Факультативный курс по выработке графических навыков у детей «Школа умелого карандаша»
рабочая программа (подготовительная группа)

Мишурина Елена Геннадьевна

Некоторые 6-7-летние дети плохо координируют движения  руки и глаза, у них слабо развита мелкая моторика  и координация пальцев рук, им трудно  строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Данный курс предполагает помощь в подготовке руки дошкольника к овладению письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_umelogo_karandasha_2015-2016.docx59.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им.Шелковникова К.М.»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ф/курсу «Школа умелого карандаша»

Класс: подготовительный

Количество часов:      33

УМК:          И.А. Подрезова  «Школа умелого карандаша"

Ф.И.О. учителя: Мишурина Елена Геннадьевна.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей начальных классов____________________________________ «____»___________2017 г.

Руководитель МО ____________________/_________________________

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 к факультативному курсу по выработке графических навыков у детей  «Школа умелого карандаша»

Отмечено, что некоторые 6-7-летние дети плохо координируют движения  руки и глаза, у них слабо развита мелкая моторика  и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. А,  как известно, низкий уровень подготовки руки  к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Изучив проблемы и учтя рекомендации учителей начальных классов, И.А.Подрезова предлагает систему работы по подготовке руки дошкольника к овладению письмом.

При разработке автор опирался на программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, разработанную Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, и метод рекомендации А.В.Антоновой по формированию графических навыков у детей.

Оптимальной формой проведения работы выбрана форма занятия как наиболее приемлемая в дошкольном учреждении.

В первую и вторую неделю сентября проводится три занятия подготовительного этапа.

Занятия основного этапа начинаются с третьей недели сентября и проводятся фронтально,один раз в неделю.

Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работы.

1. Работа на листах тетради, разлинованных в клетку.(рисование точек и знакомство с клеткой).

2.Занятия по изобразительной деятельности.

3. развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:

- пальчиковой гимнастики

-пальчиковых игр

-развивающих игр(с использованием пирамидок, мозаики и т.п)

4.Общеукрепляющие мероприятия. Проведение:

-ручной терапии

-массажа пальцев рук и ладонных поверхностей

-водных процедур (теплых ванночек для снижения мышечного тонуса)

Предложенные занятия имеют следующую структуру и особенности.

  1. Для активации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой  гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
  2. Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги. У них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, учитель показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Затем  дети должны воспроизвести  образец пальцем на столе( или карандашом в воздухе).После обводят образец в тетради.
  3. После работы в тетради  обязательно выполняется гимнастика для глаз.
  4. Важный компонент занятий - это зрительные и слуховые диктанты
  5. Для снятия утомления на занятиях проводятся динамические паузы.
  6. В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки( штриховка или проведение непрерывной линии)
  7. Упражнения каждого занятия объединены одним сюжетом. Это делает их  интересными и сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия и способствует нравственному, эстетическому воспитанию.

Планируемые результаты освоения факультативного курса по выработке графических навыков у детей:

  1. Дети должны научиться ориентироваться на листе в тетради;
  2. У детей должна быть достаточно развито:

 мелкая моторика

 координация пальцев рук;

  1. У учащихся предполагается увеличение объема внимания;

расширение словаря, развитие речи  и пространственного воображения.

Тематическое планирование

по ф/курсу «Школа умелого карандаша» в подготовительном классе

2016-2017уч.год

Тема

Содержание

Цели и задачи

Кол-во часов

По плану

Факт

Клетка.

  1. Пальчиковая гимнастика «Замок».
  2. Работа в тетради.
  3. Упражнение для глаз
  4. Узор из счетных палочек.

Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге;

развивать зрительную память; развивать общую и мелкую моторику.

1

06.09.

2016

Рисование точек

  1. Пальчиковая гимнастика «Капустка».
  2. Работа в тетради.
  3. Упражнение для глаз «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант

Продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку;

учить ориентироваться в клетке; развивать зрительную память, проводить коррекцию зрительного гнозиса;

1

13.09

Рисование точек и крестиков

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Фигурки из проволоки.
  3. Упражнение для глаз
  4. Зрительный диктант

Продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку;

учить ориентироваться в клетке; развивать координацию слов и движений,закрепить знания детей об овощах.

1

20.09

Рисование коротких вертикальных линий

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
  2. Зрительный диктант
  3. Упражнение для глаз «Молния».
  4. Работа в тетради.

Научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1

27.09

Рисование коротких горизонтальных линий

  1. Развитие общей моторики.
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.
  5. Зрительный диктант

Учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; развивать общую и тонкую моторику детей;

развивать зрительное восприятие; учить образовывать родственные слова (от названий животных);

1

04.10

Урок-закрепление

1

11.10

Рисование длинных вертикальных линий

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Работа в тетради «Вышел дождик погулять».
  3. Упражнение для предупреждения зри
    тельного утомления.
  4. Работа в альбоме

Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно; развивать тонкую моторику руки, зрительную память;

1

18.10

Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

  1. Пальчиковая гимнастика «Листочки».
  2. Работа в тетради.
  3. Упражнение для глаз «Стрелы».
  4. Игра «Бумажные листочки»

Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий;

учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

1

25.10

Рисование наклонных линий

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Работа в тетради.
  3. Гимнастика для глаз
    «Далеко — близко»
  4. Слуховой диктант.

Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно;

закрепить знания о геометрических фигурах

1

08.11

Рисование  прямых углов

  1. Игра «Птицы хотят пить».
  2. Пальчиковая гимнастика «Птички».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз «Уголки».
  5. Зрительный диктант.

- Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными;

развивать конструктивные навыки;

1

15.11

Рисование узора

  1. Игра «Пластилиновые жгутики».
  2. Работа в тетради.
  3. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
  4. Упражнение для глаз «Стрельба».

Формировать умение рисовать  узоры из углов, линий.

Учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения;

1

22.11

Рисование уголков

  1. Пальчиковая гимнастика «Домик».
  2. Выполнение фигуры «Уголки».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз «Стрельба».

Учить рисовать уголки по точкам и по образцу;

учить образовывать сложные слова и множественное число имен существительных; закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; закрепить знание геометрических фигур; развивать зрительное восприятие и зрительную память

1

29.11

Урок-закрепление

1

06.12

Рисование квадратов

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
  2. Выполнение фигурки «Машина».
  3. Работа в тетради.

Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; учить образовывать относительные прилагательные;

развивать конструктивные навыки; развивать координацию речи и движений, творческое воображение

1

13.12

Рисование ромба

  1. Фигурка из палочек «Рожица».
  2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
  3. Работа в тетради.
  4. Игра «Угадай, сколько нас в семье?»

Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем;

формировать пространственно-временные представления;

развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения;

1

20.12

Рисование прямоугольников

  1. Фигура из палочек «Прямоугольник».
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз.
  5. Динамическая пауза «Мчится поезд».

Учить рисовать прямоугольники; закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник;

развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения; уточнить понятие: транспорт наземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный;

1

27.12

Рисование бордюра

  1. Игра «Ловкие пальчики».
  2. Пальчиковая гимнастика «Подарки».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз.
  5. Слуховой диктант.

Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий;

формировать умение строить деятельность по словесной инструкции; развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм.

1

10.01

Урок-закрепление

1

17.01

Рисование предметов из кругов

  1. Выкладывание по контуру.
  2. Работа в тетради.
  3. Офтальмотренаж «Метелки».
  4. Зрительный диктант.
  5. Динамическая пауза «Танец Неваляшек».

Закрепить умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

учить образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; развивать координацию речи и движения

1

24.01

Рисование фигур и предметов из кругов

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  2. Работа в тетради.
  3. Офтальмотренаж «Поймай зайку».
  4. Зрительный диктант.

Закрепить умение рисовать круги; расширять словарный запас; развивать зрительное внимание и память; творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

1

31.01

Рисование овалов

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  2. Игра «Ловкие ручки».
  3. Работа в тетради.
  4. Гимнастика д/глаз

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; проводить коррекцию атаксии, дизметрии; закрепить понятия о геометрических фигурах;

развивать сообразительность.

1

07.02

Рисование кругов и овалов

  1. Игра «Маленький конструктор».
  2. Самомассаж рук.
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для предупреждения зри
    тельного утомления.
  5. Слуховой диктант.

Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;

учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения; развивать слуховое внимание;

1

21.02

Рисование узоров из кругов и овалов

  1. Сортировка гороха и бобов.
  2. Самомассаж рук.
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз.
  5. Слуховой диктант

Формировать умение рисовать круги и овалы;

учить штриховать предметы в разных направлениях;

учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения; закрепить и уточнить знания о домашних животных

1

28.02

Урок-закрепление

1

07.03

Рисование треугольников

  1. Самомассаж пальцев рук.
  2. «Фигурки из палочек».
  3. Работа в тетради.
  4. Офтальмотренаж «Жмурки».
  5. Зрительный диктант.

Учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно;

учить понимать и объяснять значение крылатых выражений; развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении;

1

14.03

Рисование вертушек

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Работа в тетради.
  3. Офтальмотренаж
  4. Зрительный диктант

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий;

учить детей дифференцировать и правильно называть предлоги; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения

1

21.03

Рисование елочек

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
  2. Работа в тетради.
  3. «Где кто живет?»
  4. Зрительный диктант

Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий;

согласовывать числительные с существительными

1

04.04

Рисование палочек с присоединением уголков

  1. Пальчиковая гимнастика «Жук».
  2. Работа в тетради. Графический диктант.
  3. Упражнение для глаз.
  4. Динамическая пауза «Прилетела к нам
    вчера...»

Закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии;

учить симметрично воспроизводить предметы;

развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения; закрепить у детей понятие «насекомые», согласование числительных с существительными

1

11.04

  1. 2

Урок-закрепление

1

18.04

Рисование ломаной линии

  1. «Маленький конструктор».
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

Формировать умение рисовать ломаную линию;

учить штриховать предметы в разных направлениях;

учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения.

1

25.04

Рисование дуги

  1. Игра «Дорисуй цветок».
  2. Физкультминутка «Цветочки-лепесточки».
  3. Работа в альбоме.
  4. Зрительный диктант со счетными палочками.

Закрепить умение рисовать дугу  и включать её в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления;

1

02.05

Составление узора из изученных фигур

  1. Самомассаж кистей рук
  2. Работа на индивд.листах
  3. Угадайка – определить фигуру на ощупь.

Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой;

1

16.05

Урок-обобщение. Создание картины из геометрических фигур.

1

23.05

Итого:

33

ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША

Тема

Кол-во часов

По плану

Факт

Клетка.

1

03.09

Рисование точек

1

10.09

Рисование точек и крестиков

1

17.09

Рисование коротких вертикальных линий

1

24.09

Рисование коротких горизонтальных линий

1

01.10

1

08.10

Рисование длинных вертикальных линий

1

15.10

Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

1

22.10

Рисование наклонных линий

1

29.10

Рисование  прямых углов

1

12.11

Рисование узора

1

19.11

Рисование уголков

1

26.11

1

03.12

Рисование квадратов

1

10.12

Рисование ромба

1

17.12

Рисование прямоугольников

1

24.12

Рисование бордюра

1

14.01

1

21.01

Рисование предметов из кругов

1

28.0001

Рисование фигур и предметов из кругов

1

04.02

Рисование овалов

1

11.02

Рисование кругов и овалов

1

25.02

Рисование узоров из кругов и овалов

1

03.03

1

10.03

Рисование треугольников

1

17.03

Рисование вертушек

1

24.03

Рисование елочек

1

07.04

Рисование палочек с присоединением уголков

1

14.04

  1. 2

1

21.04

Рисование ломаной линии

1

28.04

Рисование дуги

1

05.05

Составление узора из изученных фигур

1

12.05

1

19.05

33

ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША

Тема

Кол-во часов

По плану

Факт

Клетка.

1

03.09

Рисование точек

1

10.09

Рисование точек и крестиков

1

17.09

Рисование коротких вертикальных линий

1

24.09

Рисование коротких горизонтальных линий

1

01.10

1

08.10

Рисование длинных вертикальных линий

1

15.10

Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

1

22.10

Рисование наклонных линий

1

29.10

Рисование  прямых углов

1

12.11

Рисование узора

1

19.11

Рисование уголков

1

26.11

1

03.12

Рисование квадратов

1

10.12

Рисование ромба

1

17.12

Рисование прямоугольников

1

24.12

Рисование бордюра

1

14.01

1

21.01

Рисование предметов из кругов

1

28.0001

Рисование фигур и предметов из кругов

1

04.02

Рисование овалов

1

11.02

Рисование кругов и овалов

1

25.02

Рисование узоров из кругов и овалов

1

03.03

1

10.03

Рисование треугольников

1

17.03

Рисование вертушек

1

24.03

Рисование елочек

1

07.04

Рисование палочек с присоединением уголков

1

14.04

  1. 2

1

21.04

Рисование ломаной линии

1

28.04

Рисование дуги

1

05.05

Составление узора из изученных фигур

1

12.05

1

19.05

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

Перспективное планирование кружка «Школа умелого карандаша» в старшей группе

В результате диагностики воспитанников  отмечаем, что 80 % детей нашей группы с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и коорд...

Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада

Конспект занятия по школе умелого карандаша в средней возрастной группе детского сада....

"Школа умелого карандаша"

Программа дополнительного образования...

"Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Рисуем заборчик на птичьем дворе"школа умелого карандаша младшая группа...

"Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Учимся закрашивать вторую половинку рисунка"школа умелого карандаша младшая группа...

"Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа

quot;Украшаем шарик"школа умелого карандаша младшая группа...