Предупреждение самовольных уходов.
статья

Кочевцева Ольга Алексеевна

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

            Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности детей, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_samovolnyh_uhodov.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации,

«Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»

Мичуринск

Предупреждение правонарушений

и  

самовольных уходов среди воспитанников.

Подготовила: социальный педагог

Кочевцева О.А.

2019 год

        Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

        Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности детей, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

        Наше учреждение обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности оно имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в Центрах больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

        У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

        В нашем учреждении созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления Центром, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

        Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

        В плане профилактики правонарушений перед коллективом Центра ставятся следующие задачи:

  • Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
  • Организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников.
  • Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
  • Законопослушное поведение воспитанников.

        Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении ведется по следующим направлениям:

I. Контрольно-аналитическая деятельность администрации:

  • изучение социального состава воспитанников (социальный педагог);
  • планирование и организация воспитательно-образовательных программ;
  • проверка личных дел воспитанников (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог);
  • анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.

II. Исследовательская работа, изучение воспитанников:

  • проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, учителя-логопеда, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  • проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.

III. Профилактическая работа с родителями:

  • изучение семей воспитанников - социальных сирот;
  • установление контактов с психологом, социальным педагогом, специалистами отдела опеки и Управления социальной защиты населения;
  • привлечение специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управления социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи в переориентации личности родителей, возвращения детей в семью;
  • семейное консультирование.

IV. Индивидуальная работа с воспитанниками:

  • индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
  • профориентационная работа.

V. Профилактическая работа с воспитанниками:

  • реализация программы по правовому воспитанию «Солнышко» и совместного плана по профилактике правонарушений и преступлений с ПДН;
  • организация встреч с работниками Подразделения по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД;
  • проведение мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
  • система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.

VI. Организация досуга:

  • реализация годового плана воспитательной работы;
  • реализация плана по организации кружковой работы в учреждении.

        Для детей досуг – огромное пространство приобретения знаний и расширения духовного горизонта, развитие интересов, способностей, талантов. Досуг становится пространством принятия собственных решений.

        Когда ребенок попадает к нам, он настолько ущербным себя чувствует, брошенным, обиженным, что к нему никак не пробиться, он закрыт. Нужно поднять его интересы, предложить ему то занятие, которое не только будет ему нравиться, но и позволит увлечься.         Особенно важно это в случае не очень хорошо идущей учебы в школе. Что-то у детей должно получаться отлично. В Центре можно научиться многому интересному: и чтению стихов, и рисованию, и танцам, и всякому рукоделию.

        Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив Центра для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу.

        Занятость воспитанников в кружках, участие в многочисленных мероприятиях и  в подготовке к ним, режимные моменты, индивидуальная работа с воспитанниками, постоянное присутствие взрослого с детьми, профилактическая работа с родителями -  все это вместе способствует предупреждению фактов самовольных  уходов воспитанников. В связи с чем, у детей не возникает желание покинуть стены учреждения.

        Также, с целью профилактики правонарушений и самовольных уходов, проводится работа и с педагогами. На педагогических советах, методических объединениях рассматриваются разные темы по профилактической работе с детьми, требующими особого внимания, педагогов знакомят с необходимой нормативно-правовой документацией и др.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект воспитательного занятия по теме «Самовольные уходы. Их последствия»

Содействовать осознанию подростками «ошибок» в построении взаимоотношений друг с другом и взрослыми; содействовать осознанию подростками того, что самовольный уход не является способом решения возника...

Круглый стол для специалистов структур систем профилактики по обмену опытом работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в том числе по предупреждению самовольных уходов из организаций

Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников из детских образовательных учреждений.Побег – это признак неразвитого еще логического аппарата, можно сказать, детская игра в прятки. Но она хоч...

Конспект беседы «Профилактика самовольных уходов детей из учреждения»

Конспект беседы «Профилактика самовольных уходов детей из учреждения». Профилактика самовольных уходов детей из учреждения....

Предупреждение самовольных уходов

Консультация для родителейпо предупреждению самовольных уходов детей из дома или детского сада...

Занятие по профилактике самовольных уходов воспитанников из детского сада

Занятие направлено  на профилактику самовольных уходов воспитанников  из детского сада, а так же на выявление и устранение причин и условий, которые могут способствовать этому....

Консультация для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома или детского сада

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома....

Предупреждение самовольных уходов детей из дома или детского сада

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, помните, что дети - отражение и продолжение родителей! Все, чему ребёнок когда - то научится (и хорошему, и плохому) , во многом зависит от вас! Вед...