, как человек использует свойства металла и дерева для своей пользы;
  4. обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях;
  5. учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и пластмассы в ближайшем окружении;
  6. формировать у детей элементарные умения в проведении опытов и развивать интерес к познавательной деятельности.

Коррекционно – развивающие:

  1. развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход;
  2. умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты;
  3. представления о причинно-следственных связях;
  4. умение строить высказывания типа рассуждений; интерес к познанию окружающего мира;
  5. умение применять разнообразные способы обследования предметов.

Коррекционно – воспитательные:

  1. воспитывать навыки коллективной работы; 
  2. культуру общения.

Материалы и оборудование: 

  1. игрушки из дерева, пластмассы и металла;
  2. широкие и неглубокие ёмкости с водой – для проверки плавучести;
  3. деревянные брусочки и металлические пластины;
  4. презентация.

Предварительная работа: Рассматривание фотоиллюстрации с изображением различных предметов домашнего обихода из дерева, пластмассы и металла, картин с индустриальным сюжетом; чтение произведений С. Маршака «Откуда стол пришёл?», беседы на тему: «Дерево, пластмасса и металл», «Кузнец и плотник», «Ремёсла Киевской Руси»; отгадывание загадок по теме; дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Что нам стоит дом построить».

Ход ООД:

Организационный момент:

Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте все вместе поздороваемся.

Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой девочки)

Здравствуйте мальчики,

Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой мальчики)

Здравствуй солнышко,

Здравствуй, здравствуй (машут 2-мя руками все)

Здравствуй день такой прекрасный!

Здравствуй, здравствуй! (хлопают в ладошки)

Здравствуйте гости дорогие

Здравствуйте, здравствуйте! (машут рукой)

1.Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию.

Беседа: «Что такое лаборатория?»

- Ребята, кто знает, что такое лаборатория?

- Что делают в лаборатории?

- Кто работает в лаборатории?

- Какие бывают лаборатории? (ответы детей)

Предлагаю вам совершить маленькое путешествие в  лабораторию. Презентация: Лаборатория

-А вы хотите побывать в роли лаборантов? (ответы детей)

Одевайте специальные халаты и вперед в нашу лабораторию. (дети одевают белые халаты). Мы с вами, в нашей лаборатории будем исследовать материалы, а какие вы отгадайте.

Основная часть

Загадки:

1. Не тону. С топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь - От огня берегусь. (Дерево)

2. Могу быть прозрачной,

 Могу быть         цветной.

Воды не боюсь,

Огня         стерегусь. (Пластмасса)

3. Тяжелое, холодное. В воде утону.

В огне не сгорю.  ( Металл)

Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они изготовлены, из каких материалов? Если предметы изготовлены из металла, то они какие? (металлические, из дерева (деревянные), пластмассы - (пластмассовые).  Хотите узнать о свойствах этих материалов? Вот у меня в руках три материала: дерево, металл и пластмасс. Послушайте сказку про них.

Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже составили карту-схему своего маршрута. Показ карты-схемы путешествия. (Слайд)

Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка) (слайд) Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим - проведем эксперимент.

1 Опыт: Тонет- не тонет.

Опустите деревянные, пластмассовые и металлические бруски в воду. Дети опускаю материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают? Вопросами подводим детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул. Как вы думаете, как нашим друзьям - материалам перебраться на другой берег? (ответы детей)

Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический - металл не утонет).

Восп-ль: Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Посмотрите на карту. (Слайд)

Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь слайд)

2 Опыт: Горит – не горит.

Ребята, мы этот опыт делали на улице. Давайте вспомним, что произошло с материалами? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).  Просмотр опыта в записи.

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. При нагревании из металла можно выковать разные предметы, например: подковы для лошади, меч, гвозди и т.д. А делает все это кузнец. Ребята, я предлагаю вам немного отвлечься и сделать гимнастику.

Физкультминутка:

«Кузнец» (развести руки в стороны)

Эй, кузнец – молодец, потом на пояс

Захромал мой жеребец (притопы ногами)

Ты подкуй его опять (наклоны к носкам)

От чего ж не подковать (наклоны к носкам)

Вот гвоздь, вот подкова – руки в стороны 

Раз, два и готово (два хлопка в ладоши)

Дети садятся на место.

Вос-ль: Ребята, давайте продолжим исследования, слушайте, что произошло дальше с друзьями.

Решили друзья  отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим.

3 Опыт«3вучит — не звучит»

У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой

Вос-ль: Долго шли друзья и проголодались. Сварили ухи, сели есть. Металл достал металлическую ложку, дерево деревянную, а пластмасс пластмассовую. Дерево и пластмасс  быстро справились с ухой, а металл ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему? А все потому, что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность, от слов проводит тепло. Сейчас мы убедимся на опыте.

4 Опыт: Теплопроводность.

 Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.

Я положу в чашку деревянную, пластмассовую и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная и пластмассовая нет). Дети трогают материалы. Это свойство называется теплопроводность.

Вос-ль: Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть (слайд).  Ребята, из какого материала построен дом? Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему?

5 Опыт: «Теплый - холодный»

Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из (дерева)

Релаксация: Наши материалы устали, возьмите их в руки и проходите на ковер (звучит музыка). Ложитесь на ковер закройте глазки. Расслабьтесь. Вы успокаиваетесь, отвлекаетесь от всего. Посторонние звуки не мешают. Вы отдыхаете, вы спокойны. Возьмите в руки металл, а остальные предметы положите рядом. Представьте себя в металлическом доме. Вас окружают металлические предметы, в доме холодно. Прохладный воздух овевает вам лицо, холодит виски, освежает голову. Вам спокойно, легко, вы ни о чем не думаете, но вам очень холодно, одиноко.

А теперь вы попадаете в пластмассовый дом (положите металл и возьмите пластмасс в руки). Вас окружают пластмассовые предметы, в доме прохладно. Ветер задувает в щели. Но вам здесь тоже одиноко и грустно. Вам хочется тепла и уюта.

А теперь вы оказываетесь в деревянном доме (положите пластмасс и возьмите дерево). Вокруг вас светло, красиво. Ваши руки и ноги согреваются, вам хорошо и тепло. Вас ничего не отвлекает. Тело расслаблено и отдыхает. Сердце бьется ритмично, спокойно и сильно. Вы чувствуете себя легко и радостно. Ваше самочувствие и настроение улучшается. Появляется ощущение бодрости и свежести. Все хорошо!

И в таком хорошем настроении вы открываете глаза. Вот вы и отдохнули. Вам легко, радостно и весело!

Вывод

Восп – ль: А наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный. А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей) Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя? Подвести детей к мысли о том, что все материалы: дерево, пластмасса и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.

Восп–ль: Ребята, понравилось вам быть исследователями? На этом наши исследования подходят к концу. И я вам вручаю медали «Юный исследователь».  А  вас  и наших гостей приглашаю на выставку предметов из  материалов, которые мы сегодня исследовали. Вставайте  «паровозиком» и мы поедем по дорожке здоровья на выставку. Звучит музыка «Дорогою добра» (идут по массажным дорожкам на ковер, там организована выставка предметов из дерева и металла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины  помощники»Интеграция образоват...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности "Свойства соли".

Группа: подготовительнаяТема: «Свойства соли». Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами соли.Задачи: О – активизировать интерес к ...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»Цель:Развитие знаний детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях...