презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
презентация к уроку (старшая группа)
Организация исследовательской деятельности дошкольников, как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд МБДОУ «Филимоновский детский сад», Василенко Елена Геннадьевна, воспитатель
«Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»
2 слайд Современные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений, и, в частности, ФГТ и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, впервые обозначили целевые ориентиры дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Результаты освоения образовательной программы ДОУ, в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - это интегративные качества, которые соотносятся с личностным, интеллектуальным и физическим развитием: «подвижен, вынослив, проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, уверен в своих силах , умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности», сформированными в рамках образовательной программы ДОУ.
3 слайд Актуальность
Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Исследовательская деятельность как нельзя лучше формирует эту потребность. Старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и исследовательская деятельность соответствует этим возрастным особенностям. Организация исследовательской деятельности дошкольников, как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость. Таким образом, в дошкольном возрасте исследование является ведущим способом познания мира.
Новизна заключается в том, что:
- определены структурно-содержательные характеристики исследовательской активности старших дошкольников;
- обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников;
- разработана и реализована поэтапная педагогическая технология процесса развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
4 слайд Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
1.Обучить детей умениям и навыкам исследовательского деятельности.
2. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
3. Организовать предметно-развивающую среду.
4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
Формирование, каких умений и навыков происходит при решении исследовательских задач. Умение видеть и ставить проблему, которую необходимо разрешить; Умение задавать вопросы; Умение давать определения понятиям; Умение классифицировать; Умение наблюдать; Умение и навыки проведения экспериментов; Умение структурировать полученный в ходе исследования материал; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи.
5 слайд Структура детского исследования включает в себя следующие конкретные этапы: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; обсуждение увиденных полученных результатов; фиксация результатов.
Свою работу по исследовательской деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
6 слайд
Организация исследовательской деятельности происходила поэтапно:
На 1-м подготовительном этапе я ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, провела мониторинг , с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. На основе изученного теоретического материала и мониторинга сформировала проблему, выделила цели и задачи данной работы, ожидаемые результаты, разработала перспективный план по внедрению в практическую повседневную деятельность детей. Ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), беседы , просмотр презентаций, познавательных фильмов, м/ф,, знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального мини-центра, их назначением было направлено на развитие познавательного интереса и активности.
С целью выявления отношения родителей к исследовательской деятельности детей я провела родительское собрание с анкетированием. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому исследованию, но недопонимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе и готовы к дальнейшей работе в данном направлении. Родители помогли в организации центра экспериментальной деятельности, приняли активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Все это стало подготовкой к исследовательской работе.
Виды и формы работы при формировании первоначальных учебных умений и навыков старших дошкольников | ||
1.Подготовительный этап | ||
Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога и детей | Взаимодействие с семьей |
1.Изучение и подбор методической литературы 2.Мониторинг 3.Формирование проблемы 4.Определение целей и задач 5. Составление перспективного плана работы | 1.Рассказы воспитателя 2.Беседы 3.Чтение худ.лит-ры 4.Просмотр презентаций 5.Просмотр познавательных фильмов, м/ф 6.Знакомство с центром | 1.Родительское собрание 2.Помощь в организации центра экспериментальной деятельности 3.Помощь в оформлении литературного центра |
7 слайд
Следующий этап (практический) – направлен на по развитию у детей специальных умений и навыков исследовательского характера.
Для этого организовывается центр «Хочу все знать» (чтение художественной литературы, энциклопедий, эвристические беседы по изучаемым темам). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом записанным в виде символов. по схематичным изображениям. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создается Клуб знатоков «Я познаю мир» «Знатоки» готовятся к докладам, представлению презентаций (Постепенно группа расширилась). Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор. Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы, некоторое приобщение к миру взрослых. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.
Работая по исследовательской деятельности и понимая значение детского экспериментирования для психологического развития ребенка, мы открыли в группе экспериментальный уголок «Юные исследователи». Оснастили ее материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. Совместная деятельность с детьми в мине-центре проходит 1 раз в неделю по 25-30 мин.
Включение родителей в процесс развития исследовательской деятельности детей реализовывался в следующих формах : Лектории для родителей, консультации, раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, поиск информации и иллюстративного материала,обмен мнением и опытом через интернет. Дома родители продолжают проводить беседы, читают, просматривают познавательные фильмы, м/ф, наблюдают, составляют презентации, экспериментируют в домашних условиях. Организация такой работы помогла понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.
2.Практическая деятельность по исследовательской деятельности | |||||||
Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | Совместная деятельность родителей и детей | |||
1.Организовать познавательно- исследовательскую и экспериментальную деятельность 2.Следить за выполнением правил безопасности при проведение опытов | 1.Центр «Хочу все знать»2.Целевые прогулки и экскурсии3.НОД4.Клуб знатоков «Я познаю мир» | 1.Мини-центр «Юные исследователи» (экспериментальный уголок) 2.Игры 3.Наблюдения4.Фиксация результатов | 1.Лектории для родителей 2.Консультации 5.Раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций 6.Поиск информации и иллюстративного материала 7.Обмен мнением и опытом через интернет. | 1. Беседы 2.Чтение худ.лит-ры 3.Просмотр познавательных фильмов, м/ф 4.Прогулки-наблюдения 5.Составление презентаций 6.Экспериментирование в домашних условиях. |
8 слайд Заключительный этап предполагает подведение итогов работы по исследовательской деятельности. Ребенок доказывает педагогу при помощи исследований опытов, экспериментов разнообразные временные, последовательные, причинные связи, видит проблему, умеет формулировать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования. Анкетирование родителей показало их удовлетворенность, создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
3.Заключительный этап | |||||||
Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | Совместная деятельность родителей и детей | |||
1.Подведение итогов работы по исследовательской деятельности | Ребенок доказывает педагогу при помощи исследований опытов, экспериментов разнообразные временные, последовательные, причинные связи | 1.Ребенок видит проблему; 2. Умеет формулировать и задавать вопросы; 4.Умеет делать выводы и умозаключения; 5. Умеет доказывать и защищать свои идеи; 6.Умеет самостоятельно действовать на этапах исследования. | 1.Анкетирование родителей 2. Представление итогов работыпо исследовательской деятельности детей | 1.Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. |
9 слайд
Диаграмма
Вся деятельность детей измерима. Перед вами диаграмма, которая показывает повышение роста освоения детьми экспериментальной деятельностью в сравнении на начало и конец года. Количественные данные позволяют мне проследить эффективность моей работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
10 слайд
Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». В подвижных играх определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.
Воспитателям детского сада представила семинар-практикум «Экспериментирование со старшими дошкольниками» (2013 г), НОД с использованием ИКТ «Волшебная капелька » (подг. группа), консультация для воспитателей « Экспериментальная деятельность и её место в непосредственно образовательной деятельности» (2014г). С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте.
11 слайд
Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:
" Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму ".
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Тематический контроль «Формирование учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Определить готовность к школе, сформированность учебных умений и навыков у детей ...
Статья "Формирование исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в проектную деятельность"
Одной из оптимальных технологий, поддерживающих компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,...
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...
Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....
"Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной и последовательской деятельности".
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировозрение ребенка, его ли...