Картотека дидактических-настольно-печатных игр
картотека (младшая группа)

Пруцкова Татьяна Геннадьевна

Игры, способствующие развитию речи, мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76 «Капелька»

Картотека дидактических

настольно-печатных игр

 (ранний возраст)

Подготовил:

 Пруцкова Т.Г.,

воспитатель

г. Сургут,

2014 г.

Введение

К настольно-печатным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга.  Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др. Развитие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей (например, вместо градусника — палочка, вместо мыла — кубик и т.д.), а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении. При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения (ведь сам предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать), что способствует формированию речевого мышления.

Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающейся со словом (название изображения). Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений.

Для того, чтобы малыш узнал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета и хотя бы начальное представление о нем. Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п.), так называемые предметные картинки.

При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению.

Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета.

Первые занятия проходят с сопоставлением реального предмета и его изображения на картинке.

Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и называния его в изображении.

Этот этап работы имеет свою последовательность:

  • показ одной картинки с называнием;
  • последовательный показ двух картинок с их называнием;
  • одновременный показ двух картинок с их называнием;
  • выбор одной из двух по показу («Дай такую же») с называнием;
  • выбор по слову («Дай мне картинку, где нарисован мяч», «А где нарисована матрешка?») из двух картинок одну.

Желательно рассматривание, сравнение картинок сопровождать сюжетным рассказом. (Например, рассматривая картинки с петушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточка плавает, а петушок не умеет плавать, но «голосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п.).

На третьем году работа с картинками значительно усложняется. Картинки используются для введения в речевую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования (ложка, тарелка и чашка для еды).

Малышам предлагаются картинки, на которых изображены домашние животные, живущие рядом с человеком. Ознакомление с картинками этого сериала желательно проводить после наблюдений за животными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, вначале следует показать на картинке кошечку, собачку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д.

Дети третьего года знакомятся не только с животными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картинки, где изображены наиболее заметные отличительные признаки животных (например, у коровы рога, а у лошади их не бывает; у теленка маленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п).

К концу 3-го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лесных обитателей (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж и т. д.). Такие занятия могут проходить в сюжетно-игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу?».

Картотека дидактических настольно-печатных игр

 (ранний возраст)

Карточка № 1

«Грибочки по местам»

Цель:

а) Закреплять с детьми основные цвета.

б) Развивать мелкую моторику рук.

Карточка № 2

«Спрячь мышку»

Цель:

а) Познакомить детей с правилами игры.

б) Находить цвета по принципу «такой – не такой».

в) Умение узнавать и называть цвет.

Карточка № 3

«Разноцветные бусы»

Цель:

а) Учить чередовать предметы по цвету.

б) Называть геометрическую форму.

в) Закреплять основные цвета.

Карточка № 4

«Матрёшки»

Цель:

а) Учить различать предметы по размеру (большой, поменьше, маленький).

б) Находить предметы такого же цвета.

в) Узнавать и называть основные цвета.

Карточка № 5

«Веселый клоун»

Цель:

а) Умение узнавать и называть предметы по форме.

б) Развивать воображение, сообразительность, логическое мышление.

в) Закреплять основные цвета.

Карточка № 6

«Цветовое лото»

Цель:

а) Учить узнавать и называть круг.

б) Закреплять основные цвета.

в) Развивать мелкую моторику.

Карточка № 7

«Залатай одеяльце»

Цель:

а) Учить по форме находить сходства геометрических фигур.

б) Закреплять знания геометрических фигур.

в) Развивать мелкую моторику.

Карточка № 8

«Цвета»

Цель:

а) Учить различать основные цвета.

б) Уметь находить на рисунке определенные цвета.

в) Закреплять обобщающие понятия:растения, игрушки, животные

г) Развивать мелкую моторику.

Карточка № 9

«Вертушки»

Цель:

а) Учить детей полноценно дышать.

б) Упражнять детей в глубоком вдохе через нос, сильном продолжительном выдохе через рот.

в) Узнавать и называть геометрические фигуры.

г) Закреплять основные цвета.

Карточка № 10

«Собери цветок»

Цель:

а) Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой».

б) Подбирать одинаковые по цвету лепестки.

в) Находить лепестки определенного цвета, развивать внимание.

г) Закреплять знания основных цветов.

Карточка № 11

«Большие – маленькие»

Цель:

а) Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров.

б) Учить различать большие и маленькие предметы.

в) Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат).

г) Закреплять знание красного и желтого цвета.

Карточка № 12

«Одень куклу»

Цель:

а) Знакомить с названиями разных видов одежды.

б) Учить узнавать и называть разные виды одежды.

в) Учить находить одежду соответственно времени года.

Карточка № 13

«Картинки половинки»

Цель:

а) Учить детей из двух частей составлять целое, развивать внимание, сообразительность.

б) Упражнять в умении находить похожие картинки и сравнивать их между собой.

в) Побуждать детей описывать картинки, указывать признаки сходства и различия между парными картинками, развивать связную речь.

Карточка № 14

«Не мешайте мне трудиться»

Цель:

а) Уточнить представления детей о трудовых действиях взрослых и детей.

б) Учить правильно называть эти действия.

в) Упражнять в подборе к глаголам соответствующих существительных.

г) Побуждать детей использовать в речи глаголы.

Карточка № 15

«Расставь по местам»

а) Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

б) Определять на что они похожие, развивать воображение.

в) Закреплять основные цвета.

Карточка № 16

«Собери шарик»

Цель:

а) Учить собирать целое из двух частей.

б) Упражнять в умении видеть половинки одинакового цвета.

в) Закреплять основные цвета.

Карточка № 17

«Кто что делает?»

Цель:

а) Формировать представления о профессиях.

б) Учить называть действия, изображенные на картинке.

в) Называть предметы помощники в той или иной профессии.

г) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Карточка № 18

«Один – много»

Цель:

а) Учить детей употреблять в речи существительные и глаголы единственного и множественного числа.

б) Составлять небольшие предложения, развивать речь.

в) Сравнивать предметы на картинках, развивать грамматический строй речи.

Карточка № 19

«Времена года»

Цель:

а) Закрепить с детьми знания времен года.

б) Называть приметы разных времен года.

в) Учить детей правильно называть предметы одежды, сопоставлять их с погодой на улице.

г) Забавы детей в разные времена года.

Карточка № 20

«С какого дерева листок?»

Цель:

а) Учить детей узнавать и называть деревья.

б) Узнавать дерево по форме листа.

в) Закреплять знания плодов ореха, березы, туи, клена, ели, дуба.

Г) Закреплять основные цвета.

Карточка № 21

«Фрукты»

Цель:

а) Учить детей узнавать и называть фрукты.

б) Закреплять основные цвета.

в) Определять форму.

Карточка № 22

«Овощи»

Цель:

а) Учить детей узнавать и называть овощи.

б) Закреплять основные цвета.

в) Определять форму.

г) Что из них можно приготовить.

Карточка № 23

«В зимней столовой»

Цель:

а) Учить детей узнавать и называть знакомых птиц.

б) Закреплять знания детей о зимующих птицах.

в) Развивать умение подражать их поведению, расширять словарный запас.

Карточка № 24

«Чей малыш?»

Цель:

а) Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей.

б) Познакомить с названиями домашних животных и их детенышей.

в) Способствовать развитию у детей представлений об окружающем мире.

г) Расширять словарный запас.

Карточка № 25

«Найди маму»

Цель:

а) Закреплять знания домашних животных и их детенышей.

б) Умение соотносить животное и его детеныша.

Карточка № 26

«Поймай рыбку»

Цель:

а) Развивать координацию движений руки, ловкость.

б) Называть цвета и форму рыбок.

в) Определять настроение (грустное, веселое).

Карточка № 27

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель:

а) Учить детей отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов.

б) Способствовать развитию речи как средства общения.

в) Учить детей оценивать поступки других людей.

г) Воспитывать желание оказывать помощь.

Карточка № 28

«Протолкни круглый предмет»

Цель:

а) Формировать у детей представление о форме предметов.

б) Развивать зрительно- двигательную координацию.

в) Воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.

Карточка № 29

«Застегни пальто»

Цель:

а) Упражнять мелкие мышцы пальцев.

б) Побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя.

в) Воспитывать аккуратность и внимание.

Карточка № 30

«Плыви, кораблик»

Цель:

а) Формировать у детей навыки владения палочкой- крючком.

б) Развивать координацию движений кистей рук.

в) Воспитывать настойчивость, желание достичь цель, вызвать чувство радости от полученного результата.

Карточка № 31

«Завяжи шарф»

Цель:

а) Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

б) Побуждать завязывать шарф двумя руками.

в) Воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата.

Карточка № 32

«Прокати лошадку»

Цель:

а) Формировать у детей ориентировку в помещении

б) Развивать слуховое восприятие

в) Узнавать лошадку среди других игрушек

г) Произносить упрощенные слова: но- но, иго- го, на, пей, лошадка.

Карточка № 33

«Шнуровка»

Цель:

а) Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

б) Воспитывать аккуратность.

Карточка № 34

«Отгадай, как зовут»

Цель:

а) Развивать у детей слуховое восприятие.

б) Совершенствовать навык звукоподражания.

в) Воспитывать внимательность.

Карточка № 35

«Помоги одеть куклу»

Цель:

а) Познакомить детей с величиной предмета, путем сравнения однотипных предметов разного размера.

б) Развивать зрительное восприятие.

в) Воспитывать аккуратность.

Карточка № 36

«Найди по звуку»

Цель:

а) Формировать слуховое восприятие.

б) Развивать ориентировку в пространстве.

в) Отрабатывать правильное произношение звуков «пи-пи».

г) Воспитывать положительный интерес к занятиям.

Карточка № 37

«Протолкни фигуру»

Цель:

а) Формировать навык пользования палочкой, как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек.

Карточка № 38

«Кто как разговаривает»

Цель:

а) Формировать слуховое восприятие.

б) Развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам.

Карточка № 39

«Что звучит?»

Цель:

а) Совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток).

б) Называть предмет и действие с ним.

в) Развивать внимание.

Карточка № 40

«Бей, барабан»

Цель:

а) Совершенствовать слуховую сосредоточенность.

б) Побуждать детей употреблять вспомогательный предмет – палочки.

в) Развивать координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.

Карточка № 41

«Кто в домике живет?»

Цель:

а) Формирование речевого слуха.

б) Развитие собственной активной речи.

в) Совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям.

Карточка № 42

«Кто в гости пришел?»

Цель:

а) Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

б) Развивать организованность и самоконтроль.

в) Воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам.

Карточка № 43

«Кто как ходит?»

Цель:

а) Упражнять детей согласовывать свои движения со словами.

б) Развивать слуховое восприятие.

в) Воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками.

Карточка № 44

«Что звучит?»

Цель:

а) Приучать детей ориентироваться в пространстве по звуку.

б) Определять на слух.

в) Двигаться по направлению звука, где раздался звук.

г) Называть звучащий предмет.

Карточка № 45

«Как снежок падает»

Цель:

а) Вызвать у детей радость от восприятия белого снега.

б) Показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты.

в) Развивать двигательную активность.

г) Воспитывать любовь к окружающей природе.

Нанизывание

Карточка № 46

«Собери пирамидку»

Цель:

а) Побуждать детей выполнять цепь последовательных действий.

б) Развивать более точные, координированные движения рук.

в) Воспитывать внимательность и аккуратность.

Карточка № 47

«Собери башню 2 кольца»

Цель:

а) Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке.

б) Понимать слово «кольцо» и название цвета.

в) Воспитывать интерес к занятию.

Карточка № 48

«Нанизывание колец одного цвета»

Цель:

а) Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками.

б) Формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Карточка № 49

«Поймай солнечного зайчика»

Цель:

а) Развивать зрительное восприятие.

б) Формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.

в) Воспитывать внимательность.

Карточка № 50

«Большая и маленькая башни»

Цель:

а) На эмоционально- чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим.

б) Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев.

в) Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.

г) Воспитывать интерес к занятиям.

Карточка № 51

«Рыболов»

Цель:

а) Совершенствовать и использовать полученные навыки в других условиях, дополнять новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды.

б) Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать.

в) Воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.

Карточка № 52

«Шарик в ложке»

Цель:

а) Совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние 25см и класть в объемный сосуд – пластмассовый стакан, использовать вспомогательные предметы – ложку.

б) Развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно.

в) Воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение.

Народные сборно – разборные игрушки

Карточка № 53

«Грибочки по местам»

Цель:

а) Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета.

б) Воспитывать положительное отношение к занятиям.

Карточка № 54

«Одноместная матрешка»

Цель:

а) Побуждать детей открывать и закрывать игрушку.

б) Различать верхнюю и нижнюю части матрешки.

в) Понимать слово «матрешка».

г) Воспитывать интерес и наблюдательность.

Карточка № 55

«Двухместная матрешка»

Цель:

а) Формировать представления о величине предмета (большая, маленькая).

б) Научить открывать и закрывать матрешку.

в) Закрепить навык называния цвета (красный, синий, желтый).

г) Расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек.

Карточка № 56

«Кто где спрятался?»

Цель:

а) Развивать ориентировку в пространстве.

б) Побуждать детей действовать по сигналу.

в) Находить предметы по названию и описанию.

г) Воспитывать наблюдательность и аккуратность.

Карточка № 57

«Найди свое место»

Цель:

а) Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине.

б) Осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы.

в) Развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность.

Карточка № 58

«Где найти?»

Цель:

а) Побуждать детей по словам взрослого находить и показывать знакомые игрушки.

б) Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру.

в) Развивать ориентировку в пространстве, память.

Карточка № 59

«Поможем бабушке»

Цель:

а) Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль.

б) Воспитывать уважение к старшим.

Карточка № 60

«Собери цветок»

Цель:

а) Закрепить знания детьми названий основных цветов.

б) Совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка.

в) Развивать мелкую моторику пальцев.

Раскладывание и складывание

Карточка № 61

«Найди такой же»

Цель:

а) Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

б) Воспитывать интерес к занятиям.

Карточка № 62

«Кому что дать?»

Цель:

а) Закрепить названия животных.

б) Сформировать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко).

в) Воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.

Карточка № 63

«Какой наряд у Кати?»

Цель:

а) Совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви.

б) Развивать коммуникативные качества.

в) Воспитывать бережное отношение к одежде.

Карточка № 64

«На чем поедем?»

Цель:

а) Побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя.

б) Узнавать транспортную игрушку среди всех сходных.

в) Называть части предмета.

г) Воспитывать наблюдательность и коммуникативность.

Карточка № 65

«Разложи по форме»

Цель:

а) Формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Карточка № 66

«Посмотри, что у нас»

Цель:

а) Совершенствовать зрительно- мыслительные операции с предметами: кубиками – вкладышами.

б) Побуждать детей узнавать, сравнивать и называть изображения.

в) Воспитывать внимательность и аккуратность.

Карточка № 67

«Найди листочек»

Цель:

а) Формировать цветовое восприятие.

б) Побуждать детей участвовать в совместной деятельности.

в) Повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят.

г) Воспитывать любовь к окружающей природе.

Карточка № 68

«Угадай, какой цвет»

Цель:

а) Развивать внимание на цветовые свойства предметов.

б) Совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

Карточка № 69

«Широкая и узкая дорожка»

Цель:

а) Формировать понятия: «большая и маленькая», «узкая – широкая».

б) Соотносить формы предметов разной величины.

в) Развивать зрительное восприятие.

г) Воспитывать трудолюбие.

Карточка № 70

«Подбери такой же»

Цель:

а) Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, зеленый).

б) Расширять чувственный опыт.

в) Выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске.

г) Воспитывать положительный интерес к занятиям.

Карточка № 71

«Большой и маленький»

Цель:

а) Побуждать детей обращать внимание на величину предметов.

б) Формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.

в) Понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

Карточка № 72

«Разложи правильно»

Цель:

а) Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы.

б) Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность.

Карточка № 73

«Что получилось?»

Цель:

а) Обогащать зрительно- осязательно опыт малышей.

б) Выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.

в) Закреплять положительное отношение к занятиям.

г) Воспитывать трудолюбие и желание выполнять действия до конца.

Карточка № 74

«Разложи по цвету»

Цель:

а) Формировать цветовое восприятие.

б) Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

в) Использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая настольно-печатная игра с кубиком и фишками "звери на арене"

Игра с кубиком и фишками, направлена на развитие эмоционального мира детейи умение чувствовать эмоциональное состояние героев игры, знакомство с названиями и характерными впешними чертами 8 эмоций, за...

Картотека игр по русским народным сказкам /словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/

/словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/  К-1    Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дида...

Мастер-класс «Обучение родителей изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми»

Мастер-класс по обучению родителей изготовлению дидактических игр совместно с детьми с помощью технических средств....

Дидактическая настольно-печатная игра: лото «Гербы Саратовской области»

Данная игра поможет изучить ребенку Гербы Саратовской области («Геральдика»), что поможет ему углубить знания в символике Саратовской области.Формировать уважительное отношение к госуда...

Дидактическая настольно-печатная игра с кубиком и фишками "Маскарад в цирке"

Игра с кубиками и фишками направлена на развитие эмоционального мира детей и умение чувствовать эмоциональное состояние героев игры, знакомство с названиями и характерными внешними чертами 8 эмоций, з...

Дидактическая настольно-печатная игра с кубиком и фишками "звери на арене"

направлена на развитие эмоционального мира детей и умения чувствовать эмоциональное состояние героев игры, а также знакомство с названиями и характерными внешними чертами 8 эмоций, закрепление их схем...

Дидактическая настольно-печатная игра «Репка»

Дидактическая настольно-печатная игра «Репка»...