Участие в XII Международной научно-практической конференции г. Томска. Статья в книгу. 15 марта 2019г.
статья

Флат Любовь Владимировна

 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Л.В. Флат, музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад  №34"

ЗАТО Северск, п.Самусь

      Актуальность моего опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая  раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. ФГОС ставит  задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

      Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. Одним из средств, позволяющих развивать в детях эмоционально-образное восприятие музыки, являются музыкально-ритмические  движения. Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. Музыка - искусство «интонируемого смысла», что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. [1,57] Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к  жизни,  внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Наши  дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную  рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания,  оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

       Музыкально-ритмические движения (ритмика) – это один из видов  музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности. Ритмика – это  передача содержания музыки, ее характера, образов через движения, это эмоциональный отклик на музыку. В настоящее время интерес к ритмике возрастает. Ритмика обеспечивает выход повышенной  двигательной  энергии ребенка, способствует организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. В процессе музыкально-ритмического воспитания и выполнения  движений под музыку у детей развивается общий кругозор, формируется художественный вкус, развиваются их творческие способности. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Восприятие - сложный психический процесс. Известный психолог Л. Выготский даёт такое определение: «Это целостное отражение в коре головного мозга предметов и ситуаций,  возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Одним из видов музыкальной деятельности является восприятие. Восприятие музыки ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное.  «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический  художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Поэтому важно формировать именно музыкальное восприятие.   

       В своей работе применяю наглядно – слуховой метод, так как слушание - восприятие определяет ведущую роль в детской музыкальной деятельности. В процессе прослушивания мелодии напоминаю, что надо слушать музыку очень внимательно, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию. После прослушивания провожу обсуждение: какой  характер музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части.  Затем включаю, повторно, эту же музыку и предлагаю двигаться на свое усмотрение. После чего отмечаю, что детям стало проще выражать свои чувства, эмоции, понимать чувства  других, появилась уверенность в себе во время выполнения движений. Так же в своей работе использую слушание контрастных произведений. Это  помогает детям различать и сравнивать музыкальные произведения. Прием сравнения делает процесс восприятия более осмысленным, глубоким. Работа над музыкально-двигательными упражнениями помогает  развивать у детей двигательные навыки и умения, которые необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствует углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение ставит перед детьми не только двигательные, но и музыкальны задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой. Дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ.

       Наблюдения показывают, что ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Данный опыт как раз направлен на то, чтобы пробудить спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности. Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения дошкольника. Нередко дети чувствуют характер музыки, но не могут или не умеют передать его в движении. В таком случае использую вспомогательные упражнения: «Стряхивать воду с пальцев», «Кошка выпускает когти», напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравниваем новые движения и музыку с уже известными. Раскрывая ошибки детей, я включаю в НОД новые упражнения, помогающие эти ошибки исправить и т.д. Наряду с прослушивание музыки и  словесным объяснением в работе применяю показ движения, который широко используется как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Например, говоря о беге с лентой, я показываю правильное положение руки: добиваясь устремленности шага, делаю несколько шагов, подчеркивая положение корпуса, энергичное движение рук; наглядно показываю разницу в положении ступней при легком и сильном  подпрыгивании и т.п. Когда дети осваивают характер движения, я показываю им выразительное, эмоционально содержательное и технически правильное его выполнение.Такой показ служит наглядным примером, и помогает детям углублять их собственный опыт. Этой же цели служит показ движений успевающими детьми для всей группы. Используется этот прием при освоении детьми некоторых движений, вызывающих у них затруднения, например, поскоков. Неуспевающий ребенок легко овладевает упражнением в паре с товарищем, хорошо выполняющим его.

       Добиваясь наиболее развивающего эффекта обучения в НОД, использую проблемные методы, активизирующие детей. Ставлю перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать  инструмент, соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движения под музыку, выбрать наиболее близкие ей, найти «свои» оригинальные движения. Соблюдаю дозировку, слежу за внешними эмоциональными проявлениями детей, чтобы они не переутомлялись и  не перевозбуждались. Развиваю эмоциональную отзывчивость на протяжении всей непосредственной образовательной  деятельности.

 

Литература:

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыке, просвещении и образовании./ Б.В. Асафьев. - М. 1978,- 220с.

2. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» С-Петербург, 1994.

3. Дьяченко О. М. «Выразительное движение» - Москва, Научный центр Венгера, 1996 г.

4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Участие в VII Международной научно-практической конференции г. Томска. Статья в книгу. 31 марта 2014г.

quot;Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с русской песенной культурой""Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его исп...

Участие в XXIV Международной научно-практической конференции

Сборник включает материалы XXIV Международной научно-практической конференции: «EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE», проведенной 28 октября 2017 г. Материалы сборника могут быть испо...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...