Педагогический проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»
методическая разработка (младшая группа)

Зотова Елена Юрьевна

Данный проект предназанчен для детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта : : расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Познакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Теремок»

Муниципального образования «Барышский район»

Педагогический проект

«Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»

   

Автор проекта:

Воспитатель

МБДОУ Д/С № 9 «Теремок»

Зотова Елена Юрьевна

г. Барыш 2019 год

Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: среднесрочный  (март – июнь 2019 г.)

Место проведения: МБДОУ Д/С № 9 «Теремок» МО «Барышский район»

Участники проекта: дети  младшей  группы, воспитатель,  родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, полюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.

Задачи проекта:

-познакомить с дымковской игрушкой, матрешкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;

- познакомить с русскими народными инструментами (гармонь, бубен, трещотка, погремушка, балалайка)

- продолжать знакомить с традиционными народными праздниками (Пасха, Троица)

-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение

  и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;

-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.

-продолжать знакомить с народным фольклором;

-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через  проведение русских народных  подвижных игр;

- привлечь родителей к пошиву русских народных костюмов для детей, изготовлению кокошников;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.

Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.

Этапы проекта.

1.Организационный.

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

- Изготовление и пошив костюмов.

- Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц, организовать пошив костюмов для детей, изготовление кокошников.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы:

1. «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

2. «Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

3. «Праздник светлой Пасхи»

Цель: познакомить детей с праздником, традициями.

4. «Русский народный костюм» (рассматривание иллюстраций)

Цель: познакомить детей с традиционным русским народным костюмом.

Использование ИКТ:

1. Просмотр презентации «Русская матрешка»

2. Просмотр презентации «Как появились русские народные инструменты»

3. Просмотр мультипликационного фильма «Русские потешки» (1969 г.в.)

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

ООД: 

1. Интегрированное ООД «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

2. Фольклорный праздник «Как у наших у ворот» («День открытых дверей»)

Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора.

3. Развлечение для детей «Троица»

Цель: формирование у детей уважительного отношения к традициям русского народа.

4. Развлечение «Масленица»

Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями.

Дидактические игры: 

«Угадай по звуку?»

Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Что растет в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Покумимся».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять», «Ворон»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц, организация пошива костюмов для детей, изготовление кокошников.

3. Заключительный.

- Дети познакомятся с народными праздниками, традициями.

- Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).

- В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

4. Продукт проекта

  • Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
  • Организован в группе «День открытых дверей».
  • Подготовлен фотоотчет для родителей.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами»

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами...

Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре....

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликации, игрушки и т.д. Все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Культ...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой...

Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме Народная культура и традиции

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре и её истории....